К ней тянутся дети, в её руках оживают увядшие цветы
Полтора часа беседы со Светланой Анатольевной Пожидаевой пролетели незаметно. Наверное, так же быстро проходят для учеников и её уроки биологии - общение с интересным, душевным человеком не вписывается в категорию времени. Её лучистые глаза словно дарят тепло. Видимо, поэтому к ней, как к солнцу, тянутся дети, в её руках оживают цветы… В нынешнем году Светлана Пожидаева - учитель биологии высшей квалификационной категории старооскольской школы № 11 - вошла в число победителей Всероссийского конкурса в рамках национального проекта «Образование».
Быть учителем мечтала с детства
Мы встретились с нашей героиней в школе - сейчас, во время летних каникул, здесь идёт ремонт. Светлана Анатольевна занималась пересадкой комнатных растений, а их здесь - великое множество. Коллеги Светланы Анатольевны заметили, что стоит ей уйти ненадолго в отпуск, как цветы в школе начинают увядать, как бы их ни поливали. А когда она возвращается и начинает за ними ухаживать сама, цветы оживают: чувствуют растения добрую энергетику этого человека.
Не обманешь и детей: к Светлане Анатольевне ребята ходят заниматься даже дополнительно, во внеурочное время. Ежегодно её ученики становятся победителями и призёрами муниципальных, региональных, всероссийских предметных олимпиад и конференций.
…Быть педагогом Светлана Анатольевна мечтала с детства. Когда пошла в школу, то хотела стать, конечно, учителем начальных классов. А в восьмом классе решила быть учителем биологии.
- Любовь к природе привил мне с детства папа, - рассказывает Светлана Анатольевна. - Мы с ним часто ходили гулять, он обращал моё внимание на окружающий живой мир растений, животных, насекомых… У нас дома всегда были кошки, собаки. Помню, к нашему дому прилетал один и тот же голубь, мама его кормила. Однажды, видимо, в знак благодарности, он принёс маме веточку.
В августе нынешнего года исполнится восемнадцать лет с того момента, как Светлана Пожидаева пришла работать в старооскольскую школу № 11. Сначала преподавала химию.
- Первый директор школы, с которым я работала, Леонид Викторович Рощупкин, научил меня методике преподавания. Нынешний директор Елена Петровна Дзюба поддерживает все наши научно-исследовательские инициативы, помогает в организации поездок на олимпиады и научные конференции.
- Как вам удаётся увлечь детей биологией?
- Стараюсь заинтересовать любопытными фактами, касающимися темы урока. Предлагаю ответить на логические вопросы, которые бывают на олимпиадах. Дети любят изучать предмет с помощью окружающих объектов. К примеру, тема урока была: признаки жизни. На улице тепло, окно и дверь в класс отворены. Вдруг в кабинет заходит кошка, запрыгивает на стол, ложится и начинает вылизываться. Что может быть нагляднее этого примера? Или изучаем, как растения поворачиваются к солнцу - на примере комнатного цветка. Младшие классы любят наблюдать и экспериментировать: капаем на картофель йод - получившееся пятно синеет; оставляем клубень картофеля на свету - он, конечно, становится зелёным; наблюдаем, как на клубне появляются ростки...
- Светлана Анатольевна, расскажите о школьном лесничестве, которым вы руководите уже пять лет...
- Научное общество учащихся - школьное лесничество «Ивушка» - появилось в нашей школе в 1974 году. Его основала учитель биологии Зоя Васильевна Ислентьева. Возродилось оно в 2007 году - при поддержке директора школы и городского детского эколого-биологического центра. В 2010 году наше лесничество заняло второе место на всероссийском юниорском лесном конкурсе «Подрост» в Суздале. Мы работаем по четырём направлениям. В рамках природоохранной деятельности организуем акции «Береги первоцветы», «Покорми птиц зимой», «Зелёная планета», «Живи, ёлка!». Старшеклассники занимаются просветительской работой: проводят классные часы, конкурсы, конференции для учеников младшего возраста, например, на тему противопожарной безопасности в лесу, приглашают представителей лесхоза. Производственная деятельность заключается в том, что дети высаживают деревья, кустарники, убирают территорию Атаманского леса, парка «Комсомольский», дендропарка «Ильины». Последнее направление работы - это занятия в научном обществе: ведение научно-исследовательской деятельности, подготовка к олимпиадам по биологии, написание исследовательских работ.
Учит исследовать
- А какие исследовательские работы вы готовите со своими учениками?
- Ещё будучи студенткой биолого-химического факультета Белгородского государственного университета, я увлеклась изучением лишайников. Эту тему для меня открыла преподаватель и научный руководитель моих курсовых работ Анна Петровна Бородина. Исследованием этих организмов продолжаю заниматься с некоторыми своими учениками.
- Чем привлекла эта тема?
- Лишайники - это организмы, которые являются индикаторами чистоты воздуха. Соответственно, чем их меньше присутствует в окружающей среде, тем воздух более загрязнён. В этом году мы с ребятами проводим мониторинг различных районов Старого Оскола. По его результатам один из самых загрязнённых в городе - проспект Губкина.
- Какие ещё актуальные темы представляют интерес для ваших учеников?
- Что касается флоры, то мы изучали географию распространения амброзии полыннолистной. Это очень сильный аллерген, особенно в период цветения (с июля по сентябрь). Проблема в том, что в последнее время она получает всё большее распространение в городах и вызывает аллергию у многих людей, в том числе и детей. Ещё занимались изу-чением проблемы бездомных собак и кошек. Эту работу выполняла моя выпускница Екатерина Калинина - призёр регионального этапа всероссийской олимпиады по биологии и всероссийской очной конференции «Юность. Наука. Культура». Ей нужно было не только подсчитать примерное количество бездомных животных на улицах города, но и провести социальный опрос на эту тему и выяснить отношение горожан к этой действительно актуальной проблеме. В продолжение этой темы мы с ребятами собираемся провести исследовательскую работу по изучению генотипов городских кошек. Замечено, что в городах большинство кошек чёрные и серые, а рыжих и белых мало. Считается, что чёрные кошки менее заметны в городе, а значит более стрессоустойчивы. Узнав об этом, мои ученики захотели проверить, так ли это.
- Влияют ли занятия учащихся научно-исследовательской деятельностью в области биологии на выбор их будущей профессии?
- Одна из учениц, с которой мы разрабатывали тему «Определение чистоты воздуха по лишайникам», - Ольга Гончарова - получила специальность эколога, сейчас работает химиком-лаборантом. Моя выпускница Анастасия Черных учится в СТИ НИТУ «МИСиС» - её будущая специальность тоже связана с экологией. Ирина Колпакова - призёр муниципальной конференции «Открытие» и всероссийской очной конференции «Юность. Наука. Культура» - учится в БелГУ на эколога. Некоторые выпускники, которых удалось увлечь в школе биологией, поступили в медицинские вузы.
- А ваши дети тоже участвуют в олимпиадах и исследовательской работе?
- Именно благодаря сыну Пете я всерьёз занялась исследовательской деятельностью со своими учениками и подготовкой их к олимпиадам. С Петей мы начали углублённо заниматься биологией, когда он был в шестом классе (сейчас уже перешёл в одиннадцатый). Участвовали в конкурсе «Познание и творчество» - по биологии и русскому языку. Решали олимпиадные задания. Когда Петя был в седьмом классе, я подумала: почему бы нам не заняться исследовательской работой? Стали участвовать в научных конференциях и олимпиадах. Петя становился призёром и победителем городских, региональных, всероссийских конференций, например, призёром VII всероссийского детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке» и всероссийской очной конференции «Юность», победил на областной олимпиаде по биологии. Мечтает стать спортивным врачом. А с дочерью Софией мы недавно побывали на Всероссийской конференции в Анапе. Там Соня заняла первое место с исследовательской работой «Что за чудо эти кошки» - на примере нашей домашней кошки Машки. Мы с дочерью изучили влияние кошек на физиологические показатели человека. Учитель - человек, который постоянно находится в состоянии стресса. Когда я приходила с работы, дочь измеряла мне давление, определяла частоту пульса и дыхания. Потом ещё раз снимала показания - уже после моего общения с Машкой. Результаты повторного измерения были уже гораздо ниже. Вообще это удивительно, как кошка влияет на наше самочувствие и даже атмосферу в доме! К примеру, если кто-то заболевает, Машка ложится спать именно с этим членом семьи.
- С учениками какого возраста больше нравится работать?
- Я веду занятия в классах с пятого по одиннадцатый. Конечно, со старшими проще: и дисциплина у них лучше, и материал начитывать можно в лекционном формате. Зато когда заходишь к «пятиклашкам», таким любознательным, открытым, с горящими глазами, такое ощущение, словно вдохнул свежего воздуха. Они вдохновляют своей непосредственностью.
Победа в конкурсе приоритетного национального проекта «Образование» - не первое признание высокого уровня профессионального мастерства Светланы Анатольевны. В 2010 году ей присвоено звание «Гордость Старого Оскола» за высокие результаты в обучении и воспитании детей и подростков. Зимой нынешнего года она стала победителем в номинации «Лучшие традиции в образовании» городского этапа конкурса «Учитель года-2013».
- Комментировать
- 3465 просмотров
Комментарии
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 15 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 15 недель назад