Присоединяйтесь

Топ недели

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Дарить людям красоту

Agafonov_01_4000_.jpgНа открытии выставки (в Белгородском филиале Российского фонда культуры) художника-керамиста Ю.П.Агафонова "Дарю людям красоту" народу собралось видимо-невидимо. И не удивительно, ведь поклонники таланта Юрия Петровича давно привыкли, что если он устраивает вернисаж, то непременно удивит своих зрителей чем-то новым, а подчас и вовсе неожиданным, как случилось на этот раз. Впервые вместе с произведениями из керамики мы увидели его акварельные пейзажи. Но о них поговорим чуть позже, поскольку всё-таки гончарное дело стало основным смыслом творчества мастера.

Хотя, возможно, кто-то считает, что гончаром может быть практически каждый. Да и художник-керамист - отнюдь не график и не живописец. Чем уж таким особенным он может удивить? Глина - она и есть глина, материал грубый, как не старайся, особых шедевров не получится.

Вот потому-то талантливым керамистом невозможно стать, даже очень много работая, им надо родиться. Иметь особый полёт фантазии и необычайную чуткость в пальцах, как у музыканта. Только тогда достигнешь особой тонкости в произведении, вылепишь мельчайшую деталь, подаришь неповторимую "мелодию" всему, что выходит после гончарного круга из твоих рук.

Многие традиционно представляют изделия из глины коричневого цвета. Так оно и есть. Но Ю.Агафонов, всю жизнь экспериментируя с окислами металлов, добивается такого разноцветья, какому позавидует иной живописец. Вот и на этой выставке - будто волшебная радуга озарила экспозицию, окрасив экспонаты всеми цветами и оттенками. Например, кофейный сервиз "Кракле" засиял синей кобальтовой глазурью в белых прожилках, а другой, словно налился металлическим блеском, светильник в виде кота раскраснелся огненным жаром, ваза "Голубые цветы" заиграла переливами серебра и неповторимостью бирюзы полевых незабудок, набор для мёда - окутался янтарным золотом с диковинными вкраплениями... В который раз рассматриваю работы Юрия Петровича, а воображение рисует всё новые образы, и я представляю, как неповторимо пахнут поздние хризантемы, поставленные в напольную вазу "Осенний мотив", какие сладкие песни поёт "Синяя птица" с декоративного блюда или как печальны стеариновые слёзы свечи, стекающие по тонкому розовато-лунному горлышку подсвечника "Элегия" с незабвенной андерсеновской "Русалочкой"...

Agafonov_05_4000_.jpgНо сам Ю.Агафонов человек весёлый, долго грустить не умеет, поэтому очень много на этой выставке произведений весёлых, сделанных с юмором и доброй улыбкой. Вот расфуфыренный "Кот кавалер" с бравыми усами, не иначе как собрался на крышу покорять очередную даму сердца. А вот не он ли (на настенной декоративной композиции "Возмездие") опустошил крынки со сметаной и теперь валяется в ногах у разъярённой хозяйки с метлой в руках, ожидая кары за содеянное...

Кроме котов в экспозиции, конечно, немало других персонажей, которые разыгрывают свои "спектакли" для зрителей. Вот "Лесная дева" о чём-то беседует с зайчонком и совой, неподалёку влюблённая парочка уединилась на "Свидание", а вот подсвечник "Дуэт", где два деревенских гармониста стараются переиграть друг друга с такими лукавыми лицами, что невольно начинаешь прислушиваться, кто же какую песню заводит... И как тут можно не удивиться мастерству и фантазии автора?!

Помню, лет 20 назад впервые приехав на Борисовскую фабрику керамики, где Ю.Агафонов работал главным художником, и войдя в его кабинет, какое-то время даже говорить не могла. Будто в маленький музей попала. Две стены с полками от пола до потолка, плотно уставленные его произведениями, казалось, объединили все стили, направления, краски, доступные гончарному искусству. А ведь это была только часть его авторских работ. Сколько ещё хранилось дома, а сколько раздарил! Он ведь никогда из своей мастерской без подарка не отпустит, и сам ни в какой дом с пустыми руками не придёт.

Даже закралось подозрение: "Не разбрасывается ли так мастер от того, что не имеет собственной творческой индивидуальности, лишь ему присущего творческого почерка?". А потом вспомнила совет белгородского искусствоведа Максима Баранова:

- Только не делайте поспешных выводов, приглядитесь повнимательнее. Если Юрий Петрович и делает что-то, например, под "Скопин" или "Дымково", всё равно сохраняет присущий именно ему агафоновский стиль. Я бы его работы не спутал ни с какими другими.

Теперь, спустя столько лет и я уже никогда не спутаю его работы, даже если они представлены на коллективной выставке без соответствующей таблички. Напротив, замечу агафоновские "интонации" в работе его учеников и последователей. А их на Белгородчине не сосчитать. Ещё когда он работал в Борисовке, приезжали мастера из всех районов и молодые профессиональные художники, работающие на фабрике, называли его Учителем, несмотря на то, что закончили то же самое Абрамцевское училище, что и он. А в последние годы, перебравшись в Белгород, Юрий Петрович напрямую занялся педагогикой. Ведёт студию при воскресной школе Смоленского собора и в областном Доме ремёсел Белгородского центра народного творчества на базе БГТУ имени В.Г.Шухова. Здесь от желающих нет отбоя. Приходят даже семейными парами. И особенно радует, что очень много молодёжи: студенты, школьники. Есть даже... пятилетняя девочка (!). Казалось бы, такая кроха, какая ей ещё керамика, а она старается не пропустить ни одного занятия. Значит интересно. И не только ей, но и самому Юрию Петровичу. Душа поёт от радости, что можно поделиться тайнами любимого дела с каждым, кто к нему тянется.

Я не очень верю в магию цифр. Но некоторые неслучайности всё же иногда происходят. Именно Юрий Петрович стал первым народным мастером в нашей области, который всерьёз начал заниматься развитием народных художественных промыслов. Ещё в 1970 году, когда приехал работать в Борисовку.

Первым делом пошёл в местный краеведческий музей познакомиться с экспонатами традиционного гончарного промысла. Но в музее, к изумлению молодого специалиста, показали всего лишь старый горшок, крынку и... бутылку из-под знаменитого некогда рижского бальзама. Тоже ведь керамика. Юрий Петрович не знал, то ли плакать, то ли смеяться при виде столь "ценных" экспонатов. В результате махнул рукой и пошёл искать старых мастеров, которые и сами когда-то гончарили, и работы своих предков ещё помнили. И нашёл ведь! Деда Петра Ефимовича Ткаченко и деда Михайлу - Михаила Ивановича Моргуна, сохранившего даже собственный семейный гончарный круг. На нём он потом и на фабрике работал, не признавая никаких других.

До сих пор с благодарностью вспоминает Ю.Агафонов своих недипломированных учителей...

Agafonov_07_4000_.jpgНу а мы должны быть благодарны самому Юрию Петровичу, ведь именно он, в сущности, возродил борисовскую керамику, обогатив её современными технологиями. Чего это ему стоило - впору писать роман.

- Абрамцевская школа и сейчас сохранила свои лучшие традиции, а тогда нам повезло застать некоторых преподавателей, которые если не сами были учениками великих создателей этого уникального творческого "гнезда" (Врубеля, Поленова, Серова, Васнецова...), то учениками их прямых учеников, - рассказывает Юрий Петрович, - и мы в полной мере проходили не только все тайны гончарного ремесла, но и очень серьёзно изучали композицию, рисунок, живопись, даже анатомию. Вот видишь, всё пригодилось, на старости лет решил заняться ещё и акварелью. Вернее, я и раньше ею занимался, просто старался не афишировать.

Насчёт старости художник, явно, подзагнул. 70 лет, конечно, солидный возраст, но если человек в эти годы так молод душой, так творчески работоспособен, так лёгок на подъём, о какой старости можно говорить! Ещё и к скульптуре потянуло, никогда прежде мы не видели на его вернисажах таких работ, как "Гусляр", "Весна", "Лесная дева", "Гусь"...

Я уж не говорю об акварели. Вся экспозиция как будто наполнена тихой, едва различимой музыкой речной волны. Но если вслушаться, песня Камы звучит и громче, и разнообразнее. Ведь большинство пейзажей, представленных здесь, воспевают малую родину Юрия Агафонова - Чистополь и его окрестности: покосившиеся избёнки в зарослях дико разросшихся деревьев, умирающий деревянный храм, срубленный некогда умельцами без единого гвоздя и рядом - Никольский собор, поражающий своим размахом и архитектурой, утопающая в пенном кружеве цветов сирень... И над всем этим величие реки - ясной, в солнечных бликах. Камские рассветы и закаты - настоящая поэма волшебных красочных узоров. Кто видел, никогда не забудет. Ну а Юрий Петрович видит их даже в снах, помнит все запахи, звуки и как будто вновь попадает в счастливые годы своего детства. Катила свои воды Кама и катилась жизнь неспешно и уверенно в неведомые дали. Сколько раз мечтал юный Юрий Агафонов, сидя на берегу реки, о каком-то особом для себя предназначении. И не ошибся, предназначение и впрямь оказалось особенным: дарить людям красоту.

 

Ольга ИСТОМИНА.
На снимках: Ю.Агафонов и его работы.
Фото
Владимира ЩЕКАЛОВА
и Владимира САВЧЕНКО

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
КАПЧА
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина