4 декабря Белгородская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Я. Горина отмечает своё 35-летие. О прошлом, настоящем и будущем вуза «Белгородским известиям» рассказывает ректор академии, доктор экономических наук Александр ТУРЬЯНСКИЙ.
- Александр Владимирович, чем была академия 35 лет назад, и что она представляет собой сейчас?
- Наш вуз был создан как филиал Воронежского сельскохозяйственного института в 1978 году. Произошло это неслучайно - область становилась на путь специализации, создания крупных сельскохозяйственных объединений. Встал вопрос о внедрении промышленных технологий и повышении уровня управления производством, научной поддержки, подготовки кадров для сельского хозяйства. Изучив передовой опыт, руководство области приняло решение о создании собственного аграрного научно-образовательного центра.
Филиал начал подготовку кадров для села и одновременно в его составе начал действовать научно-исследовательский институт. Это был прообраз учебно-научных центров, о которых говорят и сегодня, едва ли не единственный в сельском хозяйстве. И сегодня у нас почти 50 учёных занимаются чистыми исследованиями. В целом же вуз стал базой, совмещающей научные исследования с образованием и практическим обучением будущих специалистов. Он развивался вместе с областью, всё время надо было соответствовать потребности в кадрах, в особенности в последнее время, когда в регион пришли лучшие мировые аграрные технологии.
Динамика последних лет значительная: 10 лет назад у нас было 7 специальностей, сегодня - 28 только по линии среднего и высшего профессионального образования. Мы присутствуем на всём образовательном поле. Есть довузовская подготовка - агроклассы, готовим бакалавров, специалистов, магистров, аспирантов и докторантов, обладаем собственным комбинатом рабочих профессий, в структуре академии действуют техникум, курсы послевузовской подготовки и дополнительного образования. Есть у нас институт повышения квалификации, где идёт подготовка специалистов различного уровня - от рабочих профессий до высшего звена. Мы готовим кадры как по заказу правительства области, так и на коммерческой основе.
Белгородская сельскохозяйственная академия сегодня - это 7 факультетов, в том числе 1 - среднепрофессионального образования, 25 кафедр, 7 учебно-научных лабораторий и многое другое. У нас обучаются около 6,2 тысячи студентов, работают 332 преподавателя, большая часть которых имеет научную степень.
- Каков среднестатистический портрет студента БелГСХА, кто в основном приходит к вам учиться и где востребованы выпускники вуза?
- Мы специфическое учебное заведение, в основном к нам приходят сельские дети - их доля составляет примерно 83%. Но по ряду специальностей, а у нас 8 укрупнённых групп специальностей, в том числе строительные, экономические, педагогические и т.д., в академию поступают и горожане, жители райцентров. В целом у нас высокий процент профильности - 62%, то есть большую часть составляют именно сельские специальности (укрупнённая группа «сельское и рыбное хозяйство»).
Из 490 мест на ВПО в академию ежегодно поступают около 100 человек по целевому направлению районов. Можно ограничить число целевых студентов, поскольку у них чуть ниже балл, но мы стараемся, чтобы к нам попали представители всех территорий. Уровень подготовки в школах разный, но это не вина самих детей. Принимая абитуриентов с чуть меньшим образовательным уровнем, мы тем самым гарантируем более высокую обеспеченность сельского хозяйства кадрами и высокий уровень трудоустройства. 86 % наших студентов устраиваются по специальности, и мы считаем этот процент высоким.
То, что наши выпускники на бирже не стоят - это факт. Конечно благодаря динамичному развитию регионального аграрного сектора. Зарплата в интегрированных компаниях высокая, производства создаются в условиях транспортной доступности - всё это влияет на уровень трудоустройства. Кстати, сегодня более 90 % белгородских специалистов-аграриев - выпускники нашей академии.
- Вы упомянули про агроклассы, расскажите о них подробнее.
- Этому проекту, инициированному департаментом АПК, уже 10 лет. Тогда возникло понимание: без профориентационной работы кадры в селе не закрепить. Сегодня у нас 16 лицейских классов и агроклассов в 8 районах. Школьники приезжают в академию по субботам. С 9-го по 11-й класс мы погружаем детей в образовательный процесс в вузе, они участвуют в художественной самодеятельности, спортивных мероприятиях. И уже тогда те, кто выбрал для себя сельскую профессию, заранее с ней знакомятся.
Агроклассы создавались, как правило, там, где были инициативные главы районов, директора школ. Тогда это был наиболее простой и эффективный способ подготовить наших абитуриентов. С введением ЕГЭ это в какой-то степени нивелировалось, но мы всё равно знаем наших агроклассников и, как правило, проводим их по целевому направлению. Таким образом, мы сохраняем профориентационную составляющую.
- Как сейчас развивается в академии построение модели дуального обучения в целом?
- Многие составляющие дуального обучения не новы. Вспомним те же фабрично-заводские училища и отраслевые советские вузы. К сожалению, на каком-то этапе это утратилось. Сегодня мы во многом берём пример с немецкой модели дуального обучения, которая многими специалистами признаётся лучшей. Её смысл - рациональность образования, его экономическая целесообразность. Рынок требует специалистов здесь и сейчас.
Очень важно, чтобы человек знал сам, какого уровня знания ему нужны. И в целом дуальное обучение - это не просто модель «работаешь - учишься». Это формирование у человека образа цели и стратегии движения к ней. Со старших классов у них уже сформированы образовательные ступени: поучился - стал рабочим, закончил техникум - стал мастером, продолжил образование - стал начальником цеха и так далее. В итоге каждый получает образование соответственно своей потребности.
Студент, который поступил к нам на СПО после лицейского класса, уже имеет определённые знания. Два года мы его, что называется, «натаскиваем», он приобретает уже другой базовый уровень и может идти на ВПО, получая возможность учиться минимум по двум специальностям. При этом мы предлагаем за символическую плату приобретение как минимум двух-трёх сопутствующих рабочих профессий. Например, студент, который учится на ветврача, получает специальность ветсанитара, таксидермиста или техника-осеменатора. Человек с основной специальностью получает и ремесло, он уже умеет что-то делать руками. Такие люди везде ценятся, а если ещё и голова на месте, то его безусловно ожидает карьерный рост.
Практическая подготовка у нас состоит из множества вариаций. Есть учебные лабораторные занятия. В шаговой доступности базовые производства. Есть производственно-научные лаборатории и кафедры на предприятиях - от фермерских хозяйств до крупных агрохолдингов. Там студенты проходят практику различной продолжительности - от одного дня до полугода. Кстати, мы недавно начали практиковать ещё один подход: с третьего курса свободное посещение с одновременной работой по специальности, это мы практикуем в сотрудничестве с колхозом имени Фрунзе. Создаём мы сейчас и ряд новых лабораторий, повторяющих в миниатюре реальное производство.
- Что представляет из себя агротехнопарк академии, какие задачи выполняет?
- Агротехнопарк сегодня является нашим центром дуального обучения - это определённые производственные ресурсы, основная база для научных исследований. У нас есть соответствующие мощности по обработке и переработке продукции, которую мы производим. Например, производство семян, яиц, мяса бройлеров, конеферма и кроликоферма, тепличное хозяйство, пасека. В составе технопарка создан бизнес-инкубаторий - малые предприятия, где учёные занимаются наукой, а студенты и аспиранты ставят опыты и занимаются реальным производством. В его составе есть выставочный комплекс и информационно-консультационный центр. По сути, это опытно-производственное хозяйство в современной форме.
Отмечу выставочный комплекс - там представлены разнообразные экземпляры продаваемой в области сельхозтехники. Сегодня купить и опробовать всё это в полевых условиях чрезвычайно затратно, учитывая, что технический арсенал стремительно обновляется. Поэтому нам бесплатно ставят технику на выставку, в это время преподаватели и студенты могут её изучать, участвовать в мастер-классах представителей фирм. Сюда же плюсуем информационные технологии. Сегодня мы имеем онлайн-связь с нашими предприятиями, например, когда в лаборатории студенты изучают обвалку мяса, им демонстрируют аналогичную картинку из мясоперерабатывающего комбината.
- Сейчас академия работает над созданием прикладного университета, что он будет собой представлять?
- Сейчас мы сформировали рассчитанную на три года дорожную карту по формированию университета прикладных аграрных наук. Он будет включать в себя прикладные бакалавриат и магистратуру, курсы повышения квалификации и переподготовки кадров. Бакалавриат, магистратура и аспирантура с меньшей долей практики будут в основе академического образования - с большей долей теории в учебных программах. Это путь западных университетов, например, университета Вайенштефан в Германии. Ознакомление с европейским опытом позволило нам в планах по модернизации системы профессионального образования, которая сегодня идёт в регионе, убедиться в том, что мы в своей работе по созданию практической базы обучения находимся на правильном пути.
- В день рождения вуза что бы вы могли, как ректор, пожелать академии, достижения каких целей?
- Ничего конечного не бывает. Самое главное - успевать, оставаться востребованными, это главный показатель нашей эффективности. Всё остальное - детали. Чтобы наши питомцы имели высокий рейтинг в достаточно жёстких рыночных условиях, ведь в Воронеже, Курске, Орле есть аналогичные вузы. И, конечно, мы с благодарностью оцениваем высокий уровень аграрного производства в регионе: карт-бланш на развитие нам дают успехи области. Дай Бог, чтобы так продолжалось и дальше.
- Комментировать
- 6396 просмотров
Комментарии
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад