«Дикого» свиноводства не должно быть - иначе область не выживет
Больше всего мы боялись, что эта вспышка - результат проникновения АЧС из дикой природы. Но когда я осмотрел в Ливенке Красногвардейского района окрестности подворья, стало ясно, что ни о каком заносе инфекции дикими кабанами там речь не идёт. Оно загорожено со всех сторон другими жилищами. Эти подворья с собаками, заборами, то есть диким кабанам туда не попасть. Понятно, что это рукотворный занос.
Белгородской области повезло - здесь редкое сочетание, когда и губернатор хороший организатор, и команда очень дельная, и предприниматели, которые собрались в области, - они строители, созидатели, а не хищники. Никто, наверное, не приложил столько усилий, чтобы предотвратить АЧС, как Белгородская область. Тем не менее, оказалось, что всего этого недостаточно. А раз этого недостаточно, то подобные инциденты будут повторяться. А если они будут повторяться, нужны неординарные меры, чтобы защитить громадное производство свинины, созданное в области.
Как представитель Россельхознадзора, с полной уверенностью заявляю: мы к этому - готовы. А если говорить о федеральных властях в целом, то, к сожалению, нет. Речь идёт об уровне понимания. Дело в том, что те, кто непосредственно занимается вопросами сельского хозяйства, вопросами биологической безопасности, вся вертикаль, начиная от курирующего вице-премьера Аркадия Дворковича, затем Совет безопасности, Минсельхоз, Россельхознадзор - в этой вертикали все прекрасно понимают, что нужно делать и как нужно делать. Но беда, к сожалению, в том, что не они решают многие вопросы. И либеральные настроения, которые на деле приводят к хаосу, очень сильны. Они буквально вяжут по рукам и ногам и нас, и местные власти. То есть федеральный уровень в целом не готов к серьёзным мерам. Будь по-другому, не было бы АЧС ни в Белгородской области, ни в Краснодарском крае.
Белгородская область стоит перед необходимостью принятия экстраординарных мер. В области только несколько десятых долей процента свинины производится в частном секторе. Частный сектор никак не регулируется, никакому регулированию внутри законодательного поля деятельность этих личных подсобных хозяйств не поддаётся в принципе. Они как на другой планете: контролирующие органы их не тронь, обязательных процедур никаких. Обязанностей тоже никаких нет. Соответствующая психология у владельцев личных подсобных хозяйств - вот моё хозяйство, на остальных мне плевать.
Значит, нужны экстраординарные меры: все эти хозяйства нужно убирать. И мы областному руководству соответствующее предписание уже выдали. Мы не имеем в виду убрать именно личные подсобные хозяйства. Мы имеем в виду хозяйства, не защищённые от биологической опасности. Все хозяйства, любой формы собственности.
Как решить вопрос с населением? Компенсация потерь, перевод на другие формы - это уже дело областного руководства. Я уверен, что с помощью крупных холдингов, которых здесь достаточно, это можно сделать. Будет ли противодействие? Да, конечно, будет. Потому что психология мелкого собственника - это эгоизм высшей степени. Чтобы мы ни говорили, как бы мы ни убеждали, но всегда останется некая часть людей, которая не будет воспринимать никакие аргументы. Кстати, у владельца этого хозяйства в Ливенке, где обнаружили АЧС, ни малейшего чувства вины. Два-три человека создали проблему регионального масштаба, чрезвычайно серьёзную. Область сейчас уже несёт многомиллионные убытки. При этом - не то, что какое-то чувство вины или раскаяния, а наглое поведение. Взывать к совести в данном случае бесполезно. Единственное, что можно применить, - силу закона.
Хозяин не соблюдает никаких правил, берёт поросят, где хочет и где дешевле. Где они дешевле? В очаге инфекции. Я думаю, что эти поросята завезены из Воронежской области: люди сознательно на всё это идут. В данном случае это уголовная статья - нарушение ветеринарных правил, которое ведёт к распространению болезни. Это до двух лет тюрьмы.
На всей территории области необходима зачистка. Проникновение АЧС меняет реальности свиноводства таким образом, что традиционное свиноводство становится невозможным. Скажем, в зонах распространения АЧС - в Африке - свиноводства нет. И у нас, если допустить широкое распространение АЧС, его не будет, оно просто не сможет существовать. Поэтому лучше сейчас зачистить, и если, допустим, завтра какой-то владелец ЛПХ захочет создать свою мини-ферму, которая имеет соответствующий уровень биологической защиты, то это вполне возможно. Но «дикого» свиноводства не должно быть. Иначе область не выживет.
По нашему законодательству главный ветеринарный инспектор любого региона имеет право согласовывать поставки поднадзорных грузов в его регион. Но это право в законе никак не лимитировано: не сказано, в каких обстоятельствах он может отказать в поставках, а в каких он обязан не отказывать. Этого ничего в законодательстве нет. В результате очень многие после вспышки АЧС в Ливенке пользуются этим, и неправомерно запрещают ввоз свинины с территории всей Белгородской области. Единичная вспышка локализована, свинина, которая вывозится из области, производится на предприятиях высшего уровня защиты. Понятно, что там ничего нет, всё спокойно и хорошо. Все прекрасно об этом знают. Но Нижегородская и Курская области уже ввели запрет. Будем беседовать с главами этих регионов. Надеюсь, что этот запрет сможем снять.
Россельхознадзор последовательно выступает за восстановление государственной ветеринарной службы России. Чтобы она не была частично субъектовой, частично федеральной, частично федерально-гражданской, частично федерально-военной. Мы как бы живём не в одной стране, а в куче маленьких государств. Это очень вредно для экономики, это очень вредно для сельского хозяйства. Всё, что от нас зависит, мы делаем, чтобы бороться с этими неправомерными запретами.
Но каждый белгородец должен понимать, что у вас около половины доходов в области идут именно из сельхозсектора, и от благополучия этого сектора зависят все. Практически каждый зависит - кто здесь живёт и работает. Потому что если не будет денег - не будет больниц, лекарств, зарплат… И каждый об этом должен думать, потому что одно областное руководство, какие бы серьёзные меры оно ни принимало и каким бы сильным оно ни было, - а у вас, повторюсь, сильное областное руководство, - оно не справится. Это должно стать всенародной задачей. Потому что это угроза всем, каждому, кто здесь живёт.
- Комментировать
- 2323 просмотра
Комментарии
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 15 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 15 недель назад