У Екатерины Егоровны Логачёвой 8 детей, 16 внуков и 13 правнуков.
На долю этой женщины выпало немало испытаний - смерть родителей, война, голод, но она не переставала радоваться жизни и своё счастье нашла в материнстве. Когда они собираются всей семьёй, получается целый автобус. Таким количеством родственников может похвастаться не каждый, сегодня это роскошь! Так, всей гурьбой и отмечают праздники, а «центром притяжения» была и остаётся она - их самая добрая, самая милая, самая ласковая МАМА. За свой нелёгкий материнский труд Екатерина Егоровна награждена орденами «Материнская слава» 1-й и 2-й степени - настоящая русская женщина с непростой судьбой.
Чёрная полоса
Свою маму Екатерина Егоровна помнит плохо. Она умерла, когда девочке исполнилось пять лет.
Из детства в память врезалось, как отец ведёт её в школу. Трескучий мороз, перехватывающий дыхание, и его широкая мужская ладонь… Запомнилось, как он заботливо растирал её замерзшие щёчки и негнущиеся пальчики, когда зашли в класс.
Вскоре отца не стало. Так, вмиг Катя и младший брат Ваня оказались сиротами. И всё, что осталось у девочки, - это воспоминания…
Ребятишек забрали к себе дедушка с бабушкой. Однако на этом все несчастья в жизни маленькой Кати не закончились - от скарлатины умирает брат Ванюша, а в 40-м году дедушка - Кондрат Владимирович Корнев. Девочку забирает к себе на воспитание дядя, в семье которого она и прожила до 17 лет.
Войну Катя встретила, когда пошла в пятый класс. Дядя ушёл на фронт, и в семье остались четыре женщины - бабушка Акуля, тётя Нюра и её дочь Верочка и Катя. Все боялись прихода немцев. В селе (Екатерина Егоровна родом из с.Завалищено Чернянского района) находились большая паровая мельница и мост. Каждый день жители ждали бомбёжки этих двух, как им казалось, важных объектов. Однако бомбили соседнее село. Екатерина Егоровна до сих пор помнит этот страшный день.
В то непростое и трудное время Катя вместе с другими девчонками помогала строить блиндажи, рыть окопы.
- Придём, бывало, - вспоминает Екатерина Егоровна, - наутро, а земля песчаная и всё, что вчера выкопали, обвалилось. Снова подчищать начинаем. Так и трудились каждый день, помогали солдатам, чем могли.
С фронта дядя Антон Кондратьевич вернулся целым и невредимым, стал председателем колхоза в соседнем селе Комаревцево. Началось трудное послевоенное время…
Станция Жихарево
Катя смышлёной была всегда да и училась с большой охотой. Вот колхоз и решил направить её в Корочу отучиться на агронома.
- Не поеду и всё! - заупрямилась девушка. - Поеду с остальными девчонками на торф.
Так и оказалась Катя в Ленинградской области, на станции Жихарево, в посёлке Назия.
- Тяжело было, - вспоминает Екатерина Егоровна, - каждый день по колено в трясине. Зимой ходили по трубам. Скользко, страшно! Потом привыкли…
Там девушка проработала четыре года - с апреля по октябрь. Домой ехала всегда с гостинцами для племянников. Кому платьице, кому штанишки…
Однажды выслала им свою фотокарточку. Тётя Нюра возьми да и покажи её парню, который возил мужа, председателя. Очень приглянулась девушка Николаю, стал он ждать её приезда. Только Катя об этом ещё не знала.
А веснушки тебе к лицу…
Первый раз они увиделись прямо на улице, возле дядиного дома. Катя только что приехала с торфа и выбежала к соседке за утюгом (он был один на два двора), а Николай привязывал лошадь. Увидев девушку, он проводил её взглядом до тех пор, пока та не зашла в дом к соседке. А потом молодые провели целый день вместе, ездили за мелом, за осокой.
- У меня были волосы наплоены, - рассказывает Екатерина Егоровна, - и сеточка такая на голове чёрная, а по ней птички. Нарядная. Он посмотрел на меня и говорит: «Как же ты работать будешь? Выпачкаешься ведь в мел!».
А я ему в ответ эдак бойко: «Подумаешь, отмоюсь!».
Ничего не сказал он девушке в ответ, просто кирку забрал из рук и сам мела наколол.
- В первый же день, - говорит Екатерина Егоровна, - запал он мне в душу своим характером. А я ему вот - веснушками (улыбается - Н.Р.). Помню, как стоим мы однажды на улице, а он развернул меня к себе, смотрит и говорит: «Катя, ну какая же ты у меня хорошенькая! Веснушечки твои мне так нравятся, как они тебе к лицу». Я тогда хмыкнула: «Придумал тоже, веснушечки…».
Только в тот первый вечер их знакомства, когда Николай попросил немного проводить его, Катя ответила: «Ещё чего не хватало, нужен ты мне больно! И вообще ты не думай, я на будущий год на торф снова поеду».
- Так, может, у тебя там жених есть? - сник Николай.
- Зачем он мне там нужен?! - девушка развернулась и побежала в дом.
Только Николай решил всё по-своему и резко изменил все Катины планы. Поехал в райцентр, нашёл вербовщика и тоже записался на торф. А ближе к апрелю пришёл с председателем сельского совета и говорит: «Катя, давай распишемся и поедем на торф уже мужем и женой».
Так и расписались, а свадьбу играли позже, под Казанскую. Венчались, священник молодую пару сам в дом привёл.
- Мы когда возвращались с торфа, сразу к свекрови поехали, - вспоминает Екатерина Егоровна. - Я еду и плачу. Страшно. Только они меня хорошо приняли, наверное, ко двору пришлась! А свекровь свою Евдокию Самойловну я всегда мамой считала, она мне родной сразу стала. За всю жизнь мы с ней ни разу не поругались. Бывало, выйдут бабы за ворота, станут своих невесток обсуждать, а моя мама (мне потом соседи рассказывали) стоит и молчит. У неё спрашивают, что ж ты ничего не говоришь? А она всем в ответ: «А что говорить, коли она у меня хорошая?!».
Пугали Катю и тремя золовками, только и с ними она общий язык нашла и стала своей. Самая младшая, кстати, тоже Катя, стала её нянькой звать. Так и жили они одной большой и дружной семьёй.
Что родится, всё сгодится
А в 1952 году, через два года после свадьбы, появился первенец - Виктор. Потом родились Таня, Нина, Валя, Иван, Оля, Надя, Люба. Ещё троих Екатерина Егоровна похоронила.
- Свекровь, когда слышала, что я снова жду ребёнка, говорила: «Катя, лишь бы здоровенький. Белый свет большой, все вырастут». А муж добавлял: «Что родится, всё сгодится».
В детях Николай Илларионович души не чаял. Жили дружно. Бабы в селе всё время спрашивали: «Катя, ну какой ты секрет такой знаешь? И муж тебя любит, и дети у тебя вон какие!».
- А я никакого секрета и не знаю, - улыбается Екатерина Егоровна. - Просто порядок во всём должен быть, уважение к старшим, к труду детей надо с малолетства приучать.
По словам дочери, Нины Николаевны, у каждого в семье свои обязанности были: кто дрова рубил, кто овец пас, кто за скотиной ухаживал, а маленьких - с собой, чтоб пример со старших брали. Да и в огороде управлялись все вместе, бабушка Акуля всем поровну рядочки наделит - по возрасту и по способностям, никому не обидно.
Глядя на бабушку Катю, я всё время думала, что она нигде не работала. В моём понимании это было просто немыслимо - и за детьми уследить, и ещё в колхозе работать. Тут в пору дома бы всё успеть переделать. Каково же было моё удивление, когда услышала, что за спиной этой женщины 39 лет трудового стажа! Когда она только успевала?!
Оказывается, она и свёклу полола, и в детском садике работала. Пока свои ребятишки были маленькими, у Логачёвых дома сделали детскую площадку. Вот так Екатерина Егоровна вместе со свекровью вдвоём нянчили малышню в округе. А потом Е.Е.Логачёва стала поваром. Сама продукты ездила получала, сама есть готовила, а потом ещё и обед на поля развозила. Дети понимали, что матери трудно, и старались всячески помогать и беречь, знали, что она у них такая одна. Такое уважение к матери им отец прививал. Сам никогда жену не обижал и детей приучил мать с полуслова понимать.
Так это у них и по сей день заведено. Матери - уважение и почёт. Казалось бы, все уже выросли, у всех свои семьи, а только она и сейчас у них за старшую - к ней и за советом, и за лаской, и за шуткой, и за сказкой. Именно она тот корень добра, от которого все эти веточки пошли, зазеленели, цвет дали, силой набрались. В ней сокрыты неведомые силы, которые их таким единым ядром держат.
Смотрю я на эту семью и диву даюсь, какие же они дружные и в горе, и в радости. А когда знаешь, что рядом плечо всегда есть, нестрашно жить на свете. Находят традиции, заложенные Екатериной Егоровной, продолжение и в семьях её внуков.
Не случайно в 2008 году семья Анны Толстенко, внучки Е.Е.Логачёвой, заняла первое место в конкурсе «Крепка семья - крепка Россия» в районе.
- 1640 просмотров
Отправить комментарий