Присоединяйтесь

Топ недели

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Денис МАЦУЕВ: Вундеркинд - опасное слово

Денис Мацуев: вундеркинд - опасное слово Расписание его концертов составлено на годы вперёд. С ним выступают лучшие дирижёры и оркестры мира. Об этом пианисте говорят, что его инструмент звучит особенно, а манера игры поразительно органично передаёт образы. Денис МАЦУЕВ - один из самых ярких современных музыкантов - выступил в Белгородской государственной филармонии с единственным концертом. Вместе с Белгородским симфоническим оркестром под руководством Рашита Нигаматуллина он исполнил Концерт № 1 Петра Чайковского для фортепиано с оркестром. Но перед тем, как подняться на сцену, знаменитый пианист пообщался с корреспондентом «Белгородских известий» Марией ЛИТВИНОВОЙ.

- Денис, ваш концертный сезон 2010-2011 года отмечен сотрудничеством с лучшими оркестрами мира. Что вы можете сказать о нашем белгородском оркестре? Как удалось отрепетировать?
- Действительно, сезон у меня был очень насыщенный, отыграл больше 160 концертов по всему миру с Нью-Йоркским, Берлинским, Лондонским, многими другими знаменитыми оркестрами. Это очень важно для моей карьеры, для меня как музыканта. Но это отнюдь не умаляет достоинств других оркестров, с которыми я играю, тем более русских. О наших оркестрах можно говорить бесконечно. Здесь существует некая несправедливость - элитные коллективы получают президентские и прочие гранты, чего нельзя сказать о провинциальных оркестрах. А их у нас осталось не так много, может быть, всего десять, не считая Москвы и Петербурга. Я впервые в Белгороде, это один из немногих городов, где я ещё не играл. Ехал сюда с волнением. Ступил на платформу - сразу встретило солнце, увидел, как кипит ваш лучезарный город. Сегодня играем в этом уникальном здании. Побольше бы таких в стране. Приятно, что в таком небольшом городе есть свой симфонический оркестр. Музыканты отнеслись с таким воодушевлением (улыбается). С Рашитом Нигаматуллиным у меня вообще интересная и даже смешная история, потому что в последний раз я с ним играл в 1992 году в Луганске, когда я учился в школе в 7-м или 8-м классе. Жил в какой-то гостинице без света и воды...

- Вы весьма загадочная фигура среди исполнителей классической музыки. Пианист мирового уровня, который любит спорт, джаз, активен в социальных проявлениях. Такая личность - это исключение для музыкантов классического жанра?
- Мне сложно говорить о себе, я очень самокритичен, всегда нахожусь в состоянии некоего сомнения. Я всегда любил спорт, даже фанатично отношусь к футболу. Но думаю, что это не исключение. Видимо, существует стереотип, что классический музыкант должен быть весь в себе. Но я стараюсь быть абсолютно самим собой и не скрываю этого.

- Денис, вы ученик Алексея Наседкина, который учился у Генриха Нейгауза. Консерваторию заканчивали под руководством Сергея Доренского, который, в свою очередь, был учеником Григория Гинзбурга. У вас прекрасная школа, и вы не понаслышке знакомы с методиками этих знаменитых педагогов. Не планируете ли в будущем передавать свой опыт другим музыкантам?
- Я не преподаю, хотя это, наверное, чрезвычайно любопытный процесс. Но, к сожалению, этой жилки во мне нет. Несколько раз я пытался это делать, но мои мастер-классы терпели фиаско, превращаясь, по сути, в творческие вечера. Понимаете, педагогика - это отдельная стезя, которую невозможно совмещать с концертной деятельностью, ей нужно посвятить всю свою жизнь. Вкладывать свою душу и опыт в талант - это уже отдельный талант. Тот же Нейгауз говорил, что пожертвовал концертной деятельностью ради своих учеников, так же, как Доренский, мой педагог, который воспитал более 130 лауреатов международных конкурсов. Возможно, я пока к этому не готов, больше люблю слушать, беседовать, чем советовать и наставлять.

- Известно, что ваш коллега и сверстник, русский пианист Евгений Кисин никогда не участвовал в конкурсах исполнителей. Его родители принципиально не хотели, чтобы он состязался, считая, что это может навредить ему как музыканту. Тем не менее, он стал лауреатом множества почётных российских и международных премий…
- Что касается Жени Кисина - это выдающийся пианист, вундеркинд, который стал в итоге абсолютно зрелым, большим музыкантом. Кисин - это редкое исключение из правил. Как правило, вундеркинды к 17 годам по разным причинам растворяются, перестают выделяться. Женя опроверг этот закон и главным образом потому, что успел сыграть в 88-м году в 17-летнем возрасте с самим Гербертом фон Караяном. Конкурсы уже были ему не нужны, ведь его увидели все, он стал знаменит. Что такое конкурсы? Это единственная возможность для молодого музыканта заявить о себе. К сожалению, не все конкурсы могут повлиять на дальнейшую творческую карьеру.

- Вам тоже не помогли? Вы лауреат первой премии XI международного конкурса имени П.И.Чайковского, что сродни номинации на «Оскар» в киноискусстве…
- Победа в конкурсе Чайковского в 1998 году не дала мне ни одного концерта. Вся моя концертная деятельность складывалась благодаря тому, что я сам грыз землю ради этого. Но всё-таки за границей слушатели шли не на Дениса Мацуева, а на победителя конкурса Чайковского. Вы знаете, неделю назад я впервые в своей жизни сидел в жюри. То есть два раза: первый и… последний (смеётся). Участвовал в отборе на конкурс Чайковского, который состоится в июне этого года, по просьбе Валерия Гергиева, который взялся за это титаническое дело - возродить его. Это наше огромное ожидание. В последние десять лет конкурс Чайковского потерял свою репутацию, и стоит задача восстановить его прежние позиции.

- Чего ожидать музыкантам, которым посчастливится стать финалистами и лауреатами конкурса имени Чайковского этим летом? Какие возможности он им даст?
- Создаются беспрецедентные условия для победителей конкурса. Это и контракты со звукозаписывающими студиями, и выступления с самыми знаменитыми оркестрами, концерты во всех мировых столицах. Огромная проблема - заявить о себе молодому таланту, и победы в конкурсах должны максимально этому способствовать. Но повторю: в жюри я сидеть больше не буду. Мне сложно, настолько сложно, что не могу давать оценки. Понимаете, мне все конкурсанты нравятся, я сам недавно был на их месте, и для меня невозможно трудно кому-то ставить высший балл, кому-то низший. В первый тур выйдут 30 человек, во второй - 15, в финал войдёт всего шесть. Музыкальные конкурсы - это субъективный процесс. Это не спортивное состязание, здесь соревнуются не на достижения и секунды. У каждого члена жюри своё мнение, у каждого конкурсанта своё видение произведения, выбирать чрезвычайно сложно. Но если есть действительно выдающийся талант, чего мы как раз ждём, конкурс его покажет.

- С 2008 года вы являетесь президентом Фонда «Новые имена», членом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по культуре. Как вы оцениваете современную ситуацию с начальным музыкальным образованием в России, когда музыкальные школы испытывают отток преподавателей и учеников? Как эта проблема осознаётся на государственном уровне?
- Что касается нашего начального образования, то это действительно большая проблема. Многие педагоги российских музыкальных школ уезжают в Китай, в другие страны. Там учителя музыки получают зарплату в полторы тысячи долларов. Сейчас мы слышим огромное количество разговоров об изменении нашего образования. Это большая беда, и будет катастрофа, если они сделают то, что они хотят сделать. А именно - учредят магистратуры, бакалавриаты. У нас есть своя уникальная система - школа, консерватория, аспирантура - и эта система всегда считалась лучшей в мире. У нас есть фантастическая команда классических музыкантов, существует преемственность поколений. В Советском Союзе практически каждый второй ребёнок ходил в музыкальную школу. И я могу понять родителей, у которых не так много денег, чтобы платить «за музыку», как они это называют. С другой стороны, я не царь и не бог, я всего лишь пианист, и у меня есть возможность заявлять о проблемах. Поверьте, за всё, что от меня зависит, я очень ратую и переживаю. Наша педагогическая школа, которая была самой лучшей, сейчас переживает не самые лучшие времена. Я буду делать всё возможное, чтобы поменять эту ситуацию.

- Ещё несколько лет назад размеры стипендий фонда «Новые имена» одарённым детям были почти символическими. Как реально они могут помочь начинающим музыкантам? Сейчас что-то изменилось?
- Стипендии настолько разные, есть именные, московского правительства, помогают и меценаты, есть мои личные стипендии, достаточно большие. Но знаете, главная помощь выражается не в денежных суммах, а в том, что на самом деле может помочь ребёнку. В провинции необходимо проводить мастер-классы, музыкантам нужны инструменты, реальной помощью может быть оплата учёбы и жилья в Москве.

- Что для фонда важнее - количество звёзд, которых вы воспитаете, или количество детей, которые начнут учиться благодаря вам?
- Я не люблю слово «звёздочка», мне больше по душе слово «искорка». Понятно, что каждый талант индивидуален. Предсказать, предвидеть его - это большое искусство, но слово «вундеркинд», как я уже говорил, очень опасно. Часто на юный возраст приходится самый расцвет таланта. Но наша задача найти эти таланты, помочь им проявить себя. Посмотрите на достижения последних конкурсов: 90 процентов лауреатов - выходцы из нашего фонда. Конечно, музыкантов моего поколения было больше, срабатывала инерция советской школы…

- Денис, у вас есть свой сайт, на котором вы подробно рассказываете о своей деятельности...

- …Большинство людей сейчас перестали читать газеты и смотреть телевизор, многие стали блоггерами. Совсем недавно я впервые за долгие годы пробыл пять дней подряд у себя дома, в Москве, а обычно за весь год мне выпадает дней 25 дома. Несколько раз к своему ужасу включил некоторые каналы нашего телевидения. Это кошмар, кто ж это смотрит! Сплошной негатив, агрессия. Если в тебе нет скандальности, тебя никто не показывает. Почему на телевидении не говорят о тех выдающихся концертах, которые проходят у нас в Москве, в Петербурге и других наших городах? Слава Богу, есть канал «Культура».

- В концертной программе в Белгороде не заявлено ничего из вашего нового проекта «Неизвестный Рахманинов». С недавнего времени вы исполняете произведения этого величайшего русского композитора, которые до вас не исполнял никто. Не порадуете белгородцев ими?

- «Неизвестный Рахманинов» это отдельный сольный проект. Я никогда заранее не знаю, что я буду играть на бис. Только когда сажусь на банкетку, понимаю, что буду исполнять.

- В одном из своих интервью вы сказали: слушать классическую музыку - это тяжёлый труд. Что вы имели в виду?
- Научиться слушать классическую музыку - то же самое, что приучить себя к живописи, к театральному искусству. Я уже не говорю об искусстве импрессионизма, модернизма, которое тоже нужно уметь понимать. Например, произведение Чайковского, которое будет сегодня звучать, знакомо очень многим людям, но и к нему нужно быть подготовленным. С непривычки в нём ничего не поймёшь. Но когда поймёшь - концерты классической музыки превратятся в огромное удовольствие и духовное обогащение.

Мария ЛИТВИНОВА.
Фото с сайта pribaikal.ru

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
КАПЧА
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина