Принятая 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации подвела правовую основу под новую политическую систему в нашей стране. В конце марта нынешнего года областная Дума отметит свой день рождения - 15-летие со дня образования.
Накануне этого события наш корреспондент встретилась с депутатом всех четырёх созывов, председателем комитета по законодательной деятельности и вопросам местного самоуправления областной Думы Юрием Ивановичем Селивёрстовым.
- Юрий Иванович, вас можно назвать старожилом областной Думы. Давайте вернёмся в то непростое и противоречивое время и вспомним, с чего начиналась новая история парламентаризма на Белгородчине.
- Если возвращаться на 15 лет назад, то надо вспомнить ситуацию, которая предшествовала выборам первой Думы. В стране был острейший политический кризис, и, по сути дела, с расстрелом "Белого дома" со старой формой парламентаризма в России было покончено навсегда. В Основном законе страны впервые прописан принцип разделения властей, в том числе как по вертикали - на исполнительную, законодательную и судебную, так и по горизонтали: на государственную и муниципальную власти. Честно говоря, на тот момент ни у кого не было чёткого понимания, как это должно быть. Вообще отношение к представительным органам власти было отрицательным, система этой ветви власти была полностью демонтирована.
Одной из важнейших задач стало восстановление представительных органов власти. В марте 1994 года в Белгородской области прошли выборы в Белгородское Собрание народных представителей, так назывался на тот период законодательный орган. Даже с названиями мы не могли чётко определиться. Назвать по-старому - Совет - уже язык не поворачивался, а слово Дума ещё было непривычно. Поэтому придумали вот такой промежуточный термин, от которого спустя короткое время, уже в первом созыве, отказались. Не могли точно определиться и с числом депутатов. В Совете, к примеру, было 250 депутатов. Конечно, эта система была очень громоздкой. Мы пошли по другому пути и определили минимальную численность - 21 человек. Но на первом этапе было избрано 17 депутатов из 21, по четырём округам выборы были признаны несостоявшимися. Вот таким образом, первый парламент был сформирован и начал работать.
- И всё-таки, несмотря на сложные времена, выборы в Думу первого созыва проходили при колоссальной активности избирателей. Почему?
- Это закономерно, поскольку активность граждан возрастает в трудные времена. Люди хотели перемен и надеялись, что изменения произойдут в лучшую сторону. Знаете, ведь и конкуренция тогда была серьёзная. По тому участку, где баллотировался, к примеру, я, было зарегистрировано семь кандидатов. Борьба была жёсткой, поскольку все соперники были известными личностями. Существовало и мощное политическое противостояние, на выборы шли кандидаты от разных партий, были сильны позиции коммунистов, демократов, даже анархисты и монархисты имели своих сторонников.
- Вас избрали председателем Белгородского Собрания народных депутатов, но ведь вы тогда занимали должность главы администрации города Белгорода?
- Для меня избрание на эту должность стало полной неожиданностью. И я не знал, как это расценивать. То ли как недоверие к моей работе в должности главы администрации, либо, наоборот, как оказанное доверие. Заместителем председателя был избран О.Н.Полухин, за плечами у него к тому времени был большой опыт работы и в органах комсомола, и в партийных структурах, и в областном Совете. В законодательном Собрании на освобождённой основе работали три депутата. Аппарат Думы состоял тогда из 13 человек. И сегодня все люди, начинавшие работать в то время, занимают руководящие должности в областной Думе. В.Ф.Носорева - начальник организационного управления, Л.И.Старцева - начальник правового управления, З.И. Исаченкова возглавляет управление делами. В.Ф.Боровик возглавлял тогда экономический отдел. Словом, сразу создали работоспособную команду.
- Но, судя по тому, о чём вы говорили в начале беседы, начинать приходилось с чистого листа и ведь подсмотреть было не у кого, поскольку опыта такого никто ещё не наработал.
- Можно сказать, что нам повезло, поскольку Олег Николаевич Полухин в годы учёбы в Академии общественных наук познакомился с людьми, которые потом работали в аппарате Совета Федерации. Вместе с Советом Федерации наше законодательное Собрание стало разработчиком модельного законодательства для регионов. Перед нами стояла задача - сформировать правовую основу для функционирования всех органов власти. Первый блок законов, который мы принимали, касался организации структуры органов местного самоуправления, был также принят закон о выборах. Депутаты Думы первого созыва работали и над главным масштабным документом - Уставом области.
- Юрий Иванович, вы сами сказали, что первый состав Думы был неоднородным по политическим взглядам, не было ли противоречий между депутатами?
- Острых противоречий не было. У многих депутатов было желание обозначиться, и такая возможность у них имелась. Заседания проходили демократично. Но и тогда нас критиковали журналисты, называя "Думой соглашателей". На мой взгляд, залог успеха заключается не в конфронтации, а именно в слаженности работы исполнительной и законодательной властей. Думаю, что основы поступательного социально-экономического движения Белгородской области были заложены в Думе первого созыва.
- Кто ещё кроме вас работает в областной Думе с момента её рождения?
- Мы с Юрием Николаевичем Клепиковым - два думских сторожила. Вместе с ним прошли все четыре состава. Кстати, у нас много интересных пересечений. Первый раз избирались, будучи главами: он был главой администрации Валуек и Валуйского района, я - Белгорода, затем перешли на хозяйственную работу. Оба на некоторое время отъезжали из Белгорода, сначала я, теперь он.
- Конечно, в структуре Думы нет комитетов, которые являлись бы незначимыми, но комитет по законодательной деятельности и вопросам местного самоуправления нацелен на законотворчество в первую очередь. Можно ли сказать, что он, по сути дела, и является основой Думы?
- Действительно, в основу деятельности комитета положены вопросы разработки законодательства, связанного с функционированием органов государственной власти и местного самоуправления. Это - одно ключевое направление. Наш комитет "ведёт" Устав области, мы разрабатываем и вносим в него изменения. По другим важным законопроектам, которые представляют интерес для всех комитетов, мы, как правило, формируем консолидированное мнение всех комитетов и доводим его до депутатов на пленарных заседаниях.
Последние два года основные вопросы были связаны с разработкой законодательной базы в части применения Закона № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Мы первыми пошли на введение этого закона на территории области, сделали это на два года раньше, чем в других субъектах РФ. На уровне городских и сельских поселений были сформированы органы местного самоуправления, частично перешли к формированию их бюджетов. И когда закон вступил в законную силу на всей территории России, мы планово вошли в этот режим работы.
- Юрий Иванович, а как обстоит дело с исполнением наказов избирателей?
- Нашей фракцией "Единая Россия" выстроена система общественных приёмных. Открыта общественная приёмная председателя партии В.В.Путина, на её базе действует депутатский центр, где ведут приём граждан депутаты областной Думы и депутаты городского Совета, члены фракции "Единая Россия". Плюс в этой же приёмной во время региональной недели граждан принимают депутаты Госдумы РФ. Начиная с сентября прошлого года принято почти 900 человек. На базе местных общественных приёмных приём ведут депутаты районных Советов, туда выезжают депутаты областной Думы по утверждённому графику. Практикуем встречи с избирателями, на которых отчитываемся об исполнении их наказов. Мы шли на выборы с программой реальных дел, и перед нами стоит задача в течение депутатского срока завершить программу. В этом году планируем начать дни "Единой России" в районах, в ходе непосредственного общения с избирателями выслушать мнения, рекомендации, замечания. Для нас важно знать ту ситуацию, которая складывается в стране, в области.
- Юрий Иванович, какое место в вашей жизни занимает депутатская деятельность? Что это - неотъемлемая часть вашей жизни, потребность общения или реализация амбиций?
- Для меня это непростой вопрос. Все эти годы я пытаюсь определиться. Эта работа мне нравится. Она гармонирует с моим внутренним состоянием, мне нравится общаться с людьми, хотя зачастую это непросто. Не скрою, я получаю удовлетворение, когда что-то удаётся сделать. Вдвойне приятно, когда результат замечен и в первую очередь теми людьми, которым ты пытался помочь. В такие моменты испытываешь хорошие чувства. Благодаря депутатской деятельности присутствует чувство сопричастности с теми важными процессами, которые происходят в жизни. Но я убеждён, что такой работой надо заниматься профессионально. Совмещать руководящую должность и депутатские обязанности сложно, без ущерба в ту или другую сторону это невозможно. Думаю, что мы к этому придём. Может быть, в Думе следующего созыва.
Беседовала
Ирина МАЛИКОВА
- 1396 просмотров
Отправить комментарий