Валуйская специальная (коррекционная) школа-интернат для слабовидящих детей помогает своим воспитанникам преодолевать недуг и впоследствии находить достойное место в жизни
«Не найдёшь здесь равнодушных, не увидишь хмурых лиц, здесь живём мы очень дружно, здесь веселье без границ!» - вспоминаются слова известного стихотворения о летнем лагере, как только ты оказываешься в специальной (коррекционной) школе-интернате 3-4-го вида для слепых детей. Не знаем, как насчёт веселья, но хмурых лиц взрослых и тем более детей здесь, действительно, нет. И причина тому - не основная заповедь интерната: «В школах слепых должно быть жизнерадостное настроение. Учителя и воспитатели не должны быть угрюмы в своих отношениях к детям. Нервным и суровым не место в школе слепых». Особую атмосферу здесь создают педагоги, воспитатели, медицинские работники, психологи, логопеды, воспитывающие и обучающие детей с разными судьбами и «букетами» болезней. Они стараются понять и поддержать каждого ребёнка.
Первый выпуск
У Валуйской школы-интерната для слепых детей - богатая история, ведущая начало с августа 1934 года. В первый учебный год в первый класс приняли разновозрастных учеников - восемь ребят, самым младшим из которых было по восемь лет, некоторым по семнадцать, а одному - Тимоше Зажарскому - и вовсе шёл девятнадцатый год. Школа в то время находилась на улице Демьяна Бедного. Позже в этом здании разместилось учебно-производственное предприятие Всероссийского общества слепых, а сейчас там «скорая помощь».
Школа расположилась в здании, совершенно не приспособленном для проведения занятий. Специальных классных комнат, оборудованных партами, не было, поэтому занятия проводили в спальнях и коридорах. Здесь же делали зарядку и ели. Первые два года дети спали на топчанах.
О школе слепых никто не знал. Чтобы набрать учеников, приходилось ездить в ближайшие районы, и там, в сельсоветах и первичных организациях Всероссийского общества слепых, узнавать о незрячих детях. После чего их посещали на дому и беседовали с родителями. Приходилось буквально уговаривать их отпустить детей в школу. Поначалу многие не соглашались. Но постепенно в районах наладился учёт слепых. В школу начали приезжать не только дети, но и взрослые. Бывали случаи, когда учиться хотели люди, достигшие тридцатилетнего возраста. Уже в 1935-36 учебном году в школе было три класса. Следующий учебный год стал особенным. Школа немного изменилась: во дворе построили флигель, который называли «Малое здание». Но самое главное - первых выпустившихся учеников направили в Феодосьевскую школу для слепых детей в Крыму.
Устояла даже в войну
Сентябрь 1941-го… Начало учебного года пришлось на военное время. В первую половину дня учащиеся занимались, после уроков малыши оклеивали бумагой стёкла в окнах, а те, кто постарше, рыли во дворе окопы с двумя выходами. Фронт приближался к Валуйкам. Большинство учащихся разъехались по домам, к родителям. Летом 1942 года в школе осталось около двадцати детей. Это были дети-сироты, а также те, кого не смогли забрать родители.
В конце июня город бомбили. В здании школы вылетели стёкла. Многие воспитатели и учителя боялись выходить на работу. С детьми остались только директор Серафима Дмитровская и повар. Со второго июля бомбёжки шли непрерывно. Пятого июля из Валуек ушли последние солдаты нашей армии. Рано утром следующего дня фашисты зашли во двор школы, взломали замки, забрали продукты, сожгли документы… Детей не тронули.
Дети питались перловкой и горохом, а ещё толкли рожь в ступе и из этой муки пекли лепёшки. Наступила осень. Так как дров в школе было мало, то дети вместе с Серафимой Михайловной ходили в лес за хворостом. Вскоре немцы запретили им ходить в лес. Все грелись возле печки-буржуйки. Кое-как застеклили окна в одной комнате и продолжили обучение: починили оставшиеся книги и начали читать.
Всё изменилось 19 января 1943 года. Город освободили от фашистов. Однако спокойствия не было. Ещё в течение месяца Валуйки часто бомбили. На территории школы насчитывалось восемь воронок от бомб, одна - у самого входа. Здание опять осталось без стёкол. Из-за сильных повреждений занятия на время пришлось прекратить.
Выход - картофель!
По приказу районного отдела образования школу перевели в деревню Тимоново. Вместе с детьми переехали директор Серафима Дмитровская и повар Вера Ивановна. Продуктов было совсем мало, да и за ними нужно ходить из Тимоново в город. Лошадей в колхозе не хватало. Те, что остались, были заняты на полевых работах. И директор вместе с учениками ходили пешком за 15 километров.
Позже колхоз выделил школе один гектар земли, и дети посадили картофель. Сами ухаживали за ним, а ещё собирали в лесу ягоды для киселя. Когда бомбёжки прекратились, ученики вернулись обратно в город. Придумали, как решить проблему нехватки бумаги: ежедневно затирали варёным картофелем исписанные листы и писали на них снова.
Вскоре Серафиму Дмитровскую вызвали в Москву - в Наркомпрос. Там она рассказала о нуждах школы, после чего получила глобус, учебные программы и распоряжение об обеспечении школы мягким инвентарём и оборудованием. Центральное правление Всероссийского общества слепых снабдило школу приборами, грифелями, бумагой. Школа даже получила разрешение открыть валяльный цех. Ей предоставили одну тонну шерсти. В здание, где находится школа сейчас, по улице 1 Мая, 27, дети переехали в 1946 году. Во время войны там была конюшня…
Коррекционное обучение
Сегодня в школе-интернате 56 детей со всех уголков Белгородской области в возрасте от четырёх до 18 лет, семеро из них - сироты.
- В школе 12 классов-комплектов и одна дошкольная группа, шесть воспитательных групп. В классах в основном по пять-семь учащихся, - рассказывает директор Александр Слюсарь. - Для детей стараемся создавать максимальный комфорт: хорошие бытовые условия, пятиразовое питание, постоянное медицинское наблюдение…
Работа со слабовидящими и слепыми детьми требует от педагогов использования особых средств обучения, нестандартного дидактического материала и оборудования. По словам Александра Петровича, школа имеет достаточную материальную базу, оснащена специальными рельефными и объёмными наглядными материалами, учебниками, художественной литературой, напечатанной рельефно-точечным шрифтом. В библиотеке школы собрана большая фонотека произведений русской литературы.
Обучают воспитанников по программам обычных общеобразовательных школ. Конечно же, с некоторыми изменениями, присущими особенностям развития слепых и слабовидящих детей. Поэтому, начиная с первого класса, мальчишки и девчонки посещают специальные коррекционные занятия по развитию навыков ориентирования в пространстве, мимики и пантомимики, осязания и мелкой моторики рук, зрительного восприятия и социально-бытовых навыков.
Скучать не приходится
После уроков дети посещают кружки на базе Валуйского дома детского творчества. Здесь выбрать есть из чего: танцы, игра на фортепиано, «Волшебный лоскуток» или эколого-биологическая станция «Мастерская гнома». Можно остаться в школе-интернате, где работает вокальный кружок «Караоке», фольклорный ансамбль «Сударушка», кружок технического творчества.
- Кружковые занятия дают свои результаты. Наши учащиеся - дипломанты областного этапа всероссийского конкурса детского творчества «Поверь в себя». Особо удачны их выступления в номинациях: «Сольное исполнение», «Вокальное исполнение» (ансамбль), «Танец», «Художественное слово», - рассказывает о достижениях своих воспитанников Александр Слюсарь. - Каждый год они оказываются в числе победителей областного смотра-конкурса творческих работ «Смотри на меня, как на равного» в жанрах «Живопись», «Декоративно-прикладное искусство». Призовые места занимали и в районных, и в областных выставках детского творчества, и в конкурсах художественной самодеятельности в рамках программы «Дети России». Последние три года ознаменовались для нас победами на Открытом поволжском фестивале творчества детей-инвалидов по зрению и международном творческом фестивале детей с ограниченными возможностями «Шаг навстречу».
Есть на кого равняться
Победную эстафету творческого начала подхватывают спортсмены, которых вдохновляет пример выпускника школы-интерната, заслуженного мастера спорта России, четырёхкратного чемпиона Паралимпийских игр, шестикратного чемпиона мира и пятнадцатикратного чемпиона Европы, почётного гражданина города Валуйки и Валуйского района Сергея Александровича Севостьянова.
- Не важно, какого уровня соревнования: городские, областные, всероссийские… Имея такой пример личного мужества, проигрывать просто нельзя, - отмечает Александр Слюсарь. - Отсюда и возникает такое активное посещение спортивных секций - тенниса, шашек, шахмат, голбола… Ребята хотят не просто заниматься спортом, но и побеждать, добиваться результатов.
А результаты есть. Четвёртый год подряд школьники участвуют во Всероссийских соревнованиях. 2010 год запомнится ребятам «золотом» в первой параспартакиаде Центрального федерального округа по армспорту и пауэрлифтингу, 2011-й - вторым и третьим местами в первой Российской параспартакиаде, а 2012-й - медалями всех достоинств во Всероссийской спартакиаде детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями по гимнастике.
Путёвка в жизнь
Учёба в коррекционной школе помогает мальчишкам и девчонкам не только преодолевать природный недуг, но и занимать впоследствии достойное место в жизни среди здоровых людей. Для этого в школе налажена профориентационная работа. Учащиеся второй и третьей ступеней получают музыкальное образование - игра по классу баяна и фортепиано, а также обучаются навыкам классического и лечебного массажа, что даёт им в будущем возможность поступить в музыкальный и медицинский колледжи.
Кроме того, в последние восемь лет между школой и Валуйским ООО «Металлоизделия» заключён договор и совместно разработана программа по профессиональной подготовке учащихся. На основании договора и программы учащиеся старших классов получают две специальности: «сборщик металлоконструкций» и «картонажник». По окончании школы выпускникам выдают удостоверение о получении специальности, которое помогает при трудоустройстве на предприятия системы Всероссийского общества слепых миновать ученический срок.
- За почти восьмидесятилетнюю историю школа дала путёвку в жизнь более чем тысяче воспитанников. Бывших наших выпускников можно встретить едва не во всех сферах жизнедеятельности. Это и преподаватели, и учёные, и музыканты, и композиторы, и массажисты высокого класса, - отмечает Александр Слюсарь. - Только за последние пять лет из 31 выпускника 12 человек поступили в ссузы, 19 трудоустроились на учебно-производственные предприятия Всероссийского общества слепых области. Всем нуждающимся выпускникам при трудоустройстве предоставляется общежитие.
- Комментировать
- 2581 просмотр
Комментарии
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 14 недель назад