Наркотики никогда не появляются в жизни подростка внезапно. Приобщение к их приёму является этапом развития проблем, которые появились задолго до первой пробы наркотика и не были своевременно решены.
Поговорим об этих проблемах. Условно их делят на биологические, психологические, социальные: семейные и внесемейные, связанные с общением со сверстниками, пребыванием в учебном заведении. Коротко рассмотрим их, начиная с группы биологических факторов.
Перенесённые в раннем возрасте черепно-мозговые травмы, тяжёлые инфекционные заболевания, отравления могут привести к повреждениям нервной системы и, как следствие, к эмоциональным расстройствам, нарушениям внимания, памяти, мышления. В будущем это провоцирует проблемы успеваемости, эмоциональную напряжённость, нарушение адаптации в школьном коллективе. И, в свою очередь, часто становятся причиной того, что ребёнок начинает употреблять табак, алкоголь, наркотики.
Уважаемые родители, если вы обнаружили эти факторы риска у ребёнка, не пугайтесь. Мы говорим с вами об этом, чтобы вы владели ситуацией и смогли вовремя помочь ребёнку, не занимались самолечением, обращались к специалистам. Неоказанная вовремя медицинская и психологическая помощь ребёнку с проблемами в развитии лишь способствует углублению этих проблем.
Коснёмся психологических факторов риска. Это прежде всего нарушения эмоций ребёнка: тревожность, внутреннее напряжение, депрессии, страхи, чувство одиночества и ненужности. К употреблению психоактивных веществ (ПАВ) приводят неадекватная самооценка (низкая или, наоборот, завышенная), избыточная зависимость от других, в том числе, и от родителей, неуверенность в себе, неумение противостоять жизненным трудностям, рекламе, давлению сверстников, недостаточные способности к контролю поведения. Существенную роль играют протестная реакция против родителей, попытка привлечь даже таким способом к себе их внимание, желание в компании «доказать свою взрослость», «быть как все».
Трудности взросления можно легко преодолеть, если в вашей семье ценится взаимопонимание, взаимное уважение и учитываются интересы всех членов семьи.
Работая с подростками, употребляющими ПАВ, членами их семей, мы пришли к выводу, что именно микросоциальные факторы являются первостепенными в формировании химической зависимости. Фактически употребление подростком наркотиков отражает нарушение внутрисемейных взаимоотношений и является не только проблемой ребёнка, но и проблемой всей семьи.
Коснёмся наиболее распространенных в настоящее время семейных факторов риска.
Во-первых, отсутствие или слабое развитие у родителей мотивов к поддержанию здорового образа жизни. Фактически в современных семьях нет устойчивого отрицательного отношения к употреблению психоактивных веществ. Так, по данным научных исследований, половина детей до 10 лет и 90 процентов подростков до 15 лет впервые пробуют спиртные напитки под влиянием ближайших родственников. В нашей практической работе мы находим подтверждение этих данных. В ходе бесед с детьми и подростками получаем информацию, что именно родители во время семейных праздников фактически побуждали их к первым пробам алкоголя. Более того, многие родители и не скрывают того, что разрешают своим детям курить табак, пить пиво с друзьями («Ну и что в этом такого, ведь он уже взрослый»). Здесь хочется напомнить, что в России предусмотрена административная ответственность за вовлечение несовершеннолетних в употребление психоактивных веществ (а именно так на языке закона звучат кажущиеся невинными предложения взрослых выпить спиртного на семейных праздниках).
Во-вторых, к употреблению психоактивных веществ побуждает отсутствие необходимого контроля над поведением детей. Современные родители очень часто фактически не знают о том, где и с кем проводят свободное время их дети. Не интересуются и тем, почему они дружат именно с этими людьми, что их объединяет, на каком фундаменте строятся эти дружеские отношения. Подростки - потребители алкоголя и наркотиков - строят отношения на основе совместного проведения времени, которое связано с развлечениями, получением удовольствий, многочасовыми бесцельными прогулками по городу. Естественно, это становится возможным только при отсутствии необходимого гибкого контроля со стороны родителей, взаимопонимания, разумных требований. Иначе, чем можно объяснить, что подавляющее большинство подростков, употребляющих наркотики, были выявлены благодаря межведомственному взаимодействию с сотрудниками милиции? Именно тем, что контроль со стороны родителей существенно ослаблен либо его вообще нет. При достаточном внимании к поведению ребёнка, его внешности, одежде, содержанию его высказываний не заметить настораживающие факты нельзя.
В-третьих, значимым фактором семейного риска является лишение детей родительской любви. Нам часто приходится констатировать неадекватное выполнение материнских и отцовских обязанностей, трудности построения отношений с ребёнком. Зачастую родители заняты решением только своих проблем, проявляют холодность по отношению к ребёнку. Во внешне благополучных полных семьях мы отмечаем проявление эмоционального отвержения по отношению к ребёнку, отсутствие любви и безусловного принятия. Фактически понятие «любовь к ребёнку» подменяется понятиями «уход», «кормление», «покупка одежды». Часто можно услышать от родителей проблемного ребёнка вопрос: «Ну что ему ещё надо? Все деньги на него уходят. Одет, обут, накормлен».
Так что же на самом деле надо сделать, чтобы ваш ребёнок был счастливым и здоровым?
Любите своего ребёнка! Общайтесь с ним, обнимайте, своими словами и жестами показывайте, что вы слышите его, понимаете и поддерживаете его, всегда готовы прийти на помощь, не заменяйте любовь только тщательным уходом.
Попробуйте научиться видеть чувства ребёнка по выражению его лица, жестам, даже если он их скрывает. Научите ребёнка выражать свои чувства, чтобы он не боялся и впоследствии понимал чувства других людей.
Если вы сердитесь на ребёнка, оценивайте его поступок, а не личность, то есть выражайте своё недовольство отдельными действиями, но не ребёнком в целом.
Говорите о своих чувствах ребёнку от первого лица, сообщайте ему о своих переживаниях, а не о его поведении.
Относитесь внимательно к потребностям детей, попробуйте строить взаимоотношения на взаимопонимании и доверии, давайте возможность детям отвечать за свои поступки.
Поддерживайте позитивные изменения во взаимоотношениях с детьми, побуждайте попытки ребёнка улучшить своё поведение. Одобряйте и хвалите даже за небольшие успехи.
Учите ребёнка говорить «нет». Объясните, что существуют ситуации, предложения, на которые можно и нужно отвечать только отказом. Поделитесь своим опытом решения подобных ситуаций.
Будьте открыты для общения с детьми и специалистами, оказывающими помощь. За консультациями по волнующим вас вопросам можете обращаться по «телефону доверия» «Наркостоп» 32-03-35 с 8 до 20 часов ежедневно. Помощь врачей - психиатра-нарколога, психолога, психотерапевта можно получить в детско-подростковом отделении областного наркологического диспансера по адресу: г.Белгород, просп.Славы, 57, а в будние дни с 8 до 20 часов.
- 1448 просмотров
Отправить комментарий