Присоединяйтесь

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Губернатор отчитался перед депутатами

В Доме правительства области вчера состоялось сорок третье заседание областной Думы четвёртого созыва. С отчётом о выполнении программ социально-экономического развития Белгородчины в 2009 году выступил губернатор области Е.С.Савченко. Также депутаты обсудили доклад председателя областной Думы А.Я.Зеликова о работе областного законодательного собрания в минувшем году, другие вопросы. Подробности - в одном из ближайших номеров "Белгородских известий".

Жить не для себя, не для других, а со всеми и для всех
Ежегодный отчёт губернатора Белгородской области Е.С.Савченко о выполнении программ социально-экономического развития области в 2009 году

Уважаемые депутаты, участники заседания!
Выступая с ежегодным посланием, Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев рекомендовал каждому субъекту РФ законодательно закрепить ежегодный отчёт высших должностных лиц субъектов перед депутатами. В Белгородской области ежегодный отчёт губернатора стал уже традицией, и я предлагаю его в очередной раз вниманию депутатов областной Думы и всего населения области.
Сработали антикризисные меры
2009 год прошёл под знаком глобального мирового финансово-экономического кризиса, и Россия в силу своей сырьевой экспортно ориентированной экономики оказалась в эпицентре кризиса. При общем падении экономики лишь немногим субъектам РФ удалось обеспечить экономический рост. К их числу принадлежит и Белгородская область.
Наряду с экономическим ростом улучшились в прошлом году демографические показатели, обеспечен рост населения области. Нас теперь 1 млн 530 тысяч человек. В г.Белгороде впервые после 16-летнего перерыва рождаемость превысила убыль населения. Это итоговые показатели, но они говорят о многом.
В области накоплен запас прочности, правильно выбраны стратегические приоритеты экономического и социального развития, сработали антикризисные меры, которые мы приняли год назад.
В прошлом году, в разгар кризиса, на аналогичном мероприятии было сказано, цитирую: "Стратегическая задача правительства области, органов власти всех уровней, руководителей предприятий состоит в том, чтобы из кризиса выйти первыми, не допустить спада производства, роста безработицы, снижения доходов работников".
Докладываю: с поставленной задачей область справилась. И я хочу поблагодарить всех белгородцев за упорный труд в 2009 году. Благодаря вам область не остановилась в своём развитии, а только немного уменьшилась скорость нашего движения вперёд.
Промышленность завершила год ростом - 105,1% к уровню 2008 года. Рост объёмов был бы ещё выше, если бы не спад производства в первой половине года на горно-добывающих и некоторых машиностроительных предприятиях.
К середине года отставание в объёмах производства на Лебединском и Стойленском ГОКах, "КМАруде" удалось в основном сократить. К чести руководства этих и других крупных предприятий области не было допущено обвального сокращения работников, резкого снижения заработной платы, не говоря уже о её задержках.
От экономических трудностей на этих предприятиях больше всего пострадали областной и местные бюджеты из-за резкого снижения налога на прибыль. Его поступление за прошлый год уменьшилось более чем в три раза, а если в абсолютных цифрах - то на 12 млрд рублей. Таковы потери по налогу на прибыль за прошлый год. Кроме того, предприятия области предъявили требования к областному бюджету по возврату ранее уплаченного налога на прибыль в объёме ещё почти 4 млрд рублей. Итого - 16 млрд рублей. Поэтому в финансовом отношении год был трудным, но благодаря нашим внутренним резервам, поддержке федерального бюджета мы выполнили все наши финансовые обязательства.
Благодаря принимаемым в предыдущие годы мерам по диверсификации экономики области спад в горно-добывающем и машиностроительном комплексах области был нивелирован успешным развитием других отраслей и, прежде всего, предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности. Так за прошлый год производство мясной продукции увеличилось на 20%, кондитерских изделий также на 20%, комбикормов - на 17%, спирта - в 4,2 раза.
Больше произвели в отчётном году растительного и животного масла, муки, макаронных и хлебобулочных изделий, майонеза, свежезамороженных овощей, безалкогольных напитков; среди продукции промышленного назначения: стали, металлопроката, труб, лакокрасочных изделий.
Торговые марки наших ведущих компаний, таких как "Слобода", "Славянка", "Приосколье", "Мясная столица", "Ясные зори", "Белая птица" стали национальными брендами.

Сельское хозяйство стало основной точкой экономического роста
Основой для хорошей работы перерабатывающей и пищевой промышленности является развитое сельское хозяйство области, где в прошлом году производство возросло на 10%, и в денежном выражении достигло 94 млрд рублей. Как видите, мы медленно, но упорно приближаемся к заветному рубежу производства товарной продукции в расчёте на 1 га пашни в 100 тыс. рублей.
Производство мяса в сельскохозяйственных предприятиях возросло на 202 тыс. тонн и достигло 926 тыс. тонн в целом по области. Как и в предыдущем году, наша область обеспечила почти треть прибавки производства мяса по стране.
Наибольший вклад в рост объёмов производства птицы внесли компании "Приосколье" (55 тыс. тонн), "Белгранкорм" (25,7 тыс. тонн), "Белая птица" (19,6 тыс. тонн), свинины - "Мираторг" (50 тыс. тонн), "РусАгро" (26,3 тыс. тонн), ГК "Белогорье" (14,8 тыс. тонн), "Белгранкорм" (2,4 тыс. тонн).
Возросло производство молока в сельскохозяйственных предприятиях на 6%, или на 20,6 тыс. тонн. Рост его обеспечен в основном за счёт крупных индустриальных комплексов компании "Авида" и ГК "Белогорье". В прошлом году реализован проект по производству молока на семейных фермах. В Белгородском районе построено 14 таких ферм на 100 коров каждая. Посмотрим, как приживётся у нас этот опыт, и в случае положительного результата, а я в этом не сомневаюсь, будем его дальше тиражировать.
При росте производства яиц для производства мяса бройлеров на 27% производство пищевых яиц, к сожалению, сократилось на 14%, что явилось следствием неэффективного управления в шебекинской компании "Белсемена" - основного производителя пищевых яиц.
Что касается продукции растениеводства, то из-за засухи получен меньший урожай зерна и сахарной свёклы. Больше получено подсолнечника, и объёмы производства зерна у нас более чем достаточны. Получен хороший урожай - более 30 центнеров с гектара. А что касается сахарной свёклы, то при меньших объёмах её производства из неё произведено сахара более чем на 20 тысяч тонн больше из-за хорошей кондиции сахарной свёклы.
По предварительным данным, в сельскохозяйственном производстве получено более 9 млрд рублей прибыли. Заработная плата в отрасли выросла на 16% и достигла 12,8 тыс. рублей в месяц.
Существенная помощь сельскохозяйственному производству была оказана из федерального бюджета. На субсидирование процентной ставки и другие формы поддержки получено 9,2 млрд рублей. Это беспрецедентная сумма поддержки и, кстати, первое место по России, или 10% от всей суммы федеральной поддержки сельскохозяйственного производства в стране.
Получили дальнейшее развитие малые формы предпринимательства в сельском хозяйстве. Количество участников проекта "Семейные фермы Белогорья" расширилось до 17,5 тысячи хозяйств. На территории области оборудовано 37 молокоприёмных пунктов; ввели в эксплуатацию в прошлом году 11 ферм по выращиванию утки на мясо с общей мощностью 1,5 тыс. тонн в год; открыты 10 магазинов "Фермер". Общий объём товаров и услуг семейных ферм составил в 2009 году 2,3 млрд рублей. Задача наша, как известно, к 2012 году довести производство товарной продукции до 10 млрд рублей.
Таким образом, сельское хозяйство области в условиях кризиса стало основной точкой экономического роста, а следовательно, и существенным фактором социальной стабильности. Мясной кластер с объёмами производства 1 млн тонн мяса в год даёт занятость примерно 50 тысячам человек. Это высокооплачиваемые рабочие места. Легко подсчитать, что каждые 20 тонн производимого мяса и доведение его до прилавка с переработкой - это одно рабочее место в области.

Структура вводимого жилья изменилась в сторону усадебного малоэтажного строительства
Кризис внёс коррективы в работу строительного комплекса области. Область хотя и занимает первое место по объёму строительных работ в Черноземье, однако в прошлом году выполнено на 30,2% строительно-подрядных работ меньше, чем год назад. Связано это, прежде всего, с дефицитом областного бюджета, объём финансирования из бюджета строительства дорог, объектов бюджетной сферы упал более чем в два раза. Это во-первых, а во-вторых, инвестиционная активность бизнеса на Белгородчине в прошлом году снизилась на 24%, а в инвестициях, как известно, половина затрат приходится на строительно-монтажные работы.
Что касается строительства жилья, то область своих лидирующих позиций не уступила. Объём ввода остался на уровне предыдущего года - 1,1 млн м2. Однако структура вводимого жилья изменилась в сторону усадебного малоэтажного строительства. Это стало следствием системной реализации стратегии жилищного строительства в области. Индивидуальным застройщикам было предоставлено в прошлом году 7 тысяч земельных участков, что больше предыдущего года почти на 500 участков, а строительство усадебных домов, находящихся в различных стадиях строительства, увеличилось в течение года на 12%, и число застройщиков по области превышает сегодня 25 тысяч. Почти на 3 тыс. га пополнились земельные ресурсы на нужды усадебного строительства. Легко подсчитать: если на одном гектаре размещается примерно 3,5 усадебных домов в год, то фактически в течение года мы добавили возможность для расширения индивидуального строительства и получения земельных участков на 10 тысяч усадебных домов.
Несмотря ни на что, в 2009 году полностью выполнена программа инженерного обустройства массивов жилищной застройки. На их обеспечение электроэнергией, газом, водой, водоотведением и дорогами освоено бюджетных и внебюджетных средств свыше 1,5 млрд рублей. Всё это, уважаемые друзья, делается с целью дальнейшего наращивания строительства жилья индивидуальным способом. Задача наша - преодолеть
8-тысячный рубеж, наверное, это будет в один из следующих годов, и выйти на стабильные 10 тысяч новоселий в индивидуальных домах в течение одного года.
Выполнена в полном объёме программа капитального ремонта многоквартирных жилых домов. Отремонтировано 582 дома общей площадью почти 2 млн м2, в которых проживает 90 тыс. человек. Это один город Губкин по размеру.
Кроме того, завершается расселение 630 семей из 65 аварийных домов. По программе капитального ремонта и отселения из ветхого жилья в отчётном году выделено и освоено 2,6 млрд рублей федеральных средств, это в шесть раз больше, чем в 2008 году.
И я хочу от всех белгородцев поблагодарить Правительство РФ за принятое решение о выделении средств федерального бюджета на капитальный ремонт многоквартирных домов и переселение граждан из ветхого и аварийного жилья и одновременно выразить надежду, что данная программа в том же масштабе будет продолжена и в текущем году. Кроме её социальной направленности, она сыграла и исключительно важную антикризисную роль для строительного комплекса области.
В прошлом своём отчётном послании я поручал департаментам правительства области активизировать работу по привлечению федеральных средств для реализации целевых программ. Должен отметить положительную работу в этой связи департамента строительства (Калашников Н.В.), которому удалось защитить и привлечь почти 1 млрд рублей из федерального инвестиционного фонда на развитие инфраструктуры юго-западного микрорайона г.Белгорода. Заслуживает положительной оценки в этой связи и работа департамента экономического развития (Левченко А.А.) по привлечению средств федерального бюджета для поддержки малого бизнеса и инновационных проектов. Привлечено почти 300 млн рублей.

Стабильно работали все инфраструктурные предприятия
В 2009 году стабильно работали все инфраструктурные предприятия нашей области. Потребители области не испытывали перебоев с обеспечением электроэнергией, газом, теплом. Более того, надёжность энергоснабжения улучшилась. За счёт ввода новых и реконструкции действующих подстанций мощность увеличилась на 126 МВт.
При общем удовлетворительном обеспечении водой остаются локальные проблемы по водоснабжению и водоотведению, а также качеству воды. Пока ещё не до конца решены вопросы водоснабжения в сельских населённых пунктах Белгородского, Корочанского и Шебекинского районов.
Напряжённо работал транспортный комплекс области. За прошлый год возросли на 9,2 % объёмы перевозки грузов автомобильным транспортом, а работа Белгородского отделения ЮВЖД по итогам 2009 года признана лучшей в России. Это огромная заслуга наших железнодорожников. Связисты области в своё время первыми в России соединили районные центры оптоволоконной связью, а в прошлом году начали её прокладку к каждому муниципальному сельскому образованию (139 из 307 уже сделали). Это большой проект стоимостью более 1 млрд рублей, и завершение его приведёт к прорыву в использовании информационно-коммуникационных технологий на территории области, станет основой для реализации инновационных проектов. А что касается инноваций, то здесь мы тоже не стояли на месте. Создан Совет по инновационной политике. Наши учёные-инноваторы подали 18 заявок в корпорацию по развитию нанотехнологий. По некоторым из них уже началось финансирование. Принята долгосрочная программа "Развитие наноиндустрии Белгородской области", завершена работа по созданию бизнес-инкубатора, приступили к реализации пилотного проекта по созданию промышленного парка "Северный". Мы увидели неподдельный интерес к научным исследованиям, финансированию НИОКРа наших крупных компаний. Особенно в этой связи я хотел бы отметить компанию "Эфко". Думаю, в ближайшее время мы станем свидетелями очень интересных результатов финансирования научных исследований этой компанией, которые станут, не побоюсь этого слова, революцией в некоторых представлениях и получении некоторых материалов НИОКРа.

Все обязательства в социальной сфере выполнены
Уважаемые депутаты, несмотря на дефицит бюджета, социальный комплекс области работал в отчётном году устойчиво, без системных сбоев. Все публичные обязательства в социальной сфере, гарантированные федеральным и областным законодательством, выполнены в полном объёме. Более того, в системе социальной защиты населения социальные выплаты гражданам из областного бюджета были увеличены на 25%, а ежемесячные выплаты на ребенка на 33%. По отношению к 2008 году исполнение консолидированного бюджета отрасли составило 122%.
Отрасль образования области в общероссийском рейтинге в течение года поднялась с 9-го на 6-е место. Сегодня более трёх четвертей школьников обучаются в образовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям. Повысилась наполняемость классов. Увеличилась заработная плата учителей. В течение года она поднялась на 25,3% и составила 13 850 рублей в месяц.
В настоящее время все образовательные учреждения области подключены к Интернету. Стартовал проект дистанционного обучения детей-инвалидов. По итогам всероссийских олимпиад школьников Белгородская область вошла в десятку лучших. Это большое достижение педагогического сообщества области. За прошлый год введено 1639 мест в детских дошкольных учреждениях. Однако проблема обеспечения местами в детских садах всё ещё остаётся острой в городе Белгороде, Белгородском, Валуйском, Корочанском районах.
Многое сделано для физического, культурного и духовно-нравственного развития жителей области. Сданы в эксплуатацию дома культуры в посёлках Борисовка и Дубовое, физкультурно-оздоровительные комплексы в посёлках Вейделевка, Ивня, плавательный бассейн в Ракитном, стадионы и футбольные поля с искусственным покрытием в Алексеевке, Строителе, Чернянке. Капитально отремонтированы 53 сельских учреждения культуры, созданы 21 модельный Дом культуры и 33 модельных библиотеки. За счёт внебюджетных источников построено 9 новых храмов, отремонтировано и восстановлено 15.
В сфере здравоохранения области на строительство, капитальный ремонт, приобретение медицинского оборудования из всех источников финансирования израсходовано 1,3 млрд рублей.
Завершено строительство областного противотуберкулёзного диспансера, здания судмедэкспертизы, проведён капитальный ремонт областного перинатального центра, противотуберкулёзного диспансера в г.Губкине и в десятках других лечебных учреждений.
В рамках реализации национального проекта "Здоровье" в отчётном году продолжена работа по двум федеральным целевым программам: по совершенствованию оказания медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями и по совершенствованию оказания помощи больным с онкологическими заболеваниями. Объём финансирования этих программ оценивается почти в 1 млрд рублей. Львиная доля здесь - затраты федерального бюджета. Но главное для нас - это не только деньги, а сотни спасённых жизней. Кстати, по данным за прошлый год смертность по отношению к 2008 году уменьшилась на 385 человек. Я считаю, что это как раз действие тех программ, которые были запущены в прошлом году.
По результатам работы в сфере молодёжной политики в 2009 году Белгородская область вошла в десятку лучших территорий России, а по развитию волонтёрского движения она находится в числе лидеров.
На потребительском рынке области спада не произошло. Напротив - оборот розничной торговли вырос на 0,8 % в сопоставимых ценах и составил 125,6 млрд руб. Несмотря на кризис, динамично развивалась сфера услуг, где зафиксирован рост объёмов услуг на 10,2%, в том числе бытовых услуг - на 12,6%.
В моём предыдущем отчёте я отмечал одной из первостепенных задач на 2009 год обеспечение контроля за состоянием рынка труда. С этой целью была принята и реализована Программа по стабилизации ситуации на рынке труда. На финансирование её мероприятий было направлено 846 млн рублей, в том числе 42 млн рублей из областного бюджета. Повсеместно проводились общественные работы, в которых приняли участие 49 тыс. человек. За счёт общественных работ сделана масса полезной работы и, прежде всего, в благоустройстве территорий. В рамках Программы почти 5 тысяч человек прошли опережающее обучение и получили новые профессии, а 3 тысячи безработных (в основном это жители сельской местности), получив безвозмездно помощь, занялись собственным делом. В итоге уровень регистрируемой безработицы на конец года не превысил 1,76%, что почти на 1% ниже общероссийского.
Ежемесячные доходы на душу населения за прошлый год не уменьшились, а наоборот - увеличились на 9,9% и составили на конец года 14,023 тыс. рублей.
Средняя заработная плата на конец 2009 года по области составила 17,183 рубля и выросла к уровню 2008 года на 1,8 тыс. рублей.
В непростых экономических условиях прошлого года пришлось работать органам и подразделениям, которые отвечают за безопасность населения, поддержание порядка и законности на территории области.
В целом они с возложенными на них задачами справились, продемонстрировав при этом профессионализм, ответственность и эффективное взаимодействие между собой и органами власти всех уровней. В результате в области снизилось число преступлений, убийств, самоубийств, погибших в ДТП, на пожарах, на водоёмах, от случайных отравлений алкоголем. А наш земляк Воробьёв Вячеслав Михайлович, старший сержант милиции, сотрудник ОМОНа, за проявленное мужество и героизм при выполнении задания на Северном Кавказе удостоен звания Героя России и стал лауреатом Первой национальной молодёжной премии "ПРОРЫВ" в номинации "ПРОдоблесть".
Какой общий итог года? Скажу кратко, 2009 год не стал для нашей области годом отката назад, сдачи позиций или временем упущенных возможностей. В 2009 году Белгородчина продолжила движение по пути экономического и социального прогресса, укрепила свои позиции в Российском рейтинговом соревновании.
Кроме того, в 2009 году многие из нас приобрели бесценный опыт антикризисного управления, а это тоже можно занести в актив, который всем нам пригодится в будущем.

Главное - это дальнейшее обеспечение экономического роста
Уважаемые депутаты, позвольте поделиться с вами основными задачами и планами работы на текущий год.
Основной вектор приложения наших усилий задан. Послание Президента России Дмитрия Анатольевича Медведева Федеральному Собранию РФ, где он выступил с концепцией модернизации страны, её экономики, социальной сферы, власти и общества. Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в XXI веке. Что значит модернизация по-белгородски?
Начнём с экономических задач. Главное - это дальнейшее обеспечение экономического роста как в объёмах, так и в стоимостном выражении. Планы текущего 2010 года - обеспечить экономический рост в промышленности и сельском хозяйстве минимум на 10%. Такие обязательства мы берём на этот год. Старт года является обнадёживающим. Итоги января говорят о том, что индекс промышленного производства к январю прошлого года у нас вырос более чем на 21% и сельского хозяйства - свыше 12%.
Однако нам нужно иметь в виду, что макроэкономическая ситуация в стране остаётся напряжённой. Наметившийся процесс восстановления экономического роста остаётся медленным и неустойчивым. Внутренний спрос практически не растёт. Отсюда и вытекают наши приоритеты в экономике: развивать те отрасли и предприятия, которые работают на экспорт или на импортозамещение, или на растущие локальные рынки, в том числе и областные. Все те антикризисные меры в экономической сфере, которые мы апробировали в прошлом году, они в полной мере будут задействованы и в текущем. Напомню некоторые из них - это прежде всего программа замещения, и нам есть над чем работать, в первую очередь в сфере потребительского спроса на областные продукты питания. В этом отношении наработан ряд проектов, которые находятся в разной стадии реализации и обеспечат занятость тысяч людей, прежде всего в сельской местности. Причём я хочу повторить, что программа замещения это не административная программа, не административные действия чиновников, а это рыночные методы в условиях рыночной экономики.
В 2010 году, как и в прошлом году, мы продолжим контроль за состоянием рынка труда, решая при этом две задачи: во-первых, не допустить увеличение числа регистрируемых безработных свыше 2%, во-вторых, занять людей, находящихся под риском увольнения, продолжив работы по благоустройству, в частности, прокладку тротуаров в населённых пунктах вдоль магистральных автодорог - 216,2 км.
Введение режима экономии везде и во всём, о котором мы вели разговор год назад, в текущем году приобретает вполне конкретный смысл в связи с принятием очень конкретного и прямого действия Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности". Выполнив мероприятия, предписанные законом, мы на 30% сократим энергопотребление в экономике и социальной сфере, а это экономия примерно 9 млрд рублей. На одного жителя области экономия составит 6 тысяч рублей, то есть мы увеличим свои доходы на 6 тысяч рублей.

В АПК предстоит освоить 28 млрд рублей
В 2010 году будет продолжена реализация инвестиционных проектов в экономической сфере области. Прежде всего, они коснутся сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности. В агропродовольственном кластере предстоит освоить 28 млрд руб. инвестиций. Фактически будет завершена, как мы и планировали, программа инвестирования в производство свинины в объёме не менее 400 тыс. тонн, в производство мяса птицы - не менее 600 тыс. тонн в год. В рамках этой программы будет построен крупнейший комбикормовый завод в Прохоровке, начат в Алексеевке, мы ждём ввода второго по мощности в области и стране перерабатывающего комплекса по свинине в Яковлевском районе мощностью миллион голов в год, а также пуска в середине года второй очереди комплекса по производству и переработке мяса птицы в Валуйском районе мощностью 60 тыс. тонн в год. Компания "РусАгро" приступает к амбициозному проекту по увеличению мощности переработки сахарной свёклы на своих четырёх заводах с доведением объёма переработки до 2 млн тонн в год. А это многомиллиардные вложения. Нас радуют планы по развитию на текущий год двух замечательных белгородских компаний, отраслевых лидеров: в кондитерской промышленности - фабрики "Славянка" и масложировой промышленности - компании "Эфко". Будем поддерживать планы по увеличению производства ещё одного нарождающегося национального лидера - Шебекинского овощного комбината, который, производя замороженную овощную продукцию, должен стать интегратором по наращиванию производства овощей в области до 50 тыс. тонн в год. Правительство области будет поддерживать в том числе реализацию множества больших и малых проектов в молочном животноводстве. Объём работы, который произвели труженики сельского хозяйства в осенне-зимний период, высокая готовность к весенним полевым работам позволяют нам при хороших погодных условиях рассчитывать в текущем году на добрый урожай.
Завершая тему агропродовольственного комплекса, хочу обратить ваше внимание на одну проблему, которой мы планируем заняться в текущем году и в последующие годы весьма системно и последовательно. Речь идёт об охране почвы, рациональном использовании огромного потенциала органических удобрений и фактически переводе сельскохозяйственного производства на органическое земледелие. По сути, речь идёт о создании новой отрасли - отрасли по производству органических удобрений. И наш животноводческий комплекс позволяет это сделать. Контролировать этот проект с широким применением информационных и космических технологий будет специальная служба по охране почв с широкими полномочиями, решение о создании которой уже принято. Прошу всех пользователей земли стать активными участниками этой программы для извлечения большей пользы для себя, сохраняя и умножая при этом плодородную силу белгородских чернозёмов - нашего бесценного богатства, данного нам Богом.

В текущем году ожидаем рост заказов
В строительно-дорожном комплексе области в текущем году мы ожидаем рост заказов, хотя по объёмам работ выйти на докризисный уровень вряд ли удастся. Из крупных объектов в 2010 году предстоит завершить строительство областной филармонии, кардиологического центра, музея в Прохоровке, домов культуры в
Н.Осколе, Чернянке, в Советском Алексеевского района, Никитовке Красногвардейского района, бассейнов в Чернянке, городе Белгороде. Школы должны ввести в сёлах Рождественском Валуйского района, Радьковке Прохоровского района, Жуково Алексеевского района. Очистные сооружения в Алексеевке, Валуйках и Ровеньках. С вводом этих крупных объектов мы решим проблемы, которые нас беспокоят, особенно в прошедшем году был один резонансный случай в Алексеевке.
Мы рассчитываем в текущем году на начало строительства завода керамических изделий в Красногвардейском районе, цементного завода там же, стекольного завода в Белгородском районе, реконструкцию белгородского аэропорта. Рассчитываем на то, что наконец-то будет принято решение о передаче белгородского аэропорта в собственность области. Будут продолжены программы капитального ремонта школ, клубов и домов культуры, больниц и других объектов социальной сферы.
В дорожном строительстве предстоит освоить почти 4 миллиарда рублей, и среди крупных объектов планируется завершение строительства объездной дороги в городе Белгороде, завершение строительства дороги из центра Белгорода в сторону посёлка Комсомольский, объездной дороги в городе Губкине по улице Белгородская. Планируем мы в текущем году возобновить строительство дорог в сельских населённых пунктах - не менее двухсот километров и целый ряд других, более мелких объектов.
Жилья будет построено не менее чем 1 млн м2. Причём индивидуального - порядка не менее 800 тыс. м2, что значительно больше, чем в предыдущем году. Потенциал индивидуального строительства недостаточно используется в Губкинском и особенно в Старооскольском городском округе, где есть все возможности в ближайшие два года утроить масштаб строительства усадебных домов.
В реализации градостроительной политики нам нужно заглядывать далеко вперёд и представлять градостроительный пейзаж области хотя бы до 2040-2050 года. А к этому году, я убеждён, в области будет проживать не менее 2 млн человек, а в двух агломерациях - Белгородской и Старооскольско-Губкинской - порядка 1,5 млн человек, т.е. почти в 2 раза больше, чем сейчас. И надо понимать, что 80% добавленного населения захотят жить в малоэтажных индивидуальных домах. Значит, сегодня нужно думать и принимать решения о дополнительных земельных ресурсах. Я это говорю для того, чтобы ещё раз подчеркнуть ответственность архитекторов, муниципальных органов в принятии текущих градостроительных решений, чтобы всегда помнить и представлять во всей полноте образ того или иного города, села, посёлка, каким он будет выглядеть в 2050 году.
Сейчас в областной Думе рассматривается проект закона "О родовых поместьях". С его принятием у нас стартует программа поддержки родовых усадеб. Это новое направление в организации жилого пространства, которое приобретает всё больше сторонников и является естественной реакцией русских людей на избыточную урбанизацию. И мы с пониманием будем относиться к этой инициативе.
В текущем году после глубокой предварительной проработки стартовал проект по коренному преобразованию среды обитания жителей области, который так и называется "Зелёная столица". Название говорит само за себя. Если сегодня парки являются небольшими островками в городах и селах области, то завтра, по замыслу проекта, вся область должна стать единым парковым пространством. Надеюсь, эту программу поддержат и примут в ней активное участие все жители нашей области. Ибо главный ресурс и условие успешного осуществления проекта "Зелёная столица" не деньги и не материальные ресурсы, а активность наших жителей, предприятий, учреждений, трудовых коллективов.

Мы твёрдо стали на путь инновационного развития
Говоря о будущем российской экономики, Президент России сказал, что мы должны создать умную экономику. Умная экономика сама не приходит. Для её создания необходимо как минимум три фактора: первый - наличие умных людей, второй - наличие условий для их самореализации, третий - наличие спроса на высокотехнологичные товары и услуги умной экономики, то есть наличие умного потребителя. Мы твёрдо стали на путь инновационного развития. Белгородская область благодаря нашим университетам, инновационным компаниям, малому бизнесу и вообще умным людям, которых у нас появляется всё больше, становится серьёзным игроком на инновационном рынке страны. Поиск ресурсов для поддержки инновационного развития мы должны сосредоточить на следующих направлениях. Во-первых, департаменту экономического развития нужно активно и целеустремленно вести диалог с федеральными структурами, привлекая в область с их помощью инвестиционные и интеллектуальные ресурсы. Кстати, сегодня в это же время идёт защита нашего инновационного проекта - парка высоких технологий в Министерстве связи, который инициирован Шишкиным Павлом Евгеньевичем. Я думаю, он будет принят и это будет большое достижение нашей области. Во-вторых, нам предстоит выстроить собственную систему поддержки нового, в первую очередь инновационного, бизнеса путём объединения инициаторов проектов с возможностями: а) крупных компаний; б) органов власти и в) финансовых институтов. По сути дела стоит задача по формированию инновационных округов по аналогии с промышленными, вмонтированными в ведущие наши экономические кластеры: агропродовольственный, горно-металлургический и строительный. Мы впервые ставим перед собой такую задачу. И для её реализации принято решение об организации в структуре правительства области департамента стратегического развития
(Юдин С.В. его возглавил). И департамент экономического развития, и департамент стратегического развития должны в совершенстве владеть искусством управления проектами инновационного развития. (Или, как принято говорить в инновационной среде, менеджментом инновационного проектирования). Управлять будущим - вот высший пилотаж и высший стиль управления.
В целом проблема качества управления является актуальной не только в инновационной сфере, но и во всей системе исполнительной власти области. Наша задача заключается в том, чтобы весь чиновничий аппарат максимально перевести на управление проектами. Каждый чиновник должен быть в составе временных одной или нескольких групп, занимающихся реализацией конкретных проектов. Разница между управлением проектом и простым исполнением служебных обязанностей согласно инструкции очень большая как по содержанию работы, так и по эффективности. Каждый проект имеет конкретное измерение, временные рамки, значит, и работу любого чиновника можно оценить по тому, как выполняются параметры того или иного проекта.
В этой связи нам необходимо перестроить программы по подготовке и переподготовке управленческих кадров, где обучение управлению проектами должно стать главным. (Китай, кстати, начинал именно с этого в конце 70-х - 80-х годах). С другой стороны, чиновники более высокого ранга, я к ним отношу и себя, должны овладеть навыками формулировать поручения и распоряжения в форме проектных заданий, а не в форме обтекаемых общих поручений, исполнение которых невозможно проверить. Например, в этом году мы столкнулись с отвратительной уборкой территорий во время зимы от снега. Почему? Потому что даём общее поручение - убирать снег. А в форме проекта это поручение за редчайшим исключением ни в одном муниципальном образовании не оформлено, не установлено, что надо платить не за отработанное время дворникам и всем, кто занимается этой работой, а за конкретный результат - за чистые улицы, дворы. Что нужно закрепить все территории за подведомственными организациями и чётко зафиксировать в соглашениях, в каком состоянии должны находиться улицы, парковки. То есть системный, проработанный проект. Тогда легко спрашивать, контролировать и легко добиваться результатов. И таких примеров, к сожалению, приводить можно десятки и сотни.

Первое - это честность
Дорогие друзья, все наши экономические, социальные, политические, экологические и прочие проекты будут успешными лишь в том случае, если будет реализован главный проект - проект подготовки кадров, целью которого является формирование постоянно возобновляемой административной элиты области во всех властных и управленческих структурах и включая бизнес. Каждый представитель этой элиты должен соответствовать, по крайней мере, трём основным критериям: первое - это честность, второе - обладать системным панорамным мышлением, третье - главным мотивом для него должно быть удовлетворение результатом собственной работы. Никто не против материальных стимулов, но, на мой взгляд, материальные стимулы должны быть не на первом плане.
Нельзя сказать, что мы не занимаемся подбором и расстановкой кадров, но происходит это несистемно, подчас второпях, под диктовку каких-то обстоятельств, без глубокой проработки, и при этом допускаем зачастую непоправимые ошибки, наносящие колоссальный вред не только экономический, но и моральный. Для того чтобы положить конец такому пренебрежительно-расточительному, субъективному подходу в подготовке кадров, принято решение о создании департамента кадровой политики. Его возглавил Боженов Сергей Андреевич в ранге заместителя губернатора. В сжатые сроки этот департамент должен на основе применения современных информационных, социологических, психопедагогических технологий приступить к реализации системного проекта по подготовке современных конкурентоспособных кадров.

Повышение доступности и качества услуг населению
Уважаемые депутаты, в социальной сфере наши приоритеты на 2010 год остаются прежними: повышение доступности и качества услуг населению области в сферах образования, здравоохранения, культуры, спорта, обеспечения безопасности.
В отрасли образования задачи чётко сформулированы в национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", которая предусматривает:
1. Переход на новые образовательные стандарты;
2. Развитие системы поддержки талантливых детей. Я думаю, что в этой связи нам нужно активизировать школьные олимпиады;
3. Совершенствование через внедрение системы моральных и материальных стимулов отечественного учительства;
4. Дальнейшее развитие школьной инфраструктуры и укрепление материальной базы школ;
5. Сохранение и укрепление здоровья школьников;
6. Расширение самостоятельности школ.
Основные задачи сферы здравоохранения вытекают из национального проекта "Здоровье". Главный критерий оценки работников здравоохранения один - снижение смертности населения, увеличение продолжительности жизни белгородцев.
Смертность за прошлый год у нас составила 14,5 на 1 000 жителей, уменьшилась по отношению к 2008 году. Это лучший показатель в ЦФО после г.Москвы, но мы ещё не достигли даже среднероссийского показателя. А он составляет 14,2. Наша задача снижать этот показатель на одну единицу в год и достичь уровня рождаемости 11,5-12 случаев на тысячу человек.
Почти в два раза увеличился в 2010 году показатель предоставления жилья детям-сиротам.
Что касается увеличения зарплаты в бюджетной сфере, то мы видим, что резервы её увеличения далеко не исчерпаны, прежде всего за счёт совершенствования отраслевой структуры управления, расширения объёма платных услуг и направления части средств на увеличение фонда оплаты труда. Сэкономленных за счёт мероприятий по энергосбережению на объектах бюджетной сферы. Департаментам образования и культуры, здравоохранения, социальной защиты в этой связи совместно с главами местных органов власти необходимо реализовать комплексные меры по повышению заработной платы в бюджетной сфере в течение года не менее чем на 10%.
Задачи по модернизации органов власти предельно чётко изложил Президент РФ на Государственном Совете, посвящённом внедрению информационных технологий, а мы с аналогичной повесткой дня провели заседание правительства в январе текущего года.
В ближайшие три года поставлена задача реализовать амбициозный проект - перевести оказание всех государственных услуг гражданам и юридическим лицам в электронный формат.
Для осуществления перехода на оказание услуг в электронном виде необходимо в ближайшие 2-3 года решить следующие задачи:
1. Устранить так называемое цифровое неравенство районов области, то есть обеспечить равенство доступа к информационным ресурсам всех жителей области независимо от места проживания.
2. В опережающем режиме решать вопросы нормативного и правового обеспечения, особенно в части устранения барьеров в информационном взаимодействии различных органов власти и подготовки самой услуги для представления её в электронном виде.
3. Заинтересовать население области, особенно пожилую его часть, в освоении компьютерной грамоты. Думаю, что решающую роль здесь сыграют молодые люди, молодые белгородцы. С этой целью считаю, что управление по делам молодёжи сможет реализовать очередной волонтёрский проект по ликвидации компьютерной безграмотности.
В этой связи я хотел бы обратиться к своим коллегам - чиновникам, сидящим в этом зале и за его пределами, и сказать, что нам нужно повышать собственную компьютерную грамотность. И результативность нашей работы должна определяться не количеством установленных компьютеров в кабинетах на рабочих столах, а позитивным социальным резонансом со стороны населения и предпринимательских структур области.
Одновременно в практике реализации управленческих функций исполнительной власти широко должны применяться информационные технологии. С этой целью предлагаю создать при администрации губернатора области специальный центр по подготовке, внедрению информационных программных продуктов, позволяющих на порядок повысить качество и эффективность управления всех без исключения структур и уровней исполнительной власти области.

Мы должны достучаться до русской души
Уважаемые друзья! Как видите, задачи, которые нам предстоит решать в текущем и в последующие годы, требуют от нас новых экономических, технологических, управленческих решений, творческого, новаторского подхода. Это, безусловно, правильно, и мы, кто работает в системе исполнительной власти, готовы это продемонстрировать. Но достаточно ли этого?
Масштаб предстоящих задач по содержанию, объёму, а главное, по новизне, таков, что решить их без подъёма социальной активности населения, их энтузиазма, добровольчества, если хотите, невозможно. Мы должны достучаться до нашего "секретного оружия". Название этого оружия хорошо известно и называется оно русская душа. Задействовав его в полной мере, мы получим колоссальный выброс социальной энергии, направленной на решение задач, поставленных Президентом и временем. Мы получим то, что всегда появлялось в истории нашей страны при решении масштабных задач, и называется оно - солидарное общество.
Год назад мы впервые подняли тему качества человеческих отношений как основного фактора улучшения качества жизни. И не ошиблись. Эта тема оказалась близкой для многих, получила широкий отклик, вылилась в дискуссии. Люди стали предлагать различные способы улучшения отношений между людьми, между властью и гражданами на конкретных примерах. Начался хороший диалог.
Особое звучание проблема человеческих отношений приобретает сегодня на фоне продолжающегося кризиса, изначальная причина которого, как утверждают серьёзные учёные, находится не в сфере финансовых и экономических отношений, а значительно глубже и связана с духовно-нравственной деградацией общества.
Конкуренция, которую мы старательно культивируем в себе, экономике, человеческих отношениях может наделать множество бед, если общество отстаёт в духовном и нравственном развитии.
Становится всё очевидней, что не капитал, не труд, не прибавочная стоимость и прочие догматы рыночной экономики создают благополучие, богатство и ценности, а создаёт их человек, который сам по себе является высшей ценностью.
Поэтому на смену рыночной, конкурентной модели экономических отношений идёт, пробивает первые ростки новая, пока без названия, экономическая модель. И неважно, как она будет называться - постиндустриальной, информационной или иначе, важно то, что у неё будет справедливое, нравственное содержание. Главное не только цель - получение прибыли, но и миссия, которая выше цели, а это благополучие работника, трудового коллектива, территории, природы.
Ускорить приход новой экономики может только активное, сплочённое, целеустремлённое общество, иными словами - солидарное общество.
Для создания такого общества я и предлагаю всем вместе нам поработать. И это будет модернизация общества по-белгородски.
Уверен, что у нас должна появиться программа формирования солидарного общества, как в своё время была подготовлена и принята Программа повышения качества жизни белгородцев.
А формулу солидарного общества озвучил более 100 лет назад великий русский философ Николай Фёдорович Фёдоров, который сказал, цитирую: "Жить не для себя, не для других, а со всеми и для всех". Глубокий смысл в этих словах соответствует нашему русскому менталитету.
Призываю всех белгородцев прожить 2010 год с пользой для себя, для Белгородчины и во благо Отечества нашего.

 #

Печально все это...

Мне не понятно при каких делах философ Федоров? Выдернуть цитату. Это что страх пред неизбежным будущим? Федоров говорил и другое: Мы поймем ЕГО тогда когда будем всеединым существом, когда единство не будет противостоять обществу, а самостоятельность личности, вражде.
Другое дело о чем говорит наш уважаемый губернатор, и к кому он обращается? Он обращается к друзьям.
Друзья ! Помогите губернатору избежать духовной деградации общества.
Уважаемый губернатор, выходите из своих кабинетов и идите непосредственно в трудовые коллективы, к общественности, к сиротам и вдовам,к простым людям, которых в том числе и Вы считаете своими друзьями. Посмотрите что у них на обед, какой семейный бюджет, где они работают и что им нужно. Друзья познаются в беде...
Повышая налоги, сборы, Вы конечно думаете о друзьях, которые не для себя, не для других, а для всех...

 

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
КАПЧА
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина