Для гармоничного развития ребёнка необходимо сочетание родительской любви и чётких границ дозволенного поведения
Как реагировать на непослушание детей? Что делать, если ребёнок впадает в невменяемое состояние, начинает ломать всё вокруг и терроризировать окружающих? С этими вопросами часто обращаются к психологу родители, которые чувствуют растерянность от того, что не в состоянии справиться с неуправляемым поведением детей.
Конечно, каждая конкретная ситуация уникальна, и универсального «рецепта», как справиться с трудностями, возникающими при воспитании, не существует. Однако, когда мы выбираем тот или иной способ взаимодействия с детьми, очень важно учитывать потребности и мотивы самого ребёнка: что движет его поведением? В чём же он на самом деле нуждается?
В первую очередь, каждый человек нуждается в том, чтобы его любили и понимали. Особенно сильна потребность в любви у детей. Чем меньше ребёнок, тем больше он нуждается в заботе, знаках внимания и одобрения со стороны родителей. Когда мы выражаем ребёнку свою любовь словами, объятием или прикосновением, мы формируем у него ощущение «я хороший», «меня принимают таким, какой я есть», и это является основой для благополучного психического развития.
Но любовь к детям не означает вседозволенность и стремление удовлетворить любое желание ребёнка. Её необходимо дополнить чёткими границами возможного для него поведения и устойчивыми правилами.
Многие из нас наблюдали такую картину: трёхлетний малыш увидел на витрине магазина игрушку и требует у мамы её немедленно купить. При отказе он начинает с визгом кататься по земле и вопить, пока мама не уступит его просьбе.
В чём же кроются причины такого поведения?
Каждому ребёнку важно понять для себя: «каково моё место в мире?», «насколько я могу влиять на поведение окружающих?», «насколько я могу добиваться от взрослых того, что мне нужно?». Особенно актуальны эти вопросы во время возрастных кризисов (приблизительно в три года, в семь и в 13-14 лет), когда происходит разрушение прежних и формирование новых отношений с окружающим миром. Своим поведением ребёнок пытается лучше понять свои возможности: «могу ли я добиться от родителей того, чтобы мне купили любую вещь, какую я захочу», «если я буду нарушать требования взрослых, вести себя, как мне заблагорассудится, сможет ли хотя бы кто-нибудь меня остановить», «могу ли я быть центром, вокруг которого крутится жизнь моей семьи» и т.д.
В этой ситуации очень важно, чтобы у ребёнка сформировалось чёткое представление о границах своих возможностей. Если ребёнок ощущает, что он способен управлять другими людьми, что никто не может его остановить, у него исчезает ощущение безопасности. Ему начинает казаться, что в мире нет никого, кто мог бы его защитить, на кого можно было бы опереться, нет никого, кто может быть для него авторитетом.
Поэтому родительская любовь должна сопровождаться формированием для ребёнка чётких и устойчивых правил поведения и границ дозволенного. Если ребёнок выходит за эти границы, очень важно сохранять при общении с ним родительскую позицию, не втягиваться во взаимодействие с ним эмоционально и дать ребёнку понять, что такое поведение недопустимо. Таким образом мы создаём у ребёнка ощущение, что окружающий мир безопасен и в нём можно развиваться, расти и экспериментировать.
Сочетание безусловной родительской любви и чётких границ дозволенного поведения является необходимой основой для гармоничного развития ребёнка. В этих условиях он будет постепенно учиться управлять собой, регулировать свою деятельность и входить в конструктивные отношения с другими людьми.
- Комментировать
- 2670 просмотров
Комментарии
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 14 недель назад