Суд отказал в земельном переделе, но справедливость не восторжествовала.
Могу однозначно сказать только одно: никто из трёх десятков жителей села Вышние Пены, обратившихся с исками в Ракитянский суд, не намеревался стать земледельцем. Они требовали от администрации Ракитянского района якобы принадлежавших им по праву земельных долей, но либо продолжали, как и шестнадцать лет назад, трудиться в непроизводственной сфере, либо уже вышли на пенсию. Возжелали справедливости? Возможно, хотя, скорее всего, причина тут банальна: канули в Лету «тучные» годы и зарплаты в социальной сфере заметно оскудели, но главное - выросли в цене выкупаемые крупными землевладельцами крестьянские наделы. Почему бы и не попытаться поправить своё материальное положение, если юристы подсказывают, что таковая возможность имеется. Около сотни вышнепенцев шестнадцать лет назад были ущемлены в праве получить землю. Девятнадцать наиболее настырных добились своего сразу после случившегося казуса и получили земельные наделы за счёт невостребованных долей. А вот нынешние тридцать претендентов, как и те, кто не предпринимал попыток восстановления справедливости, остались ни с чем.
Надежда на справедливость
Дела в коллективном хозяйстве в селе Вышние Пены Ракитянского района не задались с момента его выхода из колхоза имени Калинина в самостоятельное плавание в 1990 году. Уже через два года наделавший долгов колхоз «Рассвет» пришлось реорганизовать в АОЗТ «Вышнепенское». Ещё через шесть лет «Вышнепенское», уходя от долгов, превратилось в кооператив «Рассвет». Не прошло и трёх лет, как вновь пришлось спасать тонущее хозяйство, обратив его опять в «Вышнепенское» и добавив аббревиатуру «ООО». Потом опять появилась вывеска «Рассвет»... Само собой разумеется, что вечно продолжаться смена вывесок не могла, пришли другие времена и в конце концов хозяйство приказало долго жить. Мало того, чёрный призрак бывшего колхоза явился в село Вышние Пены, дабы потревожить уже заживающие душевные раны селян. Оставшиеся после развала коллективного хозяйства земельные доли бывшие колхозники либо сразу продали, либо передали в доверительное управление и получали причитающиеся на паи зерно, другие продукты. Но не все. Кто-то бренные останки колхоза продал, потратил денежки и забыл. А тот, кому с поганой овцы не достался и шерсти клок, посчитал это несправедливым, ждал своего часа. И вот он настал - в виде зародившейся надежды восстановить справедливость.
До ума не довели...
В начале девяностых в Вышних Пенах, как и во всей России, прошёл земельный передел. Напомню, что начался он с Указа Президента РФ № 323 от 27.12.1991 года «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР». Колхозно-совхозные угодья виртуально разбили на части и бесплатно наделили земельной долей каждого действующего члена коллективного хозяйства. Но потом государство поняло, что оставшиеся за бортом работники сельской социальной сферы тоже причастны к жизни колхозников, и разрешило наделять землёй и учителей, и воспитателей детского сада, и медиков, и культработников... В иных хозяйствах так и сделали - сразу разделили землю с учётом социальной составляющей. Где-то обделили сельскую интеллигенцию и она, защищая своё право на бесплатный земельный надел, сразу же добилась справедливости через суд. В Вышних Пенах получилось всё наполовину.
Первый раздел земли случился в 1992 году. Общее собрание членов колхоза «Рассвет» решило причитавшиеся хозяйству 3425 гектаров земли разделить между 354 работающими колхозниками и 350 пенсионерами. При этом большинством голосов настояли на том, чтобы не включать в списки работников социальной сферы. На каждого колхозника и пенсионера пришлось по 4,8 гектара угодий и 3,9 гектара пашни. Спустя два года под нажимом местных властей прошло ещё одно общее собрание трудового коллектива, на котором девяносто девять работников социальной сферы приняли-таки в члены акционерного общества. И вслед за этим глава администрации Ракитянского района своим постановлением «О выдаче свидетельств на право собственности на землю членам АО «Вышнепенское» внёс в списки на получение свидетельства на право собственности на землю сельскохозяйственного назначения уже не 704, а 812 членов акционерного общества. Само собой разумеется, наделы всех селян должны были ужаться до 4,7 гектара угодий и соответственно 3,8 гектара пашни.
Получили дырку от бублика
Казалось бы, ситуация однозначно на стороне сельской интеллигенции: президент России своим Указом наделил социалку земельными паями, районная власть на своём уровне продублировала высшее распоряжение... Осталось только получить свидетельство на право собственности. Увы... Как я уже говорил выше, только девятнадцать счастливчиков сумели обзавестись вожделенными документами. И только благодаря тому, что девятнадцать земельных долей из тех самых вышнепенских 3425 гектаров оказались невостребованными в силу разных обстоятельств. Его величество случай! Остальным не повезло - они получили дырку от бублика...
Выяснилось, что, несмотря на решение общего собрания и постановление главы администрации района, никто и палец о палец не ударил по поводу реального наделения землёй вышнепенских работников социальной сферы. Принять-то в колхозники приняли и учителей, и воспитателей детсада, и всех других, но ни на том собрании, ни позже никто не пожелал отщипнуть от своего надела кусочек своему соседу. Как решили колхозники первый раз разделить землю на 704 человека, так и разделили. А на втором собрании просто-напросто лукаво поднимали руки за включение в состав колхоза своих односельчан, уже имея в кармане свидетельства на долю в 4,8 гектара. Не пожелали передела новые землевладельцы, но и начальство не посчитало нужным поставить точку в этом деле. Вот и «повисло» решение в воздухе. Замечу, возникшая проблема неоднократно и довольно активно обсуждалась в разные годы, но в каждом случае наделённые правом творить справедливость люди уклонялись от принятия однозначного решения.
В 1995 году один из вышнепенцев попытался включить в повестку дня собрания трудового коллектива вопрос о реальном наделе землёй представителей социальной сферы, но получил отпор от чиновника из района, мол, педагог или культработник имеет твёрдый заработок от государства, а колхозник - ничего, кроме земельного надела, позволяющего ему добыть кусок хлеба.
Сама виновата
Короче говоря, обратившихся в суд с исками вышнепенцев ждало разочарование. Некоторые уже в ходе их рассмотрения отказались от своих требований к районной власти. Наиболее настырные получили отказ в удовлетворении исковых требований и обжаловали решение в высшей судебной инстанции.
Вроде бы и правы юристы, представлявшие в суде интересы вышнепенцев, доказывая, что тогда, в приснопамятные девяностые, конфликт решился однозначно в пользу работников социальной сферы: правительство России предписывало по усмотрению трудового коллектива давать бесплатно земельные доли сельской интеллигенции, а президент своим Указом прямо наделил каждого из них землицей! И трудовой коллектив просто не имел права решать «давать - не давать» - за него решил президент. Так что вышнепенцы с марта 1992 года уже априори являются владельцами земельных долей. По их логике, нынешней районной власти надлежало только найти свободные земельные участки и выдать истцам свидетельства. На вопрос, где взять «лишние» десятки гектаров пашни, юристы лишь пожимали плечами, дескать, это проблема районной власти. Кстати, перед тем, как пойти в суд, вышнепенцы обращались к главе администрации района с подобным требованием, но получили отказ, так как свободной земли в районе нет уже несколько лет.
Суд не столь однозначно трактовал указ первого лица государства и последовавшие после него дела. В решении по иску одной из бывших технических работников школы, а ныне пенсионерки Н.Н.Бабыниной (фамилия изменена) говорится:
«Решением общего собрания от 12 июля 1994 года истица была принята в члены общества, однако, несмотря на это, продолжала работать техничкой. Решение о наделении её земельной долей при принятии в общество не принималось, но в список лиц на получение свидетельства на землю она включена. Постановлением главы администрации района... постановлено выдать свидетельство... Анализируя постановление и решение, суд считает, что наделение земельной долей вновь принятых лиц, в том числе и Бабыниной, должно было производиться за счёт имеющейся доли в 3425, предоставленных в коллективную собственность акционерам, путём уменьшения размера земельных долей других акционеров. Такого решения они не приняли. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что хотя истица и была включена в список лиц на получение свидетельства, права на получение земельной доли у неё не возникло. Свидетельство на право собственности она не получила и фактически земельную долю не приняла. Требование о предоставлении земельной доли истица должна была предъявить к акционерному обществу. Сейчас это невозможно, поскольку оно ликвидировано в 2002 году. Длительным необращением в суд истица сама способствовала наступлению для себя таких неблагоприятных последствий, как ненаделение её земельной долей».
Суд также установил, что при реорганизации колхоза и последующих реорганизациях вышнепенская земля в фонд перераспределения не включалась, вся она распределена между членами общества. Выделение же в собственность бесплатно в счёт земельных долей участков, находящихся в фонде перераспределения земель, действующим ныне законодательством не предусмотрено. Тем более что в районном фонде таковых земель уже нет.
Думаю, что по результатам этих гражданских дел в Ракитянском суде можно сделать два вывода - оптимистичный и пессимистичный. Эхо девяностых растаяло бесследно, тема нового земельного передела закрыта. Но ведь справедливость-то так и не восторжествовала…
- 1672 просмотра
Отправить комментарий