Присоединяйтесь

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Старик и молот

Василию Ивановичу Сапрыкину 85 лет. Он работает кузнецом в сельскохозяйственном производственном кооперативе «Большевик» Красногвардейского района.

Дождаться бы…

Каждое утро Василий Иванович на своём джипе «Шевроле-Нива» едет в село Большебыково. Там расположен мехдвор СПК «Большевик». А при мехдворе - кузница.
Дома Василий Иванович машину держит в гараже, а возле кузницы ставит под дерево в тень. Бережёт.
- Это всё, что за весь век заработал, - говорит Василий Иванович, аккуратно закрывая водительскую дверь.
Вообще-то Василию Ивановичу как ветерану Великой Отечественной войны предлагали бесплатно «Оку». Отказался:
- Я живу в плохом месте, там «Ока» не проедет.
«Плохое место» - это хутор Прудный километрах в пяти от Большебыково. Дорога на хутор грунтовая, в распутицу по ней - или пешком, или на вездеходе.
На работу Василия Ивановича провожает сухонькая, домовитая старушка - Пелагея Ивановна, его жена. Стоит в воротах, пока не стихнет рокот мотора удаляющейся машины.

 Старик и молот

Живут старики вдвоём. Их дому сто лет. Построил его из дубовых брёвен ещё отец Василия Ивановича. Нижние венцы сгнили, и задняя стена просела. Жить в доме опасно. И тяжело: топят дровами.
За дровами Василий Иванович ходит в густо заросший деревьями овраг.
- Это я его так засадил, чтобы не обваливался, - говорит Василий Иванович.
А овраг всё равно растёт. От дома до обрыва осталось меньше тридцати метров.
Но этот же овраг спас Василия Ивановича во время войны. Ему было шестнадцать лет, когда немцы заняли Большебыково и окрестности. Оккупанты угоняли в Германию молодёжь.
- А мы с пацанами прятались в яру, и немец нас не нашёл, - вспоминает Василий Иванович.
У Пелагеи Ивановны и Василия Ивановича есть заветная мечта: хоть напоследок пожить с удобствами.
- Президент Медведев говорил по телевизору, что ветеранам войны положены квартиры. Я стою на очереди, сдал все документы. Дождаться бы, - вздыхает Василий Иванович.

Другие времена

Кирпичный сарай в три десятка квадратных метров. Два запылённых окна. Земляной пол. В дальнем от двери углу - тумба из кирпича, на которой под железным колпаком тлеют угли. Это горн. Рядом - мощный дубовый пень с наковальней. Слева от двери - длинный верстак, справа - одёжный шкафчик. Остро пахнет угольной пылью и раскалённым железом. Это и есть кузница.
Василий Иванович надевает длинный чёрный фартук из толстой ткани, закатывает рукава своей клетчатой фланелевой рубахи и приступает к работе. Раньше у него был помощник - молотобоец. Но теперь вместо молотобойца торчит посреди кузницы зелёный, в потёках машинного масла, железный агрегат.
- Пневматический молот, - пояснил Василий Иванович. - 225 ударов в минуту. Куда до него человеку…
Но помощник Василию Ивановичу всё-равно нужен.
- Я ж не вечный, надо передать ремесло, - рассуждает он. - Ребят у меня перебывало много, учу-учу, а они покрутятся и уходят. Не, говорят, проклятая здесь работа - тяжело и вредно для здоровья. Да, времена теперь другие…
Это точно - другие теперь времена. Не то, что осенью 1945 года, когда председатель колхоза имени 8 Марта (был такой в Большебыкове) заявил демобилизованному солдату Василию Сапрыкину: «Будешь у нас кузнецом!».
- Откомандировали меня на МТС, я там подучился кузнечному делу и с тех пор работаю, - вспоминает Василий Иванович.
МТС, если кто не знает, - это машинно-тракторная станция; в те времена по причине малого количества техники она была сконцентрирована в одной на весь район организации и выезжала работать в колхозы по их заявкам.

Три немецких «гостинца»

В феврале 1943 года советские войска прогнали немцев из Красногвардейского района. Василию Сапрыкину уже было восемнадцать, его призвали в армию. И в первом же бою он был тяжело ранен.
- Держали оборону под Прохоровкой, - вспоминает Василий Иванович. - Немецкие танки прут, а мы окопались в голом поле - это там, где сейчас Звонница, чуть от неё правее. Приказ по цепи: отсечь от танков пехоту. А бурьян стрелять мешает. Я былинки поломал, только прицелился, но тут меня как садануло…
Пуля ударила в правую щёку и прошла сквозь лицо навылет, повредив верхнюю челюсть. У Василия Ивановича до сих пор шрам на верхней губе.
Через полгода из госпиталя солдат снова отбыл на фронт. Бои шли уже в Польше.
- Мы на этом берегу Вислы, а немец на том, садит из пушек, и «рама», зараза, над нами летает, корректирует огонь… Ну, это такой двухфюзеляжный самолёт-разведчик у немцев, - пояснил про «раму» для не воевавших журналистов Василий Иванович. - Меня и шарахнуло снарядным осколком в спину…
А третий немецкий «гостинец» достался Василию Ивановичу уже на подступах к Берлину. Сквозное ранение пулей в левое бедро. Весть о победе застала его в госпитале.

Голыми руками

Работа в тот день у Василия Ивановича была несложная: ковал «зубья» для бороны.
- А вообще я могу отковать из железа всё, что угодно! Видели ворота в наш парк? Моя работа! - гордо заявил сельский кузнец.
Мы знали, что он не преувеличивает. По соседству в ремонтных мастерских слесари работают «сапрыкинскими» гаечными ключами. Василий Иванович делает их из поршневых «пальцев». Магазинные ключи от большой нагрузки ломаются, а «сапрыкинским» - хоть бы что…
В общем, мы были наслышаны о мастерстве сельского кузнеца. Но всё-таки попросили его на наших глазах отковать что-нибудь поинтереснее «зуба» для бороны. Ну, хотя бы, например, кочергу. Василий Иванович с минуту подумал, а затем, порывшись в груде металлолома, вытащил оттуда ржавую стальную полосу. И началось священнодейство (смотри снимки 1-6).
И четверти часа не прошло, как мастер превратил бросовую железяку в полезное изделие. А ещё удивились мы тому, что работает Василий Иванович без рукавиц.
- Так я всю жизнь голыми руками работаю, - ответил кузнец. - Бывало, зимой приду в кузницу, а тут всё железо инеем покрыто. Беру голыми руками - и ничего…
А руки у Василия Ивановича могучие. Как-то, ещё в колхозные времена, поехал на курорт. И там при медосмотре дали ему динамометр: жимани, мол, для измерения силы кистей рук. Ну, Василий Иванович и жиманул… Весь медперсонал сбежался поглядеть на сломанное изделие.
- У меня при росте метр 79 было 110 килограммов весу, - говорит он. - Теперь уже, конечно, не тот организм. Что поделаешь - возраст…
Василию Ивановичу Сапрыкину 85 лет. А он работает. Кузнецом…

 

Владимир АБРОСИМОВ,
Александр ГОРЛОВ (фото)

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
КАПЧА
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина