Присоединяйтесь

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Ректор Белгородской государственной сельскохозяйственной академии имени В.Я. Горина Александр ТУРЬЯНСКИЙ: Карт-бланш нам дают успехи области

4 декабря Белгородская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Я. Горина отмечает своё 35-летие. О прошлом, настоящем и будущем вуза «Белгородским известиям» рассказывает ректор академии, доктор экономических наук Александр ТУРЬЯНСКИЙ.

- Александр Владимирович, чем была академия 35 лет назад, и что она представляет собой сейчас?

- Наш вуз был создан как филиал Воронежского сельскохозяйственного института в 1978 году. Произошло это неслучайно - область становилась на путь специализации, создания крупных сельскохозяйственных объединений. Встал вопрос о внедрении промышленных технологий и повышении уровня управления производством, научной поддержки, подготовки кадров для сельского хозяйства. Изучив передовой опыт, руководство области приняло решение о создании собственного аграрного научно-образовательного центра.

Филиал начал подготовку кадров для села и одновременно в его составе начал действовать научно-исследовательский институт. Это был прообраз учебно-научных центров, о которых говорят и сегодня, едва ли не единственный в сельском хозяйстве. И сегодня у нас почти 50 учёных занимаются чистыми исследованиями. В целом же вуз стал базой, совмещающей научные исследования с образованием и практическим обучением будущих специалистов. Он развивался вместе с областью, всё время надо было соответствовать потребности в кадрах, в особенности в последнее время, когда в регион пришли лучшие мировые аграрные технологии.

Динамика последних лет значительная: 10 лет назад у нас было 7 специальностей, сегодня - 28 только по линии среднего и высшего профессионального образования. Мы присутствуем на всём образовательном поле. Есть довузовская подготовка - агроклассы, готовим бакалавров, специалистов, магистров, аспирантов и докторантов, обладаем собственным комбинатом рабочих профессий, в структуре академии действуют техникум, курсы послевузовской подготовки и дополнительного образования. Есть у нас институт повышения квалификации, где идёт подготовка специалистов различного уровня - от рабочих профессий до высшего звена. Мы готовим кадры как по заказу правительства области, так и на коммерческой основе.

Белгородская сельскохозяйственная академия сегодня - это 7 факультетов, в том числе 1 - среднепрофессионального образования, 25 кафедр, 7 учебно-научных лабораторий и многое другое. У нас обучаются около 6,2 тысячи студентов, работают 332 преподавателя, большая часть которых имеет научную степень.

- Каков среднестатистический портрет студента БелГСХА, кто в основном приходит к вам учиться и где востребованы выпускники вуза?

- Мы специфическое учебное заведение, в основном к нам приходят сельские дети - их доля составляет примерно 83%. Но по ряду специальностей, а у нас 8 укрупнённых групп специальностей, в том числе строительные, экономические, педагогические и т.д., в академию поступают и горожане, жители райцентров. В целом у нас высокий процент профильности - 62%, то есть большую часть составляют именно сельские специальности (укрупнённая группа «сельское и рыбное хозяйство»).

Из 490 мест на ВПО в академию ежегодно поступают около 100 человек по целевому направлению районов. Можно ограничить число целевых студентов, поскольку у них чуть ниже балл, но мы стараемся, чтобы к нам попали представители всех территорий. Уровень подготовки в школах разный, но это не вина самих детей. Принимая абитуриентов с чуть меньшим образовательным уровнем, мы тем самым гарантируем более высокую обеспеченность сельского хозяйства кадрами и высокий уровень трудоустройства. 86 % наших студентов устраиваются по специальности, и мы считаем этот процент высоким.

То, что наши выпускники на бирже не стоят - это факт. Конечно благодаря динамичному развитию регионального аграрного сектора. Зарплата в интегрированных компаниях высокая, производства создаются в условиях транспортной доступности - всё это влияет на уровень трудоустройства. Кстати, сегодня более 90 % белгородских специалистов-аграриев - выпускники нашей академии.

- Вы упомянули про агроклассы, расскажите о них подробнее.

- Этому проекту, инициированному департаментом АПК, уже 10 лет. Тогда возникло понимание: без профориентационной работы кадры в селе не закрепить. Сегодня у нас 16 лицейских классов и агроклассов в 8 районах. Школьники приезжают в академию по субботам. С 9-го по 11-й класс мы погружаем детей в образовательный процесс в вузе, они участвуют в художественной самодеятельности, спортивных мероприятиях. И уже тогда те, кто выбрал для себя сельскую профессию, заранее с ней знакомятся.

Агроклассы создавались, как правило, там, где были инициативные главы районов, директора школ. Тогда это был наиболее простой и эффективный способ подготовить наших абитуриентов. С введением ЕГЭ это в какой-то степени нивелировалось, но мы всё равно знаем наших агроклассников и, как правило, проводим их по целевому направлению. Таким образом, мы сохраняем профориентационную составляющую.

- Как сейчас развивается в академии построение модели дуального обучения в целом?

- Многие составляющие дуального обучения не новы. Вспомним те же фабрично-заводские училища и отраслевые советские вузы. К сожалению, на каком-то этапе это утратилось. Сегодня мы во многом берём пример с немецкой модели дуального обучения, которая многими специалистами признаётся лучшей. Её смысл - рациональность образования, его экономическая целесообразность. Рынок требует специалистов здесь и сейчас.

Очень важно, чтобы человек знал сам, какого уровня знания ему нужны. И в целом дуальное обучение - это не просто модель «работаешь - учишься». Это формирование у человека образа цели и стратегии движения к ней. Со старших классов у них уже сформированы образовательные ступени: поучился - стал рабочим, закончил техникум - стал мастером, продолжил образование - стал начальником цеха и так далее. В итоге каждый получает образование соответственно своей потребности.

Студент, который поступил к нам на СПО после лицейского класса, уже имеет определённые знания. Два года мы его, что называется, «натаскиваем», он приобретает уже другой базовый уровень и может идти на ВПО, получая возможность учиться минимум по двум специальностям. При этом мы предлагаем за символическую плату приобретение как минимум двух-трёх сопутствующих рабочих профессий. Например, студент, который учится на ветврача, получает специальность ветсанитара, таксидермиста или техника-осеменатора. Человек с основной специальностью получает и ремесло, он уже умеет что-то делать руками. Такие люди везде ценятся, а если ещё и голова на месте, то его безусловно ожидает карьерный рост.

Практическая подготовка у нас состоит из множества вариаций. Есть учебные лабораторные занятия. В шаговой доступности базовые производства. Есть производственно-научные лаборатории и кафедры на предприятиях - от фермерских хозяйств до крупных агрохолдингов. Там студенты проходят практику различной продолжительности - от одного дня до полугода. Кстати, мы недавно начали практиковать ещё один подход: с третьего курса свободное посещение с одновременной работой по специальности, это мы практикуем в сотрудничестве с колхозом имени Фрунзе. Создаём мы сейчас и ряд новых лабораторий, повторяющих в миниатюре реальное производство.

- Что представляет из себя агротехнопарк академии, какие задачи выполняет?

- Агротехнопарк сегодня является нашим центром дуального обучения - это определённые производственные ресурсы, основная база для научных исследований. У нас есть соответствующие мощности по обработке и переработке продукции, которую мы производим. Например, производство семян, яиц, мяса бройлеров, конеферма и кроликоферма, тепличное хозяйство, пасека. В составе технопарка создан бизнес-инкубаторий - малые предприятия, где учёные занимаются наукой, а студенты и аспиранты ставят опыты и занимаются реальным производством. В его составе есть выставочный комплекс и информационно-консультационный центр. По сути, это опытно-производственное хозяйство в современной форме.

Отмечу выставочный комплекс - там представлены разнообразные экземпляры продаваемой в области сельхозтехники. Сегодня купить и опробовать всё это в полевых условиях чрезвычайно затратно, учитывая, что технический арсенал стремительно обновляется. Поэтому нам бесплатно ставят технику на выставку, в это время преподаватели и студенты могут её изучать, участвовать в мастер-классах представителей фирм. Сюда же плюсуем информационные технологии. Сегодня мы имеем онлайн-связь с нашими предприятиями, например, когда в лаборатории студенты изучают обвалку мяса, им демонстрируют аналогичную картинку из мясоперерабатывающего комбината.

- Сейчас академия работает над созданием прикладного университета, что он будет собой представлять?

- Сейчас мы сформировали рассчитанную на три года дорожную карту по формированию университета прикладных аграрных наук. Он будет включать в себя прикладные бакалавриат и магистратуру, курсы повышения квалификации и переподготовки кадров. Бакалавриат, магистратура и аспирантура с меньшей долей практики будут в основе академического образования - с большей долей теории в учебных программах. Это путь западных университетов, например, университета Вайенштефан в Германии. Ознакомление с европейским опытом позволило нам в планах по модернизации системы профессионального образования, которая сегодня идёт в регионе, убедиться в том, что мы в своей работе по созданию практической базы обучения находимся на правильном пути.

- В день рождения вуза что бы вы могли, как ректор, пожелать академии, достижения каких целей?

- Ничего конечного не бывает. Самое главное - успевать, оставаться востребованными, это главный показатель нашей эффективности. Всё остальное - детали. Чтобы наши питомцы имели высокий рейтинг в достаточно жёстких рыночных условиях, ведь в Воронеже, Курске, Орле есть аналогичные вузы. И, конечно, мы с благодарностью оцениваем высокий уровень аграрного производства в регионе: карт-бланш на развитие нам дают успехи области. Дай Бог, чтобы так продолжалось и дальше.

 

Беседовал Ярослав МАКАРОВ

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина