С 1 февраля торговле предписано жить по-новому. С вступлением в силу нового закона государство сможет регулировать наценку на социально значимые товары при резком росте розничных цен.
О нововведениях в сфере торговли, а также о динамике развития потребительского рынка региона рассказывает начальник управления по развитию потребительского рынка департамента экономического развития области Ю.Н.Щербинин.
- Юрий Николаевич, чего предпринимателям ждать от законодательных нововведений?
- Новый закон о государственном регулировании торговой деятельности в РФ ограничит бонусы и премии сетей, которые они получают от поставщиков, а также рыночную долю крупных торговых сетей в регионах.
- Означает ли это, что пробиться на прилавки супермаркетов предпринимателям будет гораздо проще?
- Именно к этому и стремились разработчики законопроекта. Как, к примеру, можно было раньше ограничить монополизм крупных игроков? По сути, никак. Расширяться они могли бесконечно: скупать торговые площади, «топить» конкурентов. Сейчас же каждая из торговых сетей не сможет занимать более четверти рынка в отдельно взятом регионе. А значит, обострится борьба за покупателя, надеюсь, придёт конкуренция. Ни для кого не является секретом, что крупные розничные сети заключают с поставщиками договоры, включающие дополнительные платежи за рекламные услуги, логистику и место на полке. Теперь закон запретил торговым организациям брать со своих поставщиков какие-либо платежи, кроме вознаграждения за объём поставок. Это вознаграждение ограничится 10 процентами. На то, чтобы привести свои договоры поставки в соответствие с новым законом, торговым сетям отводится 180 дней.
- А процесс ценообразования как-то урегулирован? Аппетиты торговых сетей планируется сдерживать?
- Государство вправе ограничить рост торговых наценок. Согласно закону в случае, если в течение 30 дней подряд на территории отдельного региона рост розничных цен на отдельные виды социально значимых товаров составит тридцать и более процентов, правительство имеет право на срок до трёх месяцев устанавливать предельно допустимые розничные цены. В перечень социально значимых продовольственных товаров включены несколько видов мяса, рыбы, молочных продуктов, масла и круп, овощей, а также мука, хлеб, чай.
- Юрий Николаевич, если говорить о местном рынке розничной торговли, каково сегодня соотношение завозимых и местных, белгородских товаров в торговых сетях области?
- Мы не имеем зависимости от поставок основных видов продовольствия из-за пределов области. Более того, значительные объёмы продовольственных товаров вывозятся в соседние регионы. Для примера, в 2007 году мяса и птицы из области было вывезено более 109 тысяч тонн, в 2008 году более 120 тысяч тонн, а завезено в аналогичные периоды 400 тонн и 1 тысяча тонн. Аналогичная картина складывается и по растительному маслу - в 2007 и 2008 годах из области было вывезено соответственно 132,1 и 137 тысяч тонн, а ввезено только 9,5 и 10,9 тысячи тонн. То есть увеличение объёмов ввоза наблюдалось на фоне увеличения объёмов вывоза продовольственных товаров, что в целом является нормальной рыночной ситуацией. В 2009 году нами был организован мониторинг торговых предприятий. В течение года обследовано 31,8 процента от общего количества предприятий торговли, реализующих продовольственные товары, с учётом магазинов смешанного ассортимента. Средняя представленность продовольственных товаров локальных (местных) производителей в целом по области составила 64,6 процента. В среднем молочные товары представлены продукцией областного производства на 80 процентов, колбасные изделия - на 60 процентов, мясо птицы - на 80-90 процентов, кондитерские изделия - на 20 процентов.
- Мировой финансовый кризис как-то сказался на состоянии потребительского рынка Белгородской области?
- Безусловно, он внёс свои коррективы. Так, в структуре оборота розничной торговли выросла доля продовольственных товаров. Если в 2008 году соотношение реализации продовольственных и непродовольственных товаров выглядело как 40 на 60, то в 2009 году уже 47 на 53. Вместе с тем, следует отметить, что наша область одна из немногих по итогам 2009 года показала рост оборота розничной торговли. Да, он небольшой и составил 0,8 процента, и тем не менее, это рост.
- В последнее время в области очень интенсивно развиваются сетевые розничные торговые предприятия. Каково сегодня соотношение супермаркетов и магазинов шаговой доступности?
- На крупноформатные предприятия сетевой розничной торговли, специализирующиеся преимущественно на реализации продовольственных товаров, по нашим подсчётам, приходится около 51 процента всех торговых площадей в области (порядка 108 тыс. кв.м). Вместе с тем получают развитие магазины шаговой доступности, которые играют очень важную роль в обеспечении населения области основными продуктами питания по месту жительства. Уверен, что они в состоянии составить серьёзную конкуренцию сетевым предприятиям розничной торговли. Правда, для этого необходимо повышать качество обслуживания жителей области и устанавливать в своих торговых точках «вменяемые» цены. Власть заинтересована в балансе интересов всех операторов розничной торговли.
Белгородская область одна из немногих показала по итогам 2009 года рост оборота розничной торговли.
- 1526 просмотров
Цены должны быть вменяемыми...
Понятно, что цены решения проблемы цен должен был бы работать рынок и рыночное регулирование. Но рынка нет и потому цены росли как хотели. В это самое время власть внедряла нацпроекты которые как это понятно не имели под собой никокого правового основания уже в силу того что рост цен препятствовал возможности оздоровления людей. То есть, уже при условии произвольного роста цен на лекарства не могло быть и речи об оздоровлении. Но власть это не смущает. И теперь она решает просто регулировать цены искусственно. То есть, рынка по прежнему нет. Откуда следует что не может быть и речи о дальнейшем улучшении здоровья граждан.
Отправить комментарий