На протяжении последних десяти лет в педагогической деятельности слово «диагностика» постоянно на слуху. Термин - медицинский, а проник в образование. Диагностировать - значит распознавать. В связи с изменениями в педагогической науке и школьной практике на смену авторитарной педагогике приходит личностно-ориентированное обучение и воспитание, индивидуальный и дифференцированный подход.
Учителя моего поколения знают, что эта концепция не нова. Использовались диагностические приёмы и раньше. Авторитарная педагогика была ориентирована на среднего ученика (отстающего поднимали до среднего уровня, но одарённого сдерживали - это один из недостатков авторитарной педагогики). Однако для успешного обучения мы уходили от рамок программы и старались развить способности, проявляемые учащимися, индивидуально. Вспомните кружки по интересам: с математическим уклоном, гуманитарным, викторины, конкурсы… А сейчас утопаем в бумагах по этим вопросам (в виде отчётов, графиков, аналитических карт и разных научных трудов).
Хочу обратить внимание читателей на практическую деятельность по этому вопросу. Обыкновенный блокнот - это была моя диагностика.
Первый этап. Набираю первый класс. С чего я начинала?
Иду знакомиться с семьёй (с кем живёт ребёнок, в каких условиях, первое знакомство с родителями).
Родителям предлагаю дома заполнить анкету, в которой указываются сведения об образовании и месте работы, но не все вопросы диагностики можно внести в анкету, и поэтому только в личной беседе с последующей записью в заветный блокнот добывались необходимые сведения: о дедушках и бабушках, где живут, о мечтах родителей и воплотились ли они, достигли сейчас того, о чём мечтали сами. Кем они видят своего ребёнка и как оценивают его потенциал (он будет врачом или военным, учителем или строителем), объективно ли оценивают его возможности.
Бывает, что встречаются родители с завышенной оценкой потенциала. В своё время сами учились посредственно, и задатки у ребёнка слабые, но видят они его учёным или политическим деятелем - это я обязательно беру на заметку, в такой семье ребёнок может столкнуться с родительским деспотизмом.
Некоторые родители оценивают своего ребёнка слишком скромно.
В условиях авторитарной педагогики мы брали, грубо говоря, детскую массу, чтобы слепить из неё среднего ученика, а сейчас педагог занимается подготовкой целый год, проводя диагностику, и классы формируются из индивидуальностей. После годовой подготовки ученик приходит в класс, умея читать и писать, в первом классе работать легко. Виден всплеск, но если за время подготовки упущены вопросы диагностики, а подготовка заключалась только в натаскивании чтению и письму, следует ожидать определённых трудностей (будет спад, потеря интереса к учёбе).
Из личного опыта: за 33 года работы ни разу не проводила подготовку. И в первом классе, честно признаюсь, трудно, ой как трудно. Параллельные классы, в которых велась подготовка на первом этапе, нас превосходят. Вначале всегда слышишь: неуправляемые дети, какой неудачный подбор, - но проходит год, и наступает выравнивание по параллелям благодаря индивидуальному воздействию на каждого ребёнка, а через это - на весь класс в целом.
Второй этап. Встреча в школе. Теперь в гостях у меня родители с ребёнком.
Сначала знакомлю с классной комнатой, правилами школы, школьной формой, учебными принадлежностями, решаем рабочие вопросы.
Обращаю внимание на заинтересованность ребёнка, предлагая рассмотреть картинки по разным видам деятельности (на одной ученик решает, на другой читает, на третьей играет, строгает, пилит). И в результате выбора, основанного на его заинтересованности, определяю склонность к какому-либо виду деятельности. Уже на этом этапе можно выявить, например, спортсмена, математика, гуманитария… Эти сведения ложатся в основу портфолио.
Впоследствии, используя эти диагностические сведения, я создаю группы для исполнения практических работ и уже с первых дней даю детям возможность выбора заданий. Ребёнок не заучивает обязательный материал с заранее заданными выводами, а сам его подбирает, анализирует и делает собственные выводы.
Случай из практики: прежде чем приступать к изучению нового материала, преподношу его в «сыром» виде и провожу диагностику мысли, некоторые уже и на этом этапе думают правильно и предлагают рациональные приёмы решений.
Из сильных учеников формируется сильный класс. Работая индивидуально с каждым, мы работаем на формирование целого коллектива: класс-школа-район-область.
- Комментировать
- 1937 просмотров
Комментарии
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 14 недель назад