Пасха в этом году ранняя - 4 апреля.
Наверное, каждый, кто бывал на Пасхальной службе, отмечал великолепие праздничного убранства храма. Долгие семь недель поста строго и скорбно чернели в нём покровы на аналоях, завеса Царских врат, ризы священнослужителей. Вся внешняя обстановка настраивала входящих на чувство покаяния в своих грехах, на скорбь о страдавшем и распятом за нас Спасителе мира. Но вот в канун Пасхи чёрное облачение меняется на белое, а в самый день Светлого Христова Воскресения расцвечивается блеском красной, серебряной, золотой парчи, переливающейся в сиянии сотен пасхальных свечей.
Праздников Праздник
И не было бы в том ничего особенного: ведь Пасха - это «праздников Праздник и Торжество торжеств», и в этот день естественно желание церковнослужителей и прихожан украсить свой храм как можно красивее, сделать праздник ярким и радостным. Но дело в том, что в Церкви ничего не делается самочинно, то есть - по своему, пусть и благому, произволению. Здесь всё определяется уставом, принятом много веков назад, на заре христианской эры. В каждом православном храме есть огромный (свыше тысячи страниц) том - «Типикон, сиречь Устав». В этой книге содержатся в переводе с греческого на церковнославянский правила Богослужения, монашеской и мирской жизни христианина.
Кроме Типикона, Церковь руководствуется Книгой правил, в которой собраны постановления (правила) святых апостолов, семи Вселенских Соборов, некоторых поместных соборов и отдельных святых отцов Церкви. На основе этих двух книг - Типикона и Книги правил - в течение тысячи лет существования Русской Православной Церкви разрабатывались и принимались на соборах и свои, российские правила. Однако ни одно из наших «местных» правил не противоречит общим правилам Церкви, а лишь дополняет их какими-то оттенками.
Вот и праздничное облачение храма - на 99 процентов регламентируется общим для Православной Церкви уставом.
Церковь не признаёт полуправды
Огромную смысловую нагрузку несёт в Богослужении и вообще в Церкви цвет. В первую очередь это касается, конечно, иконописи, каноны которой - и в сюжетах, и в правилах композиции, и в использовании цвета - очень строги. Так, например, по древним правилам, в иконописи запрещено использовать серый цвет: белый - это цвет правды, истины, Бога; чёрный - цвет лжи, зла, диавола; серый - смешение белого и чёрного, но смешивать истину и ложь, Бога и диавола - нельзя, невозможно. Церковь не признаёт полуправды, тепло-хладности, и иконопись не допускает серых тонов.
Иное дело - благородный серебряный цвет. Он используется в крестах и орнаментах на ризах священников; колечко из серебра положено надевать невесте во время обручения - как символ того, что жена - лишь отражение мужа, которому надевается золотое кольцо, и занимает она в семье второе место (сегодня этот обычай утрачен, как, увы, почти забыты и роли супругов). Серебряной краской покрываются купола храмов, посвящённых Небесным Силам Бесплотным - Архангелам, а также различным святым. К сожалению, сегодня и эти каноны соблюдаются не всегда - впрочем, и в прежние времена они были самыми мягкими, допускающими исключения. Вспомним храм Василия Блаженного (Покровский собор) на Красной площади в Москве. Переплетающиеся узоры его купола больше похожи на крышу боярского терема. Но в большинстве случаев по цвету купола можно определить если не точное название храма, то хотя бы к какой группе его отнести. Храмы, освящённые в честь Иисуса Христа и посвящённые Его праздникам (например, Спаса Нерукотворного, Преображения Господня, Рождества Христова), имеют золотые купола. У Богородичных храмов купола небесно-голубые. А вот храмы в честь Пресвятой Троицы радуют глаз яркой зеленью. Точное же название храма можно определить по иконе, висящей над главным входом в церковь - правда, для этого нужно хорошо знать сюжеты иконописи.
Богослужебный цвет
Схожие с цветами, которые используются в окраске куполов и стен храмов, и цвета облачений священнослужителей. Правда, здесь больше разнообразия, но и каноны - тоже более строгие.
Белый цвет, объединяющий в себе все цвета радуги, - символ Божественного света. В белых облачениях служат в великие праздники Рождества Христова, Богоявления (Крещения Господня), Вознесения, Благовещения; в белых ризах начинают служить Пасхальную утреню.
Вслед за белым, Пасхальное Богослужение продолжает красный цвет. Красные ризы на Пасхальной литургии остаются неизменными все сорок дней до Вознесения Господня - ровно столько времени Церковь празднует Пасху. В храмах и домах верующих в эти дни принято возжигать красные пасхальные свечи. Да и главный цвет окрашенных пасхальных яиц - тоже красный. Это символ радости, символ неизреченной, пламенной любви Божией к роду человеческому. Но это ещё и - цвет крови. Поэтому в красных облачениях проходят также службы в честь святых мучеников.
В дни Христовых торжеств (прежде всего, в каждое воскресенье) богослужебные облачения - из золотой парчи или (в храмах победнее) из золотистого шёлка жёлтых или оранжевых оттенков. Золото - знак славы, величия и достоинства, свойственных Господу. Кроме того, золотыми одеждами Церковь отмечает дни особых помазанников Божиих - пророков, апостолов и святителей. Голубой - это цвет неба, цвет праздников Пресвятой Богородицы, вместившей в Себе Небожителя - Сына Божьего. И ризы священников в Богородичные праздники - голубые.
Зелёный цвет образуется от слияния жёлтого и синего. Он принят в дни памяти преподобных (святых монахов) и свидетельствует о том, что их монашеский подвиг оживотворил человека соединением со Христом (жёлтый цвет) и возводит его на небо (синий). В зелёных ризах всех оттенков служат в Вербное воскресенье, в день Святой Троицы и в понедельник Святого Духа.
В дни памяти Креста Господня (на праздник Воздвижения Креста, в неделю Крестопоклонную в Великом посту и некоторые другие) принят фиолетовый или лиловый цвет. В нём соединены красный (цвет крови Христовой и Воскресения) и синий (в знак того, что Крест Христов открыл нам дорогу к Небу).
Чёрный цвет наиболее близок по духу дням Великого поста. Это символ отречения от мирской суеты, цвет плача и покаяния.
В белых ризах
Кроме строго определённых богослужебных цветов, существует ещё и традиция (более мягкая) облачения священников в ризы определённого цвета при совершении других служб. Таинства венчания и крещения чаще всего совершают в белых ризах, так как белый цвет - символ чистоты и непорочности. Именно символом чистоты и невинности невесты является её белое платье. Для вторично брачующихся устав Церкви уже не допускает белых одежд. Во время крещения после погружения в купель священник облачает крещаемого в белые одежды. «Ризу ми подаждь светлу, одеяйся светом, яко ризою, многомилостиве Христе Боже наш», - звучит в этот момент церковное песнопение. Смысл его таков: дай мне светлую одежду, чтобы я уподобился Христу, потому что наш Господь сияет светом, как бы одетый в светлые ризы.
Допускается также совершать эти и другие таинства Церкви в облачениях тех цветов, которые положены на данный богослужебный день.
Погребения иногда совершают в чёрных ризах (цвет скорби), но чаще - всё-таки в белых: ведь мы веруем, что в день Второго Пришествия Христова на землю все мёртвые воскреснут, а цвет воскресения, цвет жизни - белый. К слову, и обивка гроба должна быть либо чёрной, либо белой (часто гроб обивают чёрным снаружи и белым изнутри), но никак не красной. Традиция красных гробов пришла к нам из Парижской коммуны, тогда тела убитых революционеров стали заворачивать в красные революционные флаги. Христианство же относится к любой революции (бунту) крайне отрицательно. Единственным исключением в пользу красного цвета на погребении может быть мученическая (за Христа) кончина. В красных гробах хоронили убитых сатанистом в Пасхальную ночь в 1993 году трёх иноков Оптиной пустыни. Красный цвет их погребения вместил в себя цвет мученической крови и Пасхальной радости.
Как видим, цвет в Церкви - глубоко символичен и играет очень большую роль. Зная символику церковных цветов, мы легче поймём смысл происходящего в храме. Но это - только первый шаг к восприятию образного языка Богослужения. В следующий раз мы попробуем различать сан священнослужителей по их облачениям, в которых тоже особым символом является каждая деталь.
- 2389 просмотров
Отправить комментарий