Дом, где возвращают украденное детство.
Мысль посетить областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних возникла не случайно. Несколько раз мне приходилось вместе с милицией и органами социальной защиты совершать рейды по неблагополучным семьям, в которых воспитывались, вернее, росли, несовершеннолетние дети. Своей апатией, отрешённым взглядом и каким-то животным ужасом мне эти дети запомнились навсегда. А ещё запомнилось то, как они льнут к любому взрослому, проявившему хоть капельку внимания и заботы. То, как они называют «мамой» социального работника, погладившего ребёнка по голове или взявшего его на руки. И запомнилась грязь квартир, больше смахивающих на притоны, и вечно пьяные родители, закатывающие истерики. А ещё худенькие тела постоянно недоедающих детей, резко вздрагивающих от любого громкого слова, резкого движения. Никакими словами не передать беспросветность существования мальчиков и девочек, растущих в неблагополучных семьях. Это надо хотя бы раз увидеть самому. Чтобы почувствовать. Ужаснуться.
На задворках общества?
А ужасаться надо. Уже хотя бы потому, чтобы почувствовать в себе желание хоть как-то изменить ситуацию, хоть чем-то помочь этим детям. Я, например, пока впервые не посетил «социальное дно», считал, что у нас вполне благополучное общество. Но как может быть благополучным общество, в котором творится такое? И творится это в том числе и по нашей вине. Государственные институты пытаются решить проблему, но их усилия - только капля в море, пока само общество будет игнорировать происходящее на её «задворках». Сколько раз мы проходили и проходим спокойно мимо рыдающего ребёнка, повторяя, что это не наше дело? Сколько раз не вызвали милицию, слыша из-за стены своей квартиры пьяные крики взрослых и истошный плач детей? А сколько детей из так называемых благополучных семей травит своих плохо одетых и вечно голодных сверстников из семей неблагополучных? Просто потому, что родители учат презирать их, повторяя: «Не дружи с ним! У него родители алкаши, и сам он оборванец». И разве ребёнок в этом виноват? Поверьте, такие дети с раннего возраста привыкают к тому, что они никому не нужны и не интересны.
Оттаявший взгляд...
На десятилетнем юбилее центра дети, оказавшиеся в трудных жизненных ситуациях, меня поразили. Тем, что не были уже похожи на тех запуганных, затравленных зверьков, живущих по частным притонам. Их взгляд уже был не отрешённым, а оттаявшим каким-то. А у многих в глазах плясали обычные детские чёртики, выдавая веселье и радость.
Но разговор о социально-реабилитационном центре начать всё-таки следовало бы с того, что здесь действительно работают люди, преданные своему делу, любящие детей и относящиеся к ним очень трепетно. Хотя бы потому, что с окладом в три с половиной тысячи рублей сложно говорить о корыстных мотивах. Да и, беседуя с педагогами, убеждаешься - люди не случайные и не равнодушные.
Чтобы мама была нормальная...
Я вместе с педагогами зашёл к девочкам. Они, оказывается, с нетерпением ждали журналиста.
- А вы про меня напишете?
- Напишу про всех, - улыбаюсь. - А чем вы занимаетесь здесь?
- Учимся, рисуем. Книжки читаем. А ещё педагоги мультики приносят - смотрим. Ну и фильмы всякие поучительные.
- А кто из вас хотел бы здесь остаться?
Из семи девочек четыре поднимают руки. Вот так.
А когда я спросил, какое у всех самое заветное желание, практически все ответили:
- Чтобы дома был порядок. Чтобы чисто было.
А одиннадцатилетняя Настя еле слышно прошептала:
- Чтобы мама была нормальной.
- Трезвой, - уточняет её подружка.
- Какая разница, - чуть не со слезами, - нормальной - и всё тут!
У меня теперь будет братик...
Двенадцатилетний Саша маловат для своего возраста. Оно и неудивительно. Слишком часто он недоедал. Его биологическая мать постоянно выпивает, в пьяном угаре пытается устроить свою личную жизнь. Желания заниматься сыном не было и нет. Вот и был мальчик предоставлен самому себе. Вечно голодный, кое-как одетый. Саша для своего возраста очень умный. Быстро мыслит, хорошо анализирует. Только вот в школе он учился неважно. Одноклассники его обижали из-за плохой одежды и низкого социального статуса. Издевательства со стороны ровесников привели к тому, что Саша перестал посещать учебное заведение. А постоянный голод погнал мальчика к игровым автоматам...
В центр Саша попал замкнутым, испуганным. Однако быстро «оттаял», и у него вовсю проявились качества лидера. Сейчас он учится на четыре и пять. В областном конкурсе «Лестница успеха» занял призовое место. Когда я зашёл в комнату, он только проснулся, и потому смотрел чуть прищурясь.
- Саша, а ты хотел бы вернуться домой?
Он отрицательно мотает головой и говорит:
- Я бы хотел жить у тёти Люды.
На мой удивлённый взгляд отвечает социальный педагог Татьяна Волобуева:
- Тётя Люда - женщина, которая сейчас оформляет опекунство над Сашей.
- Саш, а она какая? - обращаюсь к мальчику.
- Она хорошая. Добрая. А ещё у неё сын Серёжа есть. Мы с ним сразу подружились.
Не игрушка
В свои пять лет Вероника не просится домой. Пока дома у неё нет. Мать Вероники - без определённого места жительства. Долгое время девочка жила в детском саду, находясь в круглосуточной группе. Мать её даже на выходные не всегда забирала. Жили на случайных квартирах, кормили Веронику чем придётся. Может, потому девочка никогда не просилась домой и с матерью расставалась без слёз. Однажды родительница просто оставила девочку одну посреди города и ушла. В центр Веронику доставили сотрудники милиции.
По признанию сотрудников центра, девочка была очень запущена педагогически и ко всем взрослым относилась с недоверием. Однако в апреле малышку забрали в семью кандидаты в опекуны. Четыре месяца Вероника прожила в хороших условиях, стала более общительной, но... На последней стадии оформления документов супруги передумали и вернули девочку в центр. Только ребёнок - не игрушка, с которой поигрался и выбросил. Вероника на шестом году жизни пережила второе предательство и совсем замкнулась в себе. Чего стоило педагогам вернуть девочку к нормальному состоянию - они даже вспоминать не хотят. Работа по снятию тревожного состояния, коррекционные задания эмоционально-волевой и познавательной сфер принесли свои плоды. А недавно крохе повезло. Она познакомилась с замечательной семьёй, в которой женщина воспитывает двух дочерей. Девочка, на удивление окружающим, моментально сошлась с этими людьми. С нетерпением ожидала каждой встречи. И сейчас, наконец-то, обрела маму и двух сестёр.
Одиннадцать лепестков...
Конечно, не всем везёт так, как Саше или Веронике. Большинство детей или возвращается назад в родные семьи, или отправляется в специальные детские учреждения. Но все они помнят о социально-реабилитационном центре, который на короткое время был их домом. Часто даже сами возвращаются сюда снова. Воспитатель Ольга Божан предложила девочкам нарисовать цветок. Число лепестков - произвольное. В каждом лепестке должна быть надпись, чему научились дети в центре. Шестнадцатилетняя Вика нарисовала одиннадцать лепестков. И хотя в центр попала замкнутой, постоянно огрызающейся - отсюда уезжала совсем другим человеком. «Я покажу вам, кто я - это первый лепесток. И сразу же: «Я научилась смотреть на мир с другой стороны», «Я научилась любить себя». Что тут добавить?..
- 1623 просмотра
Отправить комментарий