Представители педагогического сообщества из 31-го региона страны во главе с ректором института проблем образовательной политики «Эврика» А.И.Адамским приехали на Белгородчину, чтобы обсудить эффективность реализации комплексного проекта модернизации образования (КПМО), обобщить полученные результаты и поговорить о тех проблемах, которые обнажил проект.
В течение трёх лет (именно столько длился КПМО) было сделано многое: разработана стратегия развития региональной системы образования, появились различные модели и методики, рассчитанные на нормативно-подушевое финансирование, были выявлены сильные и слабые стороны системы оплаты труда педагога, произведена кадровая модернизация общего образования.
В разговоре с журналистами Александр Изотович Адамский достаточно чётко определил тот круг проблем, которые требуют решения в ближайшей перспективе. Прежде всего - это проблема оценки качества образования. Сегодня слишком сильны стереотипы и самих педагогов, и родителей в этом вопросе, который пока ограничивается рамками успеваемости ребёнка - его хорошими отметками и результатами ЕГЭ. В то время как различные социальные, экономические, информационные компетентности, которые просто необходимо формировать и развивать в каждом ребёнке, пока не находят достаточного отражения в образовательном процессе.
Слишком формально решается вопрос во многих школах (и речь здесь идёт не только о Белгородчине, масштабы данной проблемы охватывают всю страну) с управляющими советами. Формально существующими, но не функционирующими как эффективный орган, способный влиять на решение многих внутри-школьных вопросов. Управляющие советы должны научиться понимать и видеть новую модель школы. Слабо, по мнению А.И.Адамского, идёт дифференциация в оплате труда учителя. И конечно же, очень многое ещё необходимо сделать в формировании нормативно-правовой базы.
Одним из интересных и ключевых моментов стал разговор о создании кодекса учителя. Пока необходимость подобного рода свода правил лишь оговаривается педагогическим сообществом, однако в ближайшее время этот документ вполне может появиться и на бумаге.
- Общество, - говорит А.И.Адамский, - уже давно видит неоднородность среди учителей. Не случайно, по данным последних опросов, 30 процентам педагогов дети и их родители отказывают в профессионализме. В последнее время «поплыли» и этические нормы взаимоотношений. В первую очередь это касается таких вопросов, как суверенитет ребёнка, проблема насилия в школах и т.д.
На вопрос, какие аспекты должны учитываться при составлении кодекса, Адамский ответил, что это и норма отношений с ребёнком и родителями, и взаимоотношения внутри профессионального сообщества, и так называемый принцип «учись и учи честно». Последний вызван единым государственным экзаменом, который наглядно показал, что некоторые учителя считают нормой «помочь» во время экзамена своим подопечным.
Что касается Белгородчины, то мы участвуем в КПМО на протяжении трёх лет. Есть свои результаты, есть и определённого рода трудности. Сегодня в области эффективно работает центр оценки качества образования, управление по контролю и надзору в сфере образования, регулярно проходят срезовые контрольные работы среди учащихся. Однако до конца не решёнными остаются проблемы оптимизации сети и создания образовательных округов.
- Всё-таки хотелось бы, - подчеркнул начальник департамента образования, культуры и молодёжной политики области Ю.В.Коврижных, - чтобы КПМО осуществлялся параллельно с новыми государственными стандартами. Иначе возникает ощущение, что, завершив этот проект и приняв новые стандарты, нам снова придётся менять направления, которые были достигнуты за последние три года.
Скоро педагогов ожидают некоторые изменения. Стимулирующая часть оплаты труда будет начисляться по результатам не полугодий, как это было раньше, а четвертей.
- 1180 просмотров
Отправить комментарий