Россия остаётся основным поставщиком жалоб в Европейский Суд по правам человека. И связано это не столько с повышением правосознания россиян, сколько с тем, что государством не устраняются причины нарушения прав человека, - такими выводами поделился с общественностью Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации В.П.Лукин, представивший специальный доклад о проблемах исполнения в РФ постановлений Европейского Суда по правам человека.
Особенности национального беззакония
Озвученные в докладе масштабы правового беспредела поражают. Немалую тревогу вызывают серьёзные нарушения права человека на жизнь, по-прежнему имеющие место в Вооружённых силах Российской Федерации. Речь идёт о так называемых небоевых потерях - о самоубийствах военнослужащих, а также об их гибели от несчастных случаев и неуставных отношений. Далеко не всё благополучно с соблюдением права на жизнь и в нашей уголовно-исполнительной системе. Своё право на применение специальных средств, газового и в качестве крайней меры огнестрельного оружия персонал пенитенциарных учреждений зачастую трактует произвольно, а специальные средства и даже оружие применяются не столько для пресечения противоправных действий, сколько в целях устрашения или "наказания" лиц, содержащихся в местах лишения свободы.
Не менее одной трети всех поступающих к Уполномоченному по правам человека в РФ жалоб подаются на нарушения прав задержанных, подозреваемых, обвиняемых и потерпевших, допускаемые сотрудниками правоохранительных органов в ходе производства дознания, предварительного следствия, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых также нередко сопряжены с унижением их человеческого достоинства. Вынуждающая людей спать по очереди запредельная переполненность камер, их плохая проветриваемость и освещённость, неизолированность туалетов - все эти "прелести" многих следственных изоляторов представляют собой очевидные нарушения прав человека, подтверждаемые в ходе рассмотрения Европейским Судом. В органах наркоконтроля вовсю практикуются и пресловутые "проверочные закупки", здорово смахивающие на провокацию, на что России не раз пенял Европейский Суд по правам человека (заявителями выиграны дела "Ваньян против РФ" и "Худобин против РФ", им присуждены компенсации).
К июню 2009 года Европейским Судом в отношении России вынесено 758 постановлений, из них 95 процентов дел выиграно заявителями у государства, и ещё более 20 000 жалоб ожидают своей очереди на рассмотрение.
В России сложились целые структурные категории дел, которые чаще всего приходится рассматривать Европейскому Суду: более 40 процентов постановлений - это проблемы неисполнения судебных решений и невозможность получить присуждённые денежные средства и имущество. На втором месте проблемы длительности судебного разбирательства и полномочия надзорной инстанции, нарушающей принцип правовой определённости.
Заграница нам поможет?
- В Европейский Суд по правам человека люди, как правило, обращаются, когда исчерпаны все внутренние средства защиты, - рассказывает адвокат Октябрьской центральной адвокатской конторы Белгорода Борис Анатольевич Золотухин, с которым мы беседуем о специфике работы Европейского Суда. - Суд устанавливает нарушение прав человека, гарантированных Европейской Конвенцией, и обязывает государство-ответчика восстановить нарушенные права. Заработать при этом миллионы вряд ли удастся - возмещение морального вреда обычно назначается в разумных пределах и составляет от 500 до нескольких тысяч евро. Более 40 тысяч евро выплачивалось гражданам РФ - жителям Чеченской Республики в связи с исчезновением членов их семей. Известен случай, когда Европейский Суд обязал РФ выплатить заявителю - жителю г. Нижний Новгород - 250 тысяч евро. Но это был исключительный случай. В результате применения милицией пыток заявитель выбросился из окна здания милиции, в результате чего получил серьёзные повреждения и не может передвигаться. Из сообщений СМИ известно, что этот потерпевший уже потратил всю полученную денежную компенсацию на лечение и операции за границей, которые не принесли успеха. Помимо денежной компенсации за нарушение права Суд может компенсировать расходы на представителя (если таковой оказывал правовую помощь при обращении в Суд, а заявитель подтвердил расходы).
- Как адвокат считаю более значимым другой применяемый Судом механизм защиты прав граждан РФ - по результатам рассмотрения жалоб Европейский Суд обязывает государство-ответчика вносить соответствующие изменения в законодательство, в судебную практику, в практику работы правоохранительных органов, - продолжает Б.А.Золотухин. - К примеру, для России это выразилось не только в принятии нового уголовного и гражданского процессуального законодательства, ряда других законов, но и в улучшении условий содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, применении иных мер пресечения - залога и домашнего ареста, в значительном ускорении сроков рассмотрения гражданских и уголовных дел, в совершенствовании процесса исполнительного производства.
Решив обратиться в Европейский Суд, гражданин чётко должен знать следующие критерии приемлемости жалобы. Обращаться в Суд можно лишь в случае нарушения права, которое предусмотрено Европейской Конвенцией (для этого заявитель должен ознакомиться с содержанием Конвенции и трактовкой Судом её положений). Европейская Конвенция и протоколы к ней гарантируют около 30 прав, относящихся к категории гражданских (личных) и политических. Искать правды во Франции, в Страсбурге заявитель может, если исчерпал эффективные средства защиты, существующие в родной стране (судебная защита, включая апелляционное и кассационное производство). Если же гражданин не обращался в российский суд, то жалоба считается неприемлемой. Европейский Суд не признаёт установленный нашим законодательством надзорный порядок рассмотрения дел, который зачастую длится годами, эффективным средством защиты прав и свобод и считает моментом окончания рассмотрения дела вынесение решения кассационной инстанции. Поэтому жалоба должна быть подана не позднее 6 месяцев с момента принятия окончательного судебного решения, а именно апелляционного решения или кассационного определения.
Жалоба должна быть обоснованной - в тексте должны быть чётко, последовательно, без эмоций изложены в хронологическом порядке события, приведшие к нарушению прав, и указано, какие именно права, гарантированные Европейской Конвенцией, нарушены. В доказательство должны быть приложены копии судебных документов, справки, фотографии, видеокассеты и т.д. Жалоба не должна быть анонимной и содержать оскорбительных высказываний, она может быть подана лишь лицом ("жертвой" нарушения), чьё право нарушено. Существует определённый формуляр жалобы, найти его можно на сайте Европейского Суда, некоторых общественных организаций, у практикующих адвокатов. Но первичное обращение в Суд не требует обязательного заполнения формуляра и может быть сделано в произвольной форме с указанием событий и нарушенного права. Получив первичное обращение, Суд зарегистрирует его и направит заявителю формуляр и пояснительную записку по его оформлению. По общему правилу жалоба (хоть формуляр, хоть первичное обращение) подаётся в печатном виде, на русском языке, заказным письмом или бандеролью. При приемлемости жалобы дальнейшее производство пойдёт на официальном языке Суда (французском или английском), о чём суд обязательно известит заявителя. Отправляя жалобу в Европейский Суд, стоит запастись терпением. В связи с огромной нагрузкой рассмотрение жалобы Европейским Судом может затянуться на несколько лет. Минимум два года уйдёт на рассмотрение вопроса о том, приемлема ли жалоба к рассмотрению. И четыре-семь лет с момента подачи жалобы займёт вынесение решения по существу. Судебное производство в Европейском Суде осуществляется путём переписки между Судом, заявителем и государством-ответчиком и в абсолютном большинстве дел заседание Палаты судей проходит без участия заявителей.
Говоря о категории жалоб, Б.А.Золотухин отметил, что чаще всего заявители ссылаются на нарушения ст. 5 (право на свободу и личную неприкосновенность) и ст. 6 (право на справедливое судебное разбирательство) Конвенции.
Чужого горя не бывает
- Белгородская область стала пятидесятым по счёту субъектом Российской Федерации, где был создан аппарат Уполномоченного по правам человека, - рассказывает Николай Яковлевич Шатохин, вступивший в конце марта в должность Уполномоченного по правам человека в Белгородской области. - Решение об учреждении этой должности целиком отдано на усмотрение законодательной власти субъекта Российской Федерации. Но если в одних регионах депутаты, понимая значимость проблемы, принимают решение создать аппарат уполномоченного, то в других - сознательно затягивают процесс, ссылаясь, то на нехватку средств, то на отсутствие фактов нарушения прав человека. В нашем регионе к вопросу формирования аппарата уполномоченного подошли достаточно серьёзно, приняв весной этого года соответствующий закон, обеспечив финансирование, помещение.
Уполномоченного по правам человека в Белгородской области, в недавнем прошлом главного федерального инспектора, я застала за составлением предписания в адрес коммунальщиков. На этот раз к уполномоченному обратились жители многоэтажного дома, оставшиеся неудовлетворёнными качеством ремонта крыши, который был проведён на их же собственные средства с многочисленными нарушениями строительных норм и правил. На повестке дня - урегулирование с городской администрацией вопроса справедливого расселения горожан из домов, идущих под снос. Справедливое расселение закон трактует достаточно чётко - людям, проживавшим в центре города в кирпичных домах, местные власти обязаны предложить аналогичные условия проживания в том же микрорайоне, а не "у чёрта на куличках" в панельных домах.
Обращаются к уполномоченному те, чьи права попраны государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. В этом случае уполномоченный направляет в адрес нарушителей своё заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления нарушенных прав и свобод граждан. Но работа с жалобами заявителей - лишь часть миссии уполномоченного. В его функции входит также мониторинг ситуации с соблюдением прав и свобод граждан в регионе, правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты, работа по выявлению в существующем федеральном и региональном законодательстве правовых пробелов, которые так или иначе приводят к нарушению прав и свобод человека. Таких "белых пятен" в нашем российском законодательстве, по мнению правозащитников, хватает. Так что без работы уполномоченный не останется.
- 1259 просмотров
Отправить комментарий