На страницах нашей газеты начиная с прошлого года мы неоднократно обращались к вопросу преподавания предмета "Православная культура", введённого в качестве регионального компонента. Порой читатели высказывали двойственную позицию по поводу того, быть или не быть этой дисциплине в расписании белгородских школ. Сегодня страсти улеглись, но многие вопросы и по сей день остаются нерешёнными.
Кто же всё-таки должен преподавать "Православную культуру" - педагог или священник? Практика показывает, что учитель не всегда по-настоящему "подкован" в этом вопросе - священнослужитель же не имеет педагогического образования. Получается, что нужна "золотая середина". И вот тут опять возникает вопрос, как обеспечить область кадрами, какой вариант наиболее оптимальный? До недавнего времени в некоторых школах складывалась весьма плачевная ситуация: преподавание "Православной культуры" делили между 19 (!) учителями. О каком качестве образования можно вести речь?
Сегодня, учитывая опыт прошедшего учебного года, принято решение делить нагрузку по преподаванию этой дисциплины максимум между двумя-тремя преподавателями. Но это прежде всего должны быть люди, способные с профессиональной точки зрения проанализировать, истолковать существующие произведения культуры, показать, как в них проявляется высшее творчество духа автора. И ни в коем случае на занятиях не должен решаться вопрос, верить учащемуся в Бога или нет. По словам самих же священнослужителей, "Православная культура" - это не преподавание религии.
Как-то сами собой возникают сомнения: готово ли общество к этому, способны ли мы на данном этапе подготовить кадровый состав? Что предпринять?
Как сообщил нам настоятель Преображенского собора, протоиерей Олег Кобец, лекции для преподавателей области читают и сейчас, но в перспективе планируется организовать на базе Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов двухгодичные курсы по изучению "Православной культуры", по окончании которых будет выдаваться удостоверение государственного образца. Отец Олег считает, что предпринятые меры смогут изменить сложившуюся ситуацию и поднимут качество преподавания дисциплины на несколько иной образовательный уровень.
- Сегодня, на мой взгляд, "Православная культура" является стержневой дисциплиной в системе духовного просвещения, - говорит отец Олег. - Именно вокруг неё должна строится единая воспитательная система в школах.
Если говорить о священнослужителях, то лишь 10, имеющих педагогическое образование, могут преподавать данную дисциплину. В основном это касается Белгорода и Старого Оскола. В целом же по области около 50 священников могли бы вести "Православную культуру", но у них лишь богословское образование. Учитывая потребность в кадрах, 60 процентов семинаристов сейчас параллельно обучается в вузах с педагогическим уклоном.
Очень востребованы студенты социально-теологического факультета, однако немногие из них идут в школы. Большая часть находит себе работу в социальной сфере, в таможенной структуре, в СМИ. Опять же на выбор выпускников влияют престиж работы, зарплата, перспективы карьерного роста. В школах они пока не видят для себя ни первого, ни второго, ни третьего.
Конечно, сложившаяся ситуация неоднозначна, и разрешить её вмиг не получится. Будем надеяться, разработанная система мер даст свои результаты. Нужно лишь время.
Станислава Николаева
- 1905 просмотров
Комментарии
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 15 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 15 недель назад