Для решения реабилитационных задач педагоги ищут новые методы и приёмы
«Мои педагогические находки» - так звучала тема заседания «круглого стола» специалистов социально-реабилитационных учреждений для несовершеннолетних, прошедшего в конце марта на базе Областного социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.
Воспитанники подобных центров - в основном дети из социально неблагополучных семей. Несовершенство социальных условий в сочетании с неправильными методами воспитания в семье, недостаточное внимание к ребёнку со стороны взрослых наносят непоправимый вред здоровью, травмируют психику и тормозят развитие личности. Задача педагогов - найти пути решения этих проблем, определить и развить внутренние ресурсы, необходимые для успешной социализации.
Работа в социально-реабилитационном учреждении для несовершеннолетних имеет свою специфику: реабилитационные группы, как правило, включают детей разного возраста и уровня развития, к тому же состав групп динамичен. Для решения реабилитационных задач педагоги постоянно ищут новые методы и приёмы, модифицируя их под потребности своей реабилитационной группы, вырабатывая свой авторский подход.
Вниманию участников заседания были представлены доклады по использованию в реабилитационном процессе инновационных методов и приёмов: танцевально-двигательной терапии, гарденотерапии (особого направления психосоциальной, трудовой, профессиональной реабилитации при помощи приобщения к работе с растениями), методики развития навыков письма и чтения посредством образовательной программы Brain Gym, использование нетрадиционных техник в художественно-творческой деятельности детей и подростков.
В период детства одна из наиболее важных задач - научить ребёнка правилам жизни во взрослом мире. Воспитатель социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Корочанского района Людмила Чернова раскрыла новые подходы в работе по этому направлению. Учитывая такие особенности детской психики, как эмоциональность, впечатлительность, навыки безопасного поведения наиболее эффективно усваиваются детьми в театрализованной деятельности. Разыгрывая роли, дети становятся активными, раскрепощёнными, полученная информация воспринимается ярко и осознанно.
Интерес участников «круглого стола» вызвал опыт работы воспитателей социально-реабилитационных учреждений для несовершеннолетних Губкинского городского округа и Вейделевского района. Виктория Туренко и Валентина Дуброва используют в своей практике обучение детей нетрадиционным техникам рисования, развивают личностный творческий потенциал несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. А ведь, как известно, способность к творчеству - отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в гармонии со своим внутренним миром, миром людей и природы.
Невозможно представить мир детства без движения, ярких красок и музыки. Танец является одним из самых древних способов, используемых людьми для выражения своих чувств и эмоций. Педагог-психолог Областного социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Ирина Сотник использует в своей работе танцевальную терапию. Музыка позволяет детям ярче передать эмоциональное состояние, повышает эффективность вхождения в роль. Помочь ребёнку войти в рабочее состояние помогают танцевальные песенки «приветствия» и «прощания». Танцевальные игры - сильное терапевтическое средство, которое способствует раскрытию личности. Опыт применения танцевальной терапии свидетельствует, что музыкальные танцевальные занятия являются эффективным средством профилактики детских комплексов и неврозов.
Интерес участников «круглого стола» вызвало и выступление воспитателя Областного социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Ольги Агафоновой. Ольга Александровна использует в своей работе метод гарденотерапии. Известно, что работа с растениями благотворно влияет на физическое и психологическое благополучие человека и является одним из эффективнейших видов активной терапии.
Широкий круг проблем, диагностируемый у воспитанников социально-реабилитационных учреждений, мобилизирует специалистов на поиск комплексных методов. Опыт работы Елены Серединой - учителя-логопеда Ивнянского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних - свидетельствует, что таким методом может стать образовательная кинезиология и, в частности, гимнастика мозга Brain Gym. Елена Валерьевна ознакомила коллег, как с помощью несложных упражнений развить потенциал ребёнка, координацию движений, снять блокировку развития отдельных участков головного мозга, а, следовательно, помочь воспитаннику освоить школьную программу.
Обучение воспитанников умению активизировать свои внутренние ресурсы является центральной задачей в работе большинства специалистов социально-реабилитационных учреждений. Лариса Гузачева - педагог-психолог социально-реабилитационного учреждения для несовершеннолетних Чернянского района - поделилась с коллегами опытом работы по проведению тренинговых занятий по выявлению и активизации внутренних ресурсов личности. Игровые и проблемные ситуации, предложенные Ларисой Михайловной, снижают уровень тревожности, повышают уверенность в себе и интересны подросткам.
Представленный опыт получил положительную оценку специалистов Центра и гостей «круглого стола». Но специфика педагогической деятельности не позволяет останавливаться на достигнутом. Сделав один удачный шаг, выбрав верное направление, педагог идёт дальше, ведь только постигая новое, постоянно развиваясь, можно рассчитывать на эффективное решение задач развития детского коллектива и каждого отдельного ребёнка.
- Комментировать
- 2275 просмотров
Комментарии
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 14 недель назад