В первом бою «белые» и «красные» ещё не хотели воевать друг с другом
Сегодня исполняется 92 года первому бою Гражданской войны. 25 ноября 1917 года близ станции Томаровка сводный отряд революционных матросов и красногвардейцев вступил в сражение с двумя батальонами корниловцев. Впервые регулярные войска «красных» и «белых» противостояли друг другу. Совет Народных Комиссаров в своём правительственном сообщении объявил этот бой началом Гражданской войны.
Первая кровь
Историки называют разные даты начала Гражданской войны. Одни - 25 мая 1918 года, когда против большевиков выступил 50-тысячный Чехословацкий корпус. Другие - март 1918-го, когда в Мурманске высадились английские, французские и американские войска. Третьи вообще считают, что Гражданская война началась на следующий же день после прихода большевиков к власти в конце октября 1917 года. Между тем, есть документ, позволяющий назвать точную дату - 25 ноября 1917 года. Это правительственное сообщение Совета Народных Комиссаров РСФСР «Ко всем трудящимся и эксплуатируемым», опубликованное в газете «Известия» 29 ноября 1917 г. В нём, в частности, говорится: «Под Белгородом произошли первые кровавые столкновения революционных войск с отрядами буржуазных заговорщиков. Таким образом, прямая гражданская война открыта по инициативе и под руководством кадетской партии...» Тут же был опубликован «Декрет об аресте вождей гражданской войны против Революции».
А днём раньше «Известия» напечатали телеграмму комиссара отряда петроградских революционных войск Ивана Павлуновского о подробностях первого боя Гражданской войны: «Отряд Корнилова, численностью до 3-4 тысяч человек с достаточным количеством пулемётов, занимает ст. Томаровку в 28 вер. от Белгорода. 25 ноября мы дали первый бой войскам Корнилова. Бой произошёл у Томаровки. Результаты боя: один эшелон Корнилова разбит, другой повреждён. Наши потери: 2 убитых, 3 раненых. Потери Корнилова неизвестны, должно быть, значительны. Опросом перебежчиков и пленных установлено, что приблизительно одну треть отряда войск Корнилова составляют юнкера и офицеры».
Победители, как правило, мифологизируют историю. Локальный бой на станции Томаровка превратился со временем в красивую легенду о том, как небольшой отряд плохо вооружённых, но сильных духом большевиков наголову разгромил ударные батальоны корниловцев, численностью более шести тысяч штыков да ещё с двумя сотнями пулемётов. Я сам читал такие воспоминания старых большевиков, опубликованные белгородскими газетами в 1977 году - к 60-летнему юбилею Октябрьской революции. И белгородскому историку Юрию Коннову пришлось немало поработать в Российском государственном военно-историческом архиве, отыскивая документы, касающиеся боя на станции Томаровка. Зато теперь точно известно, как это было на самом деле.
Как молоды все были
В ноябре 1917 года из Могилёва - бывшей ставки верховного главнокомандующего - в Новочеркасск, где для борьбы с большевиками формировалась Добровольческая армия, по железной дороге выехали два батальона 1-го ударного полка. Командовал ими 30-летний подполковник Виктор Манакин.
- Этот 1-й ударный полк был создан генералом Корниловым и принимал участие в его неудавшемся мятеже против Временного правительства Керенского в августе 1917 года, - рассказывает историк Юрий Коннов. - Поэтому их называли корниловцами, или «ударниками». Два батальона численностью до двух тысяч человек, вооружённых винтовками и полусотней пулемётов, направились на Дон через Сумы и Белгород. Но командующий революционными войсками на юге России Владимир Антонов-Овсеенко приказал белгородскому революционному комитету не допустить корниловцев на Дон.
Из Харькова в Белгород на помощь ревкому прибыли 400 красногвардейцев и батальон 30-го запасного полка. Базирующийся в Белгороде полк польских стрелков выделил усиленную пулемётами роту. Из Москвы прибыл отряд революционных войск: 450 балтийских моряков и красногвардейцев, имевших на вооружении помимо винтовок 2 бронепоезда, 4 бронеавтомобиля, пушку и 40 пулемётов.
Командовал этим отрядом революционных войск 26-летний матрос-большевик Николай Ховрин, а начальником штаба был 22-летний матрос-анархист Анатолий Железняков. Тот самый, что в январе следующего года, будучи начальником караула Таврического дворца, разгонит депутатов Учредительного собрания вошедшей в советскую мифологию фразой: «Караул устал!» Самым опытным в военном отношении считался 29-летний комиссар Иван Павлуновский. В своё время он учился в школе прапорщиков, его и назначили командиром сводного отряда, собранного в Белгороде. Штабные дела поручили вести другому бывшему прапорщику - 23-летнему большевику Александру Ильину-Женевскому. А военным комендантом Белгорода был назначен 25-летний матрос-большевик Эйжен Берг. Командование сводного отряда разместилось в центре города - в номерах Вейнбаума. Теперь этот старинный двухэтажный дом на Гражданском проспекте занимает управление культуры Белгородской области.
Анархисты с аэропланом
Утром 25 ноября к Томаровке подошли эшелоны корниловцев. И тут командование сводного отряда повело себя как-то странно. Вместо того, чтобы ударить по корниловцам мощным кулаком, они выслали навстречу боевым, обстрелянным батальонам один бронепоезд в сопровождении небольшой команды моряков.
Историк Коннов разыскал воспоминания командира балтийцев Николая Ховрина о событиях на станции Томаровка, изданные в шестидесятые годы прошлого века крохотным тиражом:
«Когда бронепоезд вылетел из-за поворота, в Томаровке уже стоял эшелон с «ударниками», а ещё один подходил. Кронштадтец Василий Серебряков первым же снарядом разбил паровоз, а затем перенёс огонь на теплушки. Из вагонов, как горох, посыпались солдаты. Тогда Серебряков ударил по прибывающему составу, и второй локомотив был выведен из строя. Тут было бы самое время возвращаться. Но комиссар Павлуновский решил вступить с «ударниками» в переговоры, надеясь, что они сдадутся. Те попросили час, чтобы посовещаться. Пока моряки ждали ответа, манакинцы зашли им в тыл. Пришлось прорываться. К счастью, противник не успел взорвать путь...»
Первый бой Гражданской войны закончился, по сути, вничью. Бронепоезд вернулся в Белгород, а корниловцы ушли из Томаровки на северо-восток. Им наперерез выступил из Белгорода сводный отряд революционных войск. Противники сошлись у села Крапивное. Завязалась перестрелка, длившаяся целый день, но до решительной атаки дело не доходило.
- Я понял по архивным документам, что обе стороны ещё не хотели воевать друг с другом, - говорит Юрий Коннов. - Этим, пожалуй, и объясняется странная атака малыми силами на Томаровку, попытка вступить в переговоры и вялая перестрелка под Крапивным. Ещё нет того ожесточения, которое проявилось позже, в 1918 году. И ещё сильны традиции фронтового братства: с обеих сторон были солдаты, вместе сражавшиеся в Первую мировую войну.
Точку в том бою поставил прибывший 27 ноября из Севастополя в Белгород революционный отряд моряков-анархистов - 1250 «братишек» с батареей трёхдюймовых пушек и двумя аэропланами. 29 ноября черноморские моряки внезапно появились у села Крапивное и с ходу атаковали корниловцев. Командир сводного отряда Иван Павлуновский отправил в Совет Народных Комиссаров победное донесение: «Наш отряд преследовал противника на протяжении 100 вёрст и уничтожил его как организованную боевую величину. Наши потери за всё время: 19 убитых, 92 раненых».
Разные судьбы
Что было дальше с участниками первого боя Гражданской войны, можно только догадываться. Точно известна судьба лишь тех, кто в бою командовал.
Николай Ховрин - единственный из красных командиров дожил до глубокой старости.
Анатолий Железняков погиб 26 июля 1919 года в Украине в бою с деникинцами.
Эйжен Берг из Белгорода был направлен в Азербайджан, и там его расстреляли 20 сентября 1918 года в числе 26 бакинских комиссаров.
Иван Павлуновский, комиссар, затем чекист, со временем стал заместителем наркома тяжёлой промышленности Серго Орджоникидзе, в 1937 году объявлен врагом народа и казнён.
Александр Ильин-Женевский, профессиональный партийный работник и прекрасный шахматист (в 1920 году организовал первый чемпионат Советской России по шахматам), умер в блокадном Ленинграде.
Виктор Манакин, подполковник, воевал против большевиков на Дону, в Поволжье и в Сибири, бежал за границу, умер в Вашингтоне на 77-м году жизни.
…На старинном, с лепниной, здании вокзала в Томаровке, со стороны перрона привинчена к стене мраморная плита с таким текстом: «25 ноября 1917 года на железнодорожной станции Томаровка красногвардейцы и революционные моряки разгромили белогвардейские батальоны, остановив их продвижение на Дон». Вот и всё напоминание о первом бое, с которого началась братоубийственная Гражданская война, унёсшая жизни 15 миллионов человек.
- 1940 просмотров
7-8
была информация что погибло 7-8 миллионов
вот уже и 15 млн.это как во вторую мировую,сначала было 20 млн потом 40
"Гражданская
"Гражданская война, унёсшая жизни 15 миллионов человек."
Данные о потерях в ГВ отсутствуют. Так что откуда дровишки?
Отправить комментарий