Через двадцать лет после войны командир нашёл своих пропавших без вести разведчиц.
К 65-летию Великой Победы Белгородское отделение Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане выпустило красочный настенный календарь. Открывает его серия военных фотографий офицеров знаменитой контрразведки СМЕРШ. И среди них - снимки Николая Евдокимова, который после войны возглавлял отделение КГБ по Белгородской области. От Николая Афанасьевича я и услышал эту историю...
В 1942 году две девчонки из Ржева - 19-летние Наташа Бойкова и Шура Хренова - спасли тысячи бойцов Красной армии. Разведчицы выяснили, что за орудия огромной разрушительной силы обстреливают наши позиции. Но сами с задания не вернулись. Их командир Николай Евдокимов двадцать лет восстанавливал факты, чтобы узнать, что же случилось с девушками, посланными им в тыл врага.
Полковнику в отставке Николаю Афанасьевичу Евдокимову уже 95 лет. Он живёт один в большой квартире в центре Белгорода: 18 лет назад умерла его жена Галина Романовна, фронтовая радистка, с которой бравый контрразведчик накрепко связал свою судьбу ещё в 1943 году.
Двадцать лет Евдокимов искал своих разведчиц, без вести пропавших подо Ржевом в февральскую стужу 1942 года. В те дни на наши позиции начали падать мощные снаряды, от взрывов которых погибало много бойцов. Разведка получила приказ выяснить, где дислоцируются стреляющие этими снарядами пушки. Получил такой приказ и старший оперуполномоченный особого отдела 30-й армии Николай Евдокимов. Эта армия вела тяжелейшие бои на подступах к оккупированному фашистами Ржеву.
- Я занимался подготовкой и переброской за линию фронта наших разведчиков, получал от них и обрабатывал разведдонесения, - вспоминает Николай Афанасьевич.
В те дни из-за линии фронта с задания вернулись две его разведчицы - Шура Хренова и Наташа Бойкова. Особисты предпочитали брать в разведчики местных жителей: они хорошо знали местность, на оккупированной территории у них остались родственники, что облегчало разработку легенды прикрытия.
Девушки жили в деревне Воскресенская Ржевского района. Наташа - миниатюрная блондинка - перед войной получила диплом библиотекаря. А статная смуглянка Шура окончила среднюю школу. Ими и руководил старший лейтенант Евдокимов. В военную контрразведку он попал перед войной - из Ленинграда, где учился на политработника.
Найти адское оружие противника - это задание стало третьим в жизни девчонок.
- Я подробно их проинструктировал, разработал несколько вариантов прикрытия и лично провёл через линию фронта, - вспоминает Николай Афанасьевич. - Через двое суток Наташа и Шура передали важнейшее сообщение: от станции Зеленькино немцы протянули в глубь леса железнодорожную линию, по которой ездит паровоз с четырьмя платформами и огромными орудиями на них; время от времени эти орудия стреляют, и поезд сразу же уходит на другое место. Шифровка была передана из дома Прохора Фёдоровича Седова - жил такой человек в Ржеве: он нам помогал и прятал у себя рацию. Воздушная разведка, посланная в указанное место, подтвердила информацию девушек. И тогда наш 542-й корпусный тяжёлый артиллерийский полк несколькими залпами уничтожил немецкие орудия.
С того задания Наташа и Шура не вернулись. Разбираться, что произошло, времени не было - Евдокимова перевели в другую армию. Но и после Победы Николай не забыл о своих разведчицах.
- Я написал письмо в их сельсовет, надеялся, что они могли позже возвратиться домой, - рассказывает Николай Афанасьевич. - Мне ответили, что Шура и Наташа пропали без вести. А их родственники даже не знали, что они выполняли задания в тылу врага.
Николай Афанасьевич обращался к властям Ржевского района, тамошним краеведам и даже использовал служебное положение. Он служил в управлении КГБ по Белгородской области и через спецслужбы запросил из архивов все документы на Александру Павловну Хренову и Наталью Александровну Бойкову. И только к середине 60-х годов узнал тяжёлую правду. Шура погибла первой.
- Она подорвалась на мине, когда девушки уже возвращались из-за линии фронта. А Наташа, которую преследовали немцы, спряталась на окраине Ржева в подвале сожжённого магазина, - Николай Афанасьевич делает долгие паузы, чтобы справиться с волнением. Даже спустя годы ему больно рассказывать, как погибали его разведчицы.
- Немцы выследили Наташу, схватили и расстреляли. Наш связной Прохор Седов тоже погиб. Его замучили в концлагере...
За участие в операции по уничтожению немецкой тяжёлой батареи старшего лейтенанта Евдокимова наградили медалью «За боевые заслуги». Но в списке награждённых не было Наташи и Шуры. Тогда без вести пропавших не награждали. Такие были времена...
Но теперь судьба разведчиц известна. В 1985 году власти Ржевского района в ответ на просьбу Николая Афанасьевича решили наконец-то увековечить подвиг разведчиц. В день 40-летия Победы в берёзовой роще у деревни Бахмутово, на месте жестоких боёв, был открыт скромный памятник в честь Бойковой Натальи Александровны и Хреновой Александры Павловны. Да только плита эта из серого гранита - не от государства, деньги нашёл колхоз имени Кирова, в котором до войны они работали.
А Николай Афанасьевич Евдокимов до сих пор надеется в один прекрасный день прочитать указ о награждении юных разведчиц, которые ценою своих жизней защитили Отчизну. Дожить бы...
- 1724 просмотра
Отправить комментарий