Присоединяйтесь

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Счастливого пути!

Этими словами пограничники и таможенники завершают осмотр
пассажирских поездов на железнодорожном вокзале Белгорода

Осмотр - так называется процедура, которую проводят с каждым поездом на железнодорожном вокзале Белгорода пограничники и таможенники. Пассажиры, как правило, считают его лишней формальностью. Может, потому, что граница между Россией и Украиной какая-то «ненастоящая». А ведь это задержка поезда на целых 40 минут… Но вот на днях я провёл несколько часов с нарядами таможенников и пограничников. И процедура осмотра мне с тех пор не кажется лишней формальностью.

Утро

Пассажиры на перроне, поёживаясь от колючего ветра, вглядывались в приближающийся жёлтый луч локомотивного прожектора.

«Скорый поезд Москва-Симферополь прибывает на пятый путь», - объявили вокзальные динамики женским голосом. Информацию же о номере платформы налетевший порыв ветра унёс в сторону Харькова.

- Третья, - произнёс кто-то, и вереница пассажиров потянулась через рельсы к третьей платформе.

- Не слышали, откуда начало? - выкрикнула женщина.

- Да, вроде, с конца, - прозвучало в ответ.

Локомотив медленно подтащил серую вереницу вагонов к платформе, лязгнул и остановился. Над крышами, наполняя утренний воздух запахом угля, стелился сизый дымок.

- Топят. Значит, в вагонах тепло, - констатировала проходившая мимо женщина и больно проехалась по моей ноге скрипучим колесом своей походной тележки.
Заспанный проводник открыл дверь и с грохотом откинул ступеньки.

Проверка

Мы дождались, когда окончившие своё путешествие пассажиры выйдут из вагона, и поднялись в тамбур. Мы - это заместитель начальника Белгородского таможенного поста Виктор Елисеев, сотрудник пограничного управления ФСБ России по Белгородской и Воронежской областям подполковник Дмитрий Жуков и автор этого репортажа. Так началось моё дежурство с таможенниками и пограничниками на железнодорожном вокзале Белгорода.

- Дневная смена начинается в семь тридцать утра и длится двенадцать часов, - рассказывает мне Виктор Елисеев. - В смену работает от четырёх до восьми досмотровых групп, а это примерно 22 человека. Всё зависит от расписания поездов. Зимой полегче, но с началом летних отпусков нагрузка увеличивается. На каждую досмотровую группу приходится по три-четыре вагона. За сорок минут, которые стоит поезд, мы должны проверить багаж у всех пассажиров… Ваш вагон уже проверили? - это он уже проводнице.

- Ещё нет, - ответила та.

- Значит, пойдём навстречу нашим сотрудникам, - решил замначальника белгородской таможни, и мы перешли в следующий вагон.

Он оказался купейным. В тамбуре таможенник, вооружившись фонариком и зеркалом на длинной ручке, осматривал скрытые полости. Остальные досматривали багаж.

Стандартный набор вопросов: «Что везёте? Это ваши вещи? Нет ли запрещённых предметов?»
Если пассажир не мог внятно ответить на вопрос сотрудника таможни, тот предлагал показать содержимое сумок и пакетов. В одном купе пассажир перевозил большую картонную коробку, которая заинтересовала таможенников. Оказалось, что он вёз какой-то прибор, и документы на вывоз были в порядке.

- Счастливого пути! - пожелал ему таможенник и позвал проводника, чтобы тот открыл для проверки нишу в полу коридора.

А в соседнем вагоне работали пограничники. Через мобильные компьютеры они проверяли документы. На проверку четырёх пассажиров пограничникам требовалось не больше полутора минут. «Формальность», - подумал я
и ошибся.

- Собирайте вещи и пройдёмте со мной, - строго сказал пограничник двум пассажирам соседнего купе.

Оказывается, они ехали из Чечни через Москву на Украину, хотя суд запретил им покидать территорию России из-за долгов по исполнительным листам. Теперь «забывчивые» путешественники вернутся обратно на родину.

В следующем вагоне проводник искал свободное место для потёртого вида мужчины. Он, как оказалось, «возвращенец». То есть человек, у которого при проверке на границе выявили проблемы с документами. Таких возвращают домой.

- Попадаются и злостные нарушители, - прокомментировал ситуацию Дмитрий Жуков. - Его вернут, а он через несколько дней пытается снова въехать в Россию, но на машине.

Уже рассвело. На соседний путь подошёл ещё один состав, и к нему спешили наряды таможенников и пограничников…

О контрабанде

В кабинете полковника таможенной службы Виктора Елисеева просторно и тепло. За окном посвистывал маневровый поезд, а на столе «разговаривала» рация. Виктор Михайлович по специальности строитель. Закончил БГТУ имени В.Г. Шухова, отслужил в армии и в 1992-м пришёл в таможню.

- Мне всегда нравились погоны,- объясняет он.

- Часто приходится задерживать контрабанду? - поинтересовался я.

- Бывает. В прошлом году, к примеру, задержали коконы бабочек. Пассажир вёз их в двух небольших коробках - смотреть не на что. А когда направили на экспертизу, выяснилось, что стоят эти коконы больше миллиона рублей. Наркотики, удавов задерживали, льва в нише нерабочего тамбура.

- ?

- Со львом вообще забавная история приключилась. В ветеринарных документах, которые пассажир предъявил таможенникам, значилось, что он везёт собаку. Сотрудники попросили предъявить пса, а когда заглянули в ящик и увидели морду… В общем, пришлось отдать животное в Белгородский зоопарк. В текущем году задержали 49 килограммов мака, а всего за перевозку наркотиков было возбуждено 62 уголовных дела. Из России на Украину в основном везут растительные наркотики, а вот с Украины к нам - синтетическое зелье.

- Виктор Михайлович, я часто езжу на Украину, и бывало, что сидишь в вагоне полчаса, а таможенники не приходят. Пассажиры нервничают и ворчат, что, мол, таможня на перекур ушла…

- Нет у нас перекуров, да вы сегодня сами видели. Задержки могут возникать лишь в том случае, если в составе выявлен запрещённый предмет и проводятся оперативные мероприятия. В крайнем случае, если за 5-7 минут до отправления поезда сотрудники таможни не пришли в вагон, то проводник имеет право произвести посадку и высадку пассажиров.

- Ваши подчинённые проверяют только пассажирские составы?

- Осматриваем и грузовые вагоны. Кроме того, работаем в международном аэропорту «Белгород». Днём прилетит рейс из Египта, и наши досмотровые группы поедут в аэропорт, отработают и вернутся на вокзал.

- На досмотр самолёта тоже отводится 40 минут?

- Смотря откуда рейс. На «боинги» из Таиланда или Вьетнама тратим по несколько часов.

Бросают детей

Управление контрольно-пропускного пункта «Долбино» - это серый двухэтажный дом в паре сотен метров к югу от вокзала.

- До 200 раз в год наши сотрудники сталкиваются с подделкой документов, - рассказывает начальник контрольно-пропускного пункта «Долбино» майор пограничной службы Александр Ланских. - Граждане Украины, надеясь на то, что российские пограничники не смогут отличить поддельный украинский документ от настоящего, сами вносят в них изменения. К примеру, в соседнем государстве паспорт получают в 16 лет, а в 25 и 45 - вклеивают возрастную фотографию. Это необходимо сделать в течение месяца после наступления указанных возрастов. Но некоторые ушлые граждане вклеивают новые фото за полгода до срока и с таким документом пытаются пересечь границу. Мы их возвращаем на родину. Но они не успокаиваются. Подчищают дату вклейки фотографии и снова «штурмуют» границу. А недавно выявили гражданина Украины, который пытался пересечь границу с поддельным паспортом Российской Федерации, да ещё и находился в федеральном розыске за убийство.

- Но ведь и подделки бывают высокопрофессиональные, - уточнил я.

- Опытный пограничник в состоянии отличить подделку или выявить изменения в документе. Кроме того, для проверки степеней защиты используем технические средства, а также проводится опрос пассажиров по установочным данным.

- А что это за опрос?

- Не только спросить фамилию, имя и отчество, но и поинтересоваться знаком зодиака, а также выяснить имена детей, год, месяц и день свадьбы… Много есть профессиональных тонкостей.

Ещё одна проблема, - отметил Александр Ланских, - это перевозка детей. Кошмар начинается в летний период, когда детишек везут на отдых. Если ребёнка везут не родители, то хотя бы от одного из них требуется нотариально оформленное согласие на вывоз. Вместо этого пишут от руки записки с просьбой пропустить через границу. Кроме того, у ребёнка должен быть подлинник свидетельства о рождении, а не копия. Из-за такой безалаберности родителей страдают дети.

- Бывали случаи, когда сопровождающие, у которых не было необходимых документов, бросали детей на вокзале, а сами ехали дальше, - продолжает майор Ланских. - Таких детей мы определяем в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей и сообщаем их родителям. Те, конечно, приезжают, забирают своих чад, но для ребёнка это стресс.

- Александр Викторович, а куда отводят задержанных в поезде пассажиров?

- На контрольно-пропускной пункт в здание вокзала.

Сняли с поезда

В помещении контрольно-пропускного пункта нас встретил старший смены - старший лейтенант пограничной службы Андрей Корсак. Он потомственный военнослужащий, окончил Голицинский пограничный институт ФСБ России.
В комнату привели очередного незадачливого пассажира. Молодого человека, от которого густо несло перегаром, сняли с поезда за недействительный документ: три месяца назад ему исполнилось 25 лет, а в его украинском паспорте не было второй возрастной фотографии.

- Откуда вы едете? - поинтересовался я.

- Еду домой на Украину, с заработков - с Петербурга. Железную дорогу там ремонтировал, - уныло ответил он.

- Почему фотографию не вклеили? - спросил задержанного старший смены Андрей Корсак.

- Та хлопцы сказали, что можно и через три месяца. И хозяин с работы не отпускал. Заставлял отработать контракт и только сейчас отпустил домой, - ответил он и спросил: - А что теперь со мной будет?

- Составим протокол, выпишем штраф, и вы поедете в украинское посольство, чтобы получить свидетельство на возвращение, - ответил старший смены.

- А это куда? - уточнил нарушитель.

- В Москву, - услышал он в ответ.

Задержанный совсем погрустнел и, приговаривая: «Очень там меня ждут», - сел за стол писать объяснение.

Я вышел на перрон, где пограничники и таможенники в тёплых бушлатах ждали только что объявленный очередной поезд…

 

Евгений ФИЛИППОВ. Фото Евгения ФИЛИППОВА и пресс-службы пограничного управления

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина