История Белогорья интересна не только широко известными фактами, датами и событиями, положенными в основу книг, статей и фильмов. Но и маленькими штрихами, которые зачастую не лежат на поверхности, а погружены в глубины прошлых лет, спрятаны во множестве документов, воспоминаний, писем...
О маленьком факте из истории нашего края я хочу рассказать. В фондах Белгородского художественного музея, который недавно справил новоселье, с 1991 года хранится рисунок замечательного русского художника Филиппа Малявина "Мужчина в шапке".
Меня заинтересовало это имя. Особенно тот факт, что Филипп Андреевич Малявин бывал в наших краях. И тому есть убедительные доказательства, которые мне открылись.
Биография художника Ф.Малявина во многом схожа с судьбами русских талантов из народа. Он родился 10 октября 1869 года в Самарской губернии, в крестьянской семье. Рано проявил себя в "художествах". В шестнадцать лет отправился в Новый Афон (в Абхазии) и провёл послушником шесть лет в монастыре, где постигал мастерство иконописи.
В 1892 году поступил в Петербургскую Академию художеств. Учился усердно, самозабвенно. Известный коллекционер П.М.Третьяков приобрёл несколько его работ в свою коллекцию, что означало безусловное признание его таланта живописца. Заказы шли со всех сторон. Он пишет портреты своих собратьев художников К.Сомова, И.Грабаря, А.Остроумовой - всё это в годы учёбы. А также портреты петербургской знати, городские бытовые сценки. Но художник из народа не мог обойтись в своём творчестве без своего народа, поэтому много его работ посвящается русскому деревенскому быту и особенно русским "бабам".
Весной 1897 года студент Ф.Малявин выезжает на "натуру". Сохранилось письмо, датируемое 25 сентября 1897 года, в котором Ф.Малявин пишет своей однокурснице А.П.Остроумовой: "Теперь я скажу Вам о себе: как я провёл лето. Сейчас я в Белгороде, по пути в Петербург, вот-вот выеду. Что сделал, выставлю или нет, сам не знаю - скорей, что не выставлю... Но мученья у меня было с пересолом". Далее следует приписка: "Тороплюсь - курьер идёт".
Художник Малявин пристрастно относился к своим работам и многое из того, что создавал, не выставлял на суд публики. Браковал. Нам, конечно, интересно, что же он создал за эти три-четыре месяца в наших краях.
Судя по приписке в конце письма - "тороплюсь - курьер идёт" - художник в ожидании поезда не сидел на вокзальной скамье, а был, очевидно, в гостинице. А какие гостиницы были вблизи вокзала в те времена? Если взять книгу белгородского краеведа А.Н. Крупенкова "Пройдёмся по старому Белгороду", то в ней мы найдём сведения о нескольких гостиницах вблизи вокзала, это, прежде всего "номера Небытова", которые располагались "напротив вокзала". Это и двухэтажное здание купца Базарова, где "размещались семь гостиных номеров". Теперь мы уже не узнаем, из какой гостиницы было отправлено это письмо, но важно то, что художник был в Белгороде, да не просто был проездом, а жил и творил несколько месяцев. Писал, рисовал с натуры своих крестьянских "девок и мужиков".
Судьба художника в какой-то степени была слепком судеб многих представителей русской интеллигенции, покинувших Родину после революции.
Хотя на пике своей популярности до 1917 года и после он рисовал много, даже В.И.Ленина с натуры. Был признан новой властью, но, тем не менее, в 1922 году эмигрировал в Европу. Здесь он много пишет, много выставляется. О нём пишут, но тоска по Родине, отрыв от истоков русской жизни, русских людей даёт о себе знать в творчестве, в обыденной жизни. Художник умер в бедности в 1940 году.
В.МУРАХИН
- 1352 просмотра
Отправить комментарий