Присоединяйтесь

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Город с несгибаемой волей

large_verh_sprava_0.jpgВОСПОМИНАНИЯ ЖУРНАЛИСТА О ПЕРВЫХ МАССИРОВАННЫХ ОБСТРЕЛАХ В ШЕБЕКИНО

Год назад нацформирования ВСУ стали наносить массовые удары по нашей области, и первым под обстрелы попал город Шебекино. Жителей пришлось вывозить прямо под обстрелами. Одни поселились у родственников, другие — в пунктах временного размещения граждан. В Белгородскую область потянулись фуры с гуманитарной помощью со всей страны. И всё это время белгородские журналисты работали, чтобы рассказывать о том, что происходит с городом и его жителями. О том, что было год назад, вспоминаем на страницах «Белгородских известий».
Били по мирным
Я всегда любил Шебекино и считаю, что это один из самых красивых маленьких городов не только в нашей области, но и в стране. Чистые аккуратные улицы, уютные дома, ухоженная набережная и свой, ни с чем не сравнимый стиль выделяют этот город из ряда других. Делают его самобытным и очаровательным.
Но сейчас при слове «Шебекино» представляю совсем другую картину, которую наблюдал ровно год назад: пустые, вымершие улицы, горящие, тлеющие дома, разбитые осколками окна, витрины. Возле повреждённого здания слева от площади мы сидим на скамеечке с коллегой — Сашей Коробовым, и он с интересом рассматривает осколок, застрявший в металлическом профиле скамейки. Ковыряет его пальцем и говорит:
— А мы как раз тут под обстрел попали…
Обстрелы Белгородской области начались с самого начала СВО. Вскоре в некоторых приграничных населённых пунктах, таких как Журавлёвка и Нехотеевка, объявили режим чрезвычайной ситуации. Да и в сам город Шебекино прилетало не раз. Причём били нацисты всегда в те места, где могло быть максимальное количество людей. Доставалось физкультурно-оздоровительному комплексу, рынку, детскому магазину, но обстрелы были не интенсивными, хоть и регулярными.
Массированные обстрелы начались с прицельного удара по пункту временного размещения граждан в пригороде Шебекино. 30 мая из ствольной артиллерии нацисты ударили по жилым корпусам, где находились женщины и дети. От больших жертв уберегла случайность. Первый снаряд ударил в административный корпус, и люди успели выбежать из спален в укрытия. Второй снаряд прилетел в жилой корпус, когда там никого не было. К сожалению, тогда погиб охранник ПВР, а женщин и детей успели вывезти в безопасное место.
Взаимовыручка и отзывчивость
Ночью 31 мая ВСУ нанесли массированный удар из реактивных систем залпового огня по Шебекино. Очевидцы, с которыми мы общались, вспоминали, что посреди ночи стало светло, как днём. В городе вспыхнули пожары, а взрывы следовали один за другим. У кого был свой транспорт — спешно покидали Шебекино, остальные ждали помощи. Уже позже станет известно, что нацисты обрушили на город более 200 снарядов и ракет.
В тяжёлый момент люди проявили взаимовыручку и невероятную отзывчивость. Шебекинцев из-под обстрелов вывозили сотрудники МЧС, администрация, полицейские и бойцы территориальной самообороны. Всё осложнялось тем, что нацисты из ВСУ прицельно били по автобусам, и отправлять на пассажирском транспорте людей не представлялось возможным. К шебекинцам присоединились волонтёры со всей Белгородской области. Они на своих машинах прорывались в атакуемый город и с риском для жизни привозили воду и еду оставшимся, а также вывозили желающих оттуда.
Шебекинцев размещали в ПВР по всей области, но большую часть расселили в Белгороде. Вся страна откликнулась на трагедию: фуры с гуманитарной помощью шли из Воронежа, Курска, Орла, Москвы и других регионов. Покинувшим город мирным жителям раздавали всё, от одежды и продуктов до постельного белья и химии. Правительство области нашло возможность оперативно произвести выплаты пострадавшим от обстрела. Все с болью в сердце ждали изменения оперативной обстановки.
Опустевший город
В те жаркие июньские дни Шебекино представлял собой жутковатое зрелище. Помню, как мы приезжали туда работать и прислушивались к каждому звуку, чтобы успеть спрятаться в случае обстрелов. Как прятали машины под деревья, чтобы их не заметили вражеские дроны и не ударили прицельно по журналистам. Как сейчас вижу опустевшие улицы, по которым бегали стаи собак, и чувствую запах гари.
Сажа и копоть пропитали в городе практически всё. Куда бы ни направился, везде пахло гарью, а иссечённые осколками, частью выгоревшие дома зияли провалами разбитых окон, вывороченных рам и дверных проёмов. Страх витал в городе, потому что в любой момент солнечный день мог превратиться в ад из-за очередного обстрела ВСУ. Но, несмотря на это, часть жителей осталась в родном городе.
Несколько дней в городе не было воды, электричества. Помню, как пожилая женщина показывала нам дорогу к речке, где они, оставшиеся в городе, набирали воду для стирки и бытовых нужд. Питьевую воду и еду им привозили волонтёры, сотрудники администрации и бойцы территориальной само­обороны. А жители, переждав в укрытиях очередной обстрел, выходили на улицу, чтобы посмотреть, кто остался, и показать, что они живы.
Удивительно, но даже в это время в городе не прекратили работу два магазина. У людей была возможность купить самое необходимое. И эти торговые точки, эти люди, выживающие под обстрелами, стали духом Шебекино, его несгибаемой волей.
Возрождение шаг за шагом
Через несколько дней наша армия смогла отогнать артиллерию и реактивные системы врага на более-менее безопасное расстояние. Город сразу начали восстанавливать, зазвучал лозунг «Шебекино не склоняется». 5 июня восстановили подачу электроэнергии, через день или два — водоснабжение. Нам как журналистам жутковато было тогда смотреть, как коммунальщики в ещё пустом городе забираются в люки, включают воду, проверяют напор. При этом не забывают посматривать в небо, потому что в тихом безоблачно-синем пространстве таились смертельные угрозы. Именно там висели дроны врага, ищущие любое движение, оттуда летели потом ракеты и снаряды на мирные кварталы.
Несмотря на ежеминутно подстерегающие опасности, в разных концах города начали появляться восстановительные бригады, разбирающие завалы. Большинство строителей были из Шебекино, позже на помощь им пришли и коллеги со всех уголков области.
К тому моменту к запаху гари прибавился и запах гнили. Продукты в отключённых холодильниках пропали, и люди, приезжая в город, выкидывали их на улицы. Администрация городского округа с этим справилась на отлично: мусоровозы в экстренном порядке вывезли все пищеотходы.
Через пару дней муниципальные и государственные служащие, надев бронежилеты и каски, поехали в Шебекино, чтобы описать ущерб, нанесённый городу. Полного масштаба разрушений ещё даже никто не представлял, и чиновники в бронежилетах на солнцепёке тщательно переписывали повреждения — улица за улицей, дом за домом.
«Даже цветы не бросают»
Вскоре в город стали возвращаться жители, потихоньку восстанавливать разрушенное. Началась масштабная кропотливая работа. Отчётливо запомнилось, как журналист Первого канала, поехавший с нами в Шебекино, увидев работников благоустройства, поливающих клумбы, удивлённо присвистнул:
— Это невероятные люди! Даже цветы не бросают!
Шебекинцы действительно не бросили ни цветы, ни животных. Волонтёры, сотрудники администрации возили в город корм для бесприютных собак и кошек. Принимали заявки от хозяев, перелезали через заборы и кормили животных.
Тогдашняя трагедия оказалась страшной, но была лишь началом массированных обстрелов нашего региона. Под удар нацистских формирований ВСУ попали Уразово, Валуйки, Грайворон, Белгород. И уже ни у кого не осталось сомнений в террористической сути режима нынешней Украины, прицельно бьющего по жилым кварталам.
Но ещё та трагедия высветила невероятные истории мужества, самоотверженности и взаимовыручки. Когда, казалось бы, посторонние люди ехали на помощь жителям попавшего под обстрелы города. И теперь шебекинцы с уверенностью говорят: «Мы всё восстановим и отстроим». Главное — не забыть подвиги земляков, потому как они — не меньшее богатство нашего региона.

 

Алексей Стопичев

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина