Присоединяйтесь

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Ризу ми подаждь светлу

Пасха в этом году ранняя - 4 апреля.
Наверное, каждый, кто бывал на Пасхальной службе, отмечал великолепие праздничного убранства храма. Долгие семь недель поста строго и скорбно чернели в нём покровы на аналоях, завеса Царских врат, ризы священнослужителей. Вся внешняя обстановка настраивала входящих на чувство покаяния в своих грехах, на скорбь о страдавшем и распятом за нас Спасителе мира. Но вот в канун Пасхи чёрное облачение меняется на белое, а в самый день Светлого Христова Воскресения расцвечивается блеском красной, серебряной, золотой парчи, переливающейся в сиянии сотен пасхальных свечей.

Праздников Праздник

И не было бы в том ничего особенного: ведь Пасха - это «праздников Праздник и Торжество торжеств», и в этот день естественно желание церковнослужителей и прихожан украсить свой храм как можно красивее, сделать праздник ярким и радостным. Но дело в том, что в Церкви ничего не делается самочинно, то есть - по своему, пусть и благому, произволению. Здесь всё определяется уставом, принятом много веков назад, на заре христианской эры. В каждом православном храме есть огромный (свыше тысячи страниц) том - «Типикон, сиречь Устав». В этой книге содержатся в переводе с греческого на церковнославянский правила Богослужения, монашеской и мирской жизни христианина.

 Ризу ми подаждь светлу

Кроме Типикона, Церковь руководствуется Книгой правил, в которой собраны постановления (правила) святых апостолов, семи Вселенских Соборов, некоторых поместных соборов и отдельных святых отцов Церкви. На основе этих двух книг - Типикона и Книги правил - в течение тысячи лет существования Русской Православной Церкви разрабатывались и принимались на соборах и свои, российские правила. Однако ни одно из наших «местных» правил не противоречит общим правилам Церкви, а лишь дополняет их какими-то оттенками.
Вот и праздничное облачение храма - на 99 процентов регламентируется общим для Православной Церкви уставом.

Церковь не признаёт полуправды

Огромную смысловую нагрузку несёт в Богослужении и вообще в Церкви цвет. В первую очередь это касается, конечно, иконописи, каноны которой - и в сюжетах, и в правилах композиции, и в использовании цвета - очень строги. Так, например, по древним правилам, в иконописи запрещено использовать серый цвет: белый - это цвет правды, истины, Бога; чёрный - цвет лжи, зла, диавола; серый - смешение белого и чёрного, но смешивать истину и ложь, Бога и диавола - нельзя, невозможно. Церковь не признаёт полуправды, тепло-хладности, и иконопись не допускает серых тонов.
Иное дело - благородный серебряный цвет. Он используется в крестах и орнаментах на ризах священников; колечко из серебра положено надевать невесте во время обручения - как символ того, что жена - лишь отражение мужа, которому надевается золотое кольцо, и занимает она в семье второе место (сегодня этот обычай утрачен, как, увы, почти забыты и роли супругов). Серебряной краской покрываются купола храмов, посвящённых Небесным Силам Бесплотным - Архангелам, а также различным святым. К сожалению, сегодня и эти каноны соблюдаются не всегда - впрочем, и в прежние времена они были самыми мягкими, допускающими исключения. Вспомним храм Василия Блаженного (Покровский собор) на Красной площади в Москве. Переплетающиеся узоры его купола больше похожи на крышу боярского терема. Но в большинстве случаев по цвету купола можно определить если не точное название храма, то хотя бы к какой группе его отнести. Храмы, освящённые в честь Иисуса Христа и посвящённые Его праздникам (например, Спаса Нерукотворного, Преображения Господня, Рождества Христова), имеют золотые купола. У Богородичных храмов купола небесно-голубые. А вот храмы в честь Пресвятой Троицы радуют глаз яркой зеленью. Точное же название храма можно определить по иконе, висящей над главным входом в церковь - правда, для этого нужно хорошо знать сюжеты иконописи.

Богослужебный цвет

Схожие с цветами, которые используются в окраске куполов и стен храмов, и цвета облачений священнослужителей. Правда, здесь больше разнообразия, но и каноны - тоже более строгие.
Белый цвет, объединяющий в себе все цвета радуги, - символ Божественного света. В белых облачениях служат в великие праздники Рождества Христова, Богоявления (Крещения Господня), Вознесения, Благовещения; в белых ризах начинают служить Пасхальную утреню.
Вслед за белым, Пасхальное Богослужение продолжает красный цвет. Красные ризы на Пасхальной литургии остаются неизменными все сорок дней до Вознесения Господня - ровно столько времени Церковь празднует Пасху. В храмах и домах верующих в эти дни принято возжигать красные пасхальные свечи. Да и главный цвет окрашенных пасхальных яиц - тоже красный. Это символ радости, символ неизреченной, пламенной любви Божией к роду человеческому. Но это ещё и - цвет крови. Поэтому в красных облачениях проходят также службы в честь святых мучеников.
В дни Христовых торжеств (прежде всего, в каждое воскресенье) богослужебные облачения - из золотой парчи или (в храмах победнее) из золотистого шёлка жёлтых или оранжевых оттенков. Золото - знак славы, величия и достоинства, свойственных Господу. Кроме того, золотыми одеждами Церковь отмечает дни особых помазанников Божиих - пророков, апостолов и святителей. Голубой - это цвет неба, цвет праздников Пресвятой Богородицы, вместившей в Себе Небожителя - Сына Божьего. И ризы священников в Богородичные праздники - голубые.
Зелёный цвет образуется от слияния жёлтого и синего. Он принят в дни памяти преподобных (святых монахов) и свидетельствует о том, что их монашеский подвиг оживотворил человека соединением со Христом (жёлтый цвет) и возводит его на небо (синий). В зелёных ризах всех оттенков служат в Вербное воскресенье, в день Святой Троицы и в понедельник Святого Духа.
В дни памяти Креста Господня (на праздник Воздвижения Креста, в неделю Крестопоклонную в Великом посту и некоторые другие) принят фиолетовый или лиловый цвет. В нём соединены красный (цвет крови Христовой и Воскресения) и синий (в знак того, что Крест Христов открыл нам дорогу к Небу).
Чёрный цвет наиболее близок по духу дням Великого поста. Это символ отречения от мирской суеты, цвет плача и покаяния.

В белых ризах

Кроме строго определённых богослужебных цветов, существует ещё и традиция (более мягкая) облачения священников в ризы определённого цвета при совершении других служб. Таинства венчания и крещения чаще всего совершают в белых ризах, так как белый цвет - символ чистоты и непорочности. Именно символом чистоты и невинности невесты является её белое платье. Для вторично брачующихся устав Церкви уже не допускает белых одежд. Во время крещения после погружения в купель священник облачает крещаемого в белые одежды. «Ризу ми подаждь светлу, одеяйся светом, яко ризою, многомилостиве Христе Боже наш», - звучит в этот момент церковное песнопение. Смысл его таков: дай мне светлую одежду, чтобы я уподобился Христу, потому что наш Господь сияет светом, как бы одетый в светлые ризы.
Допускается также совершать эти и другие таинства Церкви в облачениях тех цветов, которые положены на данный богослужебный день.
Погребения иногда совершают в чёрных ризах (цвет скорби), но чаще - всё-таки в белых: ведь мы веруем, что в день Второго Пришествия Христова на землю все мёртвые воскреснут, а цвет воскресения, цвет жизни - белый. К слову, и обивка гроба должна быть либо чёрной, либо белой (часто гроб обивают чёрным снаружи и белым изнутри), но никак не красной. Традиция красных гробов пришла к нам из Парижской коммуны, тогда тела убитых революционеров стали заворачивать в красные революционные флаги. Христианство же относится к любой революции (бунту) крайне отрицательно. Единственным исключением в пользу красного цвета на погребении может быть мученическая (за Христа) кончина. В красных гробах хоронили убитых сатанистом в Пасхальную ночь в 1993 году трёх иноков Оптиной пустыни. Красный цвет их погребения вместил в себя цвет мученической крови и Пасхальной радости.
Как видим, цвет в Церкви - глубоко символичен и играет очень большую роль. Зная символику церковных цветов, мы легче поймём смысл происходящего в храме. Но это - только первый шаг к восприятию образного языка Богослужения. В следующий раз мы попробуем различать сан священнослужителей по их облачениям, в которых тоже особым символом является каждая деталь.

 

Марина Захарчук

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
КАПЧА
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина