Присоединяйтесь

Топ недели

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Размышления по поводу. "НА ПЛЕНЭР ЛЕЧУ ЗА ОБЩЕНИЕМ...

"Вот и лето прошло, словно и не бывало. На пригреве тепло. Только этого мало...". Мало, конечно, мало, ведь вспоминая прошедшее лето, я снова и снова буду возвращаться к VII Международному славянскому пленэру, который прошёл на Белгородчине в конце августа. В этом году местом творческого паломничества живописцев стал Валуйский район, а центром постоянного пребывания - дом отдыха "Красная поляна".


 

Вряд ли ошибусь, если скажу, что за все семь лет лучших условий для пленэристов просто не было. Чистые гостиничные номера со всеми удобствами и главное - горячей водой, сбалансированное питание в столовой, свежий воздух, лес, река с песчаным пляжем, забота и внимание обслуживающего персонала... О чём ещё может мечтать странствующий художник, работающий на этюдах, что называется, от зари до заката?<?xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" />


Лично я открыла для себя "Красную поляну" как одну из "жемчужин" Белгородчины и потому не хочу говорить о ней в двух словах. Это сюжет для отдельного газетного материала. А пока хочется поблагодарить руководство Валуйского района и особенно начальника управления культуры Ивана Дмитриевича Евсюкова, который был на постоянной связи и с Белгородским отделением Союза художников России, и с руководителем пленэра И.Д.Бобенчиком, стараясь сделать для гостей всё возможное и даже невозможное.


...Семнадцать дней провели на нашей земле художники из России, Украины, Белоруссии и Польши. Семнадцать мгновений лета, семнадцать мгновений красоты и гармонии нашли своё отражение на полотнах и картоне славянских живописцев, многие из которых имеют уже солидный опыт работы на пленэрах в Крыму, на Кавказе, в Польше, Чехии, на русском Севере, озере Селигер... По традиции для пленэров выбираются самые удивительные, красивейшие уголки природы, ставшие уже заповедниками для людей с кистями и красками. Для тех, кто не знает, объясню, что само слово "пленэр" в переводе с французского означает "открытый воздух" и предполагает в живописи тончайшую передачу красочного богатства натуры, постоянно меняющейся в естественных природных условиях под воздействием солнечного света и воздуха. Когда-то первыми из своих мастерских вышли на улицу французские импрессионисты (К.Моне, П.Сезанн, О.Ренуар, А.Сислей...) и сделали "открытый воздух" важнейшим условием своего новаторского метода. Да-да, новаторского, ведь это сегодня мы говорим о них как о классиках, а тогда, сто с лишним лет назад, они были скандально-известными авангардистами. Их не признавали, ругали, не покупали... Но именно они перевернули взгляд на современное искусство. И именно они открыли для художественной братии всего мира счастье работать на пленэре, который является не только неотъемлемой частью постижения профессионального мастерства, но и остаётся потребностью творческого процесса на всю жизнь. Кстати, само событие, когда группы живописцев собираются для коллективной работы под открытым небом в каком-нибудь уголке природы тоже называется пленэром.


К сожалению, Белгородчина долгое время оставалась как бы за пределами внимания пленэристов. Ну нет у нас ни могучих лесов, ни бескрайних водных гладей, ни гордых горных вершин, ни древней архитектуры... Всё так. Но разве тихая прелесть природы южнорусского края таит в себе меньше тайн и очарования для истинного художника? Свято место пусто не бывает. Вот и Святое Белогорье обрело в конце концов своих певцов не только в лице местных живописцев и графиков, но и их собратьев из разных городов необъятной России, а также ближнего и дальнего зарубежья.


Естественно, сами собой такие события не происходят. Кто-то должен сделать первый шаг, сказать первое слово. Ведь в основе таких встреч всегда лежит огромная подготовительная работа и строгая организация её воплощения в жизнь. В данном случае инициатива, конечно же, принадлежала Белгородской организации Союза художников России, а если совсем конкретно, то её председателю Ольге Александровне Поповой. Именно эта маленькая, хрупкая женщина сумела не просто восторженно, но и очень аргументированно убедить и областное управление культуры, и департамент по социальной политике, и губернатора области Е.С.Савченко, без чьей финансовой поддержки эта замечательная идея могла бы остаться не менее замечательным прожектом.


Первый пленэр стал как бы пробным вариантом, но за ним последовал второй и третий, и пятый, и седьмой. Традиция живёт и здравствует, собирая вокруг всё новых и новых друзей нашего края, попасть на Международный славянский пленэр в Белгороде считается уже престижным. За семь лет у нас побывали и москвичи, и петербуржцы, и варшавяне, и иркутяне... Но неизменным условием пленэра остаётся присутствие белорусов и украинцев, иначе тема славянского единения и братства потеряет свой изначально задуманный смысл.


Однако вернёмся к участникам нынешней встречи. Я была не совсем точна, написав, что наш пленэр собирает вокруг себя всё новых и новых друзей. Правильнее сказать: и новых, и старых. Ведь, несмотря на то, что "возвращаться плохая примета", участники предыдущих пленэров приезжают к нам вновь с огромной радостью. Надо ли говорить, что и встречают их здесь с самым искренним гостеприимством. Белгородский художник Станислав Дымов с утра поехал на рынок за цветами, чтобы подарить их Анне Еве Лучинской из польского городка Гостынин, с которой "кочевал" три года назад по Чернянскому району. А Юрий Данченко, несмотря на серьёзные домашние проблемы, поспешил встретить вечерний поезд из Кисловодска, на котором приехал его творческий "брат" Александр Елдышев. Впрочем, Сашу ждали многие белгородские художники, ведь четыре года назад он буквально покорил своими песнями, которые блистательно исполнял под гитару. Не обошлось без них и на этот раз. Больше того, Александр преподнёс всем бесценный подарок, написав символический "Гимн пленэристов". Впервые он показал его на дне рождения Нины Пилювиной из Минска (которая, кстати, тоже приехала к нам во второй раз), а к концу пленэра уже все участники дружно подхватывали слова не Бог весть какой замысловатой, но так полюбившейся песни:


"Я этюд пишу с наслаждением,


На пленэр лечу за общением..."


Любопытно, что за несколько часов до того, как эта песня впервые прозвучала, мы ехали с художником из Курска Владимиром Пшеничниковым к ребятам на этюды и говорили о том, что же всё-таки такое пленэр. Творческое вдохновение? Да. Работа до седьмого пота? Обязательно. А ещё, и это, быть может, самое необходимое - общение, споры и откровения. Как же всем нам этого не хватает. С одной стороны каждодневные дела, сиюминутные заботы, быт, личные проблемы поглощают почти всё наше время, а с другой, когда общаешься с одними и теми же людьми, даже самыми интересными и любимыми, наступает эффект привыкания. Пленэры же дарят радость новых встреч, ощущение профессионального братства, дают возможность почувствовать себя по-настоящему "вольным" художником, не обременённым хоть на какое-то время житейскими буднями, когда можно уйти в творчество как в омут с головой.


Вспомнились вдруг стихи прекрасного поэта и художника Максимилиана Волошина:


В зелёных сумерках,  дрожа и вырастая,


Восторг таинственный припал  к родной земле,


И прежние слова уносятся  во мгле,


Как чёрных ласточек  испуганная стая.


И арки чёрные, и бледные огни


Уходят по реке в лучистую  безбрежность.


В душе моей растёт  такая нежность!..


Как медленно текут  расплавленные дни...


Вспомнились, конечно же, не случайно, ведь и восторг таинственный, и нежность в душе нарастала с каждой минутой, пока наблюдала за работой художников на этюдах. Удивительно, но в который раз убедилась, насколько по-разному каждый из них воспринимает окружающую нас действительность. Все писали один и тот же храм, одну и ту же дорогу, одни и те же меловые разломы, одно и то же бездонное голубое небо с плывущими островками белых облаков, но у каждого получался свой мотив, своя песня, своя рапсодия... Как всё менялось в солнечной пыли расплавленного дня, как пульсировало, жило своей жизнью и как неповторимо запечатлевалось на холстах живописцев.


За семнадцать дней они объехали многие заповедные места Валуйского района, но особенно прикипели душой к небольшому селу Сухарево, возвращаясь в это удивительное место снова и снова. Чем же оно удивительно? Прежде всего своим храмом Введения Пресвятой Богородицы, построенным по проекту местного священника отца Александра - реставратора по образованию и призванию. Когда увидели эту церковь впервые, не поверили своим глазам: откуда на Белгородчине такое чудо, будто перенесённое с древней псковско-новгородской земли?! Сам батюшка поразил не меньше. И тем, что оказался в определённой степени коллегой, эрудитом и знатоком живописного таинства, и тем, как просто, доброжелательно, с достоинством старого русского интеллигента принимал заезжих гостей, приглашал их и в храм, и в дом, всё показывал, рассказывал... Надо было видеть, какой добротой и любовью лучились его глаза и как внимали ему художники.


- Сколько буду жить, столько буду помнить этого человека, людей, которые рядом с ним, - призналась польская художница Анна Лучинска - сама воплощение доброты и радушия.


Недаром собратья назвали её талисманом этого пленэра. Интересно, что три года назад, когда она приезжала к нам, по-русски не говорила совсем. А в это лето общалась почти свободно не только с художниками, но и с местными жителями, которые успели полюбить её за искренний, открытый нрав. В один из приездов в Сухарево она вывихнула ногу, спускаясь по крутому склону, так к ней тут же привели деревенскую старушку-целительницу, которая вправила сустав. А сердобольные женщины из дома отдыха принесли ей мази и состав собственного приготовления, настоянный на меду. Ходить было, правда, трудно до конца пленэра, но Аня не пропустила ни одной поездки, ни одной встречи. В том числе в Валуйском историко-художественном музее, в отделении Сбербанка, куда художников пригласили на открытие выставки, в Уразово, в Чепухино, где находится мемориальный музей легендарного генерала Н.Ф.Ватутина...


Ну а итогом работы на VII Международном пленэре стала заключительная выставка, которая развернулась в административном корпусе дома отдыха "Красная поляна". Народу собралось видимо-невидимо, ведь помимо гостей, специально приехавших из Белгорода, здесь были и отдыхающие, служащие дома отдыха, жители Валуек, близлежащих сёл и деревушек, большинство которых впервые в жизни попали на художественный вернисаж. Для многих из них эта экспозиция стала настоящим откровением. Как сказала одна деревенская жительница:


- Мы так много работаем, что и посмотреть вокруг некогда. А оказывается, красота-то какая! Даже не верится, что это наши места. Вот уж не думала, что стадо коров или тыквы могут кого-то заинтересовать.


Могут и ещё как. Для белорусского художника Николая Дубровы (г.Мозырь Гомельской области) именно наши подсолнухи и огромные (неужели такие бывают?!) тыквы стали настоящей экзотикой. Наверное, поэтому он с такой любовью и яркой образностью перенёс их на свои холсты, будто овеянные грустью уходящего лета. И насколько непохожи они на работы другой художницы из Белоруссии Нины Пилюзиной (г.Минск), выполненные в очень сдержанных, пастельных тонах: заросший луг, скромные полевые цветы, храм, как будто не на яву, а откуда-то из глубины воспоминаний, а может, детских снов, слегка размытых временем.


Перехожу к этюдам Андрея Федосеенко (г.Харьков) и как будто попадаю из тенистой прохлады вечера в залитый горячим солнцем день. Столько в них света, тепла, оптимизма. Даже если перед нами разрушенный храм, то автор не оставляет его безмолвным, кажется, мы слышим голоса людей, которых он приводит сюда для покаяния. И значит, даёт надежду на возрождение. Этот храм написали почти все художники. Но каждый написал по-своему. Александр Елдышев увидел в нём символ залитой кровью России, окольцованной колючей проволокой, окружённой вороньём, но не безнадёжной. Одинокая голубка, словно ангел осеняет её своими крылами. Своя метафора у Владимира Пшеничникова. Обе работы написаны достаточно жёстко и как бы выбиваются из общего ритма экспозиции, лирической и вдохновенно поэтической. Кстати, и Александр, и Владимир тоже лирики по своей сути, достаточно взглянуть на другие их работы. Однако из песни слова не выкинешь.


Но тем, наверное, и интересна эта выставка, что она даёт возможность не только созерцать, но и остро сопереживать, памятуя, что есть добро, но есть и зло, с которым каждый должен бороться прежде всего в своей душе. Мне показалось, именно этому посвящена одна из работ Анны Евы Лучинской с видом израненной дороги, уходящей в небо. Впрочем, гадать о фантазиях художника не самое лучшее дело. Зритель ведь вправе включить собственное воображение, и тогда ассоциации могут быть совсем иными. Главное, чтоб не было места равнодушию. А на этом вернисаже его и быть не могло. Настолько разные, непохожие произведения были предложены нашему вниманию. Я, к примеру, в чём-то заново открыла для себя наших белгородских участников пленэра: заслуженного художника России Иосифа Бобенчика, Григория Новикова, Владимира Желобка, Павла Шляпникова.


Об их работах ещё будет возможность поговорить. А вот о картинах украинского живописца из Сум И.Гапоченко просто не могу промолчать. Иван Иванович приехал к нам уже в третий раз, и в третий раз мы, что называется, влюбились в его пейзажи. Сколько экспрессии, солнца, музыки, ветра в его "Старой ветле", "Лесной поляне", "Деревенской хатке"... Сколько тайны и очарования в "Заросшем пруду", "Вечерних мостках"... Названия эти, разумеется, условные, поскольку сам автор ещё не определился с ними. Но разве это так уж важно? Куда важнее, что мы получили настоящее наслаждение и от его произведений, и от произведений его собратьев по пленэру.


К сожалению, я почти ничего о них не сказала. И потому, что не позволяет газетная площадь (всё-таки одиннадцать художников написали по 20-30 и более работ), и потому, что не смогла запомнить всё увиденное с первого раза. С какой бы радостью я вернулась к этим зримым образам ещё и ещё. Право же, они этого заслуживают. Будем надеяться, что такое же желание возникнет у зрителей за пределами нашего края. Художники разъехались и увезли с собой частицу тепла белгородской земли, воспоминания о рассветах и закатах, травах в росе, ночах у костра, когда гитара по кругу и звёзды так близко, что, кажется, можно дотронуться рукой... Всё это и многое другое - доброе, светлое, настоящее - останется как благодарная память о VII Международном славянском пленэре. Ну а мы, даст Бог, встретимся с ними ещё не однажды. Пленэр закончился, да здравствует пленэр!


Ольга ИСТОМИНА.

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина