Среди современных беспризорников нет одиноких детей. Они бегут от опеки взрослых в поисках вольницы.
Один «Момент» до рая
В подразделение по делам несовершеннолетних линейного отделения внутренних дел станции Белгород доставили очередного беглеца. У двенадцатилетнего Серёжи это уже третий побег. Каждый раз после выяснения личности и мотивов побега его возвращают домой к матери в украинское село. Но с наступлением лета он снова убегает. Куда? Неважно, лишь бы прочь от загнанной в тупик безденежьем и безнадёгой матери, от сварливой бабушки, от того, что стало ненавистным в его родном доме. Ему кажется, что где-то есть место, где он будет свободен и счастлив.
- Куда ты убегаешь и зачем? - задают ему вопрос.
Мальчик неопределённо пожимает плечами.
…От этого паренька за версту разит клеем «Момент», уже несколько недель он не мылся и не ел нормальной еды. Его сознание словно находится в некой пещере, откуда видится лишь один маленький, неприглядный кусочек мира. Но ребёнок всерьёз считает, что это и есть настоящий мир, и он состоит из таких, как он, - бомжей, воров, наркоманов. Потому его так неудержимо тянет на дно. На самое дно жизни…
Нужен «железный» Феликс?
Гавроши современной России. По статистике у нас детей-беспризорников больше миллиона, но это только тех, у кого есть «привод», кого отлавливали на вокзалах и в подвалах, размещали в реабилитационных центрах. На самом деле их гораздо больше. Природу такого явления как современное беспризорничество объяснить сложно, и хоть подобное «мы уже проходили», всё же то, что случилось в 20-е годы прошлого века, было другим. Тогда беспризорников, лишившихся крова и родных, за короткое время удалось собрать с улиц, вытащить из подвалов, отмыть, одеть, накормить. Их усадили за парты и вернули к жизни. Нормальной жизни. Многие беспризорники советского времени получили образование, профессию, создали семьи. Успешную борьбу с беспризорниками до сих пор связывают с именами «железного» Феликса Дзержинского и педагога Антона Макаренко.
Странно, в России с момента распада СССР в десятки раз увеличилось число людей, работающих с этой категорией детей, по всей стране созданы сотни реабилитационных центров, а беспризорников становится только больше. Почему же в наше благополучное время - без войны и голода - так много маленьких бродяжек колесит по стране?
В интересах детства
Беспризорность - болезнь общества, а при любом заболевании нужно лечить не следствие, а причины. Пока огромные средства и силы тратятся на то, чтобы бороться с симптомами, а корень этого явления не ликвидирован. Так считает президент Российского детского фонда, писатель Альберт Анатольевич Лиханов. В одном из своих выступлений на литературно-педагогических чтениях в Белгороде он сказал:
«Среди современных беспризорников нет одиноких детей. У нынешних беспризорников иная мотивация, чем у тех детей, которые бродяжничали после революции. Современные «гавроши» бегут от опеки взрослых в поисках вольницы.
Туда, где нет взрослых указок, где всё, что запрещают дома, в школе, в детском доме, доступно, где нет правил ограничения. Большинству из них требуется учреждение: школа, лагерь - надо придумать новое слово, которое бы заменило угрюмый термин «колония», где ограничивают и дисциплинируют, а если надо, и понуждают к труду.
Эти дети - не сироты, они живут в семьях с низким материальным достатком, где, как правило, нет отца, а мать или бабушка не в состоянии справиться со сложным ребёнком. Раньше трудных детей наравне с семьёй воспитывала школа, существовали общественные организации - пионерская, комсомол, которые выполняли часть воспитательных функций. Сейчас этого нет».
На западе с подростками активно работают психоаналитики, которые помогают родителям в трудной ситуации. Ведь часто убегают из дома даже относительно благополучные дети. Многие пополняют ряды беспризорников от обиды, считая, что в семье их не понимают. Непокорные, неуживчивые, ранимые, они думают, что «в бегах» обретают свободу. В итоге же получают горький урок, который всегда имеет печальные последствия.
Транзитные пассажиры
В Белгородской области, как свидетельствует статистика, беспризорных, т.е. детей, не имеющих постоянного места жительства, нет. Но кто же тогда те мальчишки и девчонки, которых отлавливают на вокзалах области? В основном это беглецы из соседней Украины, пересекающие Белгородскую область транзитом по пути в Москву.
С наступлением весны для сотрудников подразделения по делам несовершеннолетних ЛОВД и работников вневедомственной охраны станции Белгород наступают «жаркие времена». Ежегодно в весенне-летний период здесь проводится профилактическая операция под условным названием «Безнадзорные дети». Как сообщил заместитель начальника стрелковой команды станции Белгород Е.Н.Белоглазов, в ходе операции только за один месяц с поездов снято 25 несовершеннолетних. Одиннадцать детей доставлены в областной реабилитационный центр, составлено шесть административных материалов на родителей.
В Белгородской области действуют региональные законы «Об ответственности родителей за воспитание детей» и «О защите прав ребёнка», профилактику безнадзорности также обеспечивают программы «Подросток», «Каникулы», «Беглец». В плане законодательной базы и организации работы на местах делается многое. Но, видимо, чтобы искоренить это явление, нужны более решительные действия со стороны государства.
- 1592 просмотра
Отправить комментарий