Присоединяйтесь

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Школа мужества

large_glavnyy_3_3.jpgЧТО ВСПОМИНАЕТ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ БАМА НИКОЛАЙ КОВАЛЁВ ИЗ КОРОЧАНСКОЙ ДАЛЬНЕЙ ИГУМЕНКИ

День Железнодорожных войск в РФ отмечается 6 августа. Эта дата установлена указом Президента РФ от 19 июля 1996 года. Но история железнодорожных войск России ведёт свой отсчёт с 6 августа 1851 года, когда император Николай I утвердил Положение о составе управления Санкт-Петербургско-Московской железной дороги. Важнейшим этапом в истории этих войск стало их масштабное участие в строительстве Байкало-Амурской магистрали. «Белгородские известия» поговорили с генерал-майором железнодорожных войск Николаем Ивановичем Ковалёвым, который много лет посвятил БАМу и был командиром бригады на одном из самых сложных участков.

Дорога на БАМ
Николаю Ивановичу через полгода исполнится 80. Большую часть жизни он провёл на военной службе и в постоянных переездах — строил различные объекты от Урала до Байкала.
— Я с 10-летнего возраста знал, что буду офицером. Это моё! — говорит генерал-майор.
В военной форме изумрудно-зелёного цвета, с орденами и медалями он выглядит намного моложе — прямой взгляд светлых глаз, военная выправка, высокий и красивый, со спокойным, но с таким уверенным голосом, что сразу чувствуется: перед тобой настоящий командир.
У Николая Ивановича пятеро внуков и трое пра­внуков. Ковалёвы — династия военных: два сына, зять и внук военнослужащие. Старший сын С­ергей — старший прапорщик, железнодорожник, служил на БАМе вместе с отцом шесть лет, потом стал пограничником, а младший Андрей — полковник, сейчас живёт в Москве. Оба сына уже на пенсии, на заслуженном отдыхе.
— Служить в ж/д войсках — это как служить в морской пехоте, не менее почётно: здесь обеспечивают тыл нашей армии, отвечают за нацбезопасность страны и, главное, за её обороноспособность. Железнодорожники ещё во время войны строили и разминировали рельсы, да и в мирное время их работа не менее ответственная, — говорит генерал-майор.
Николай Иванович родился в Харькове 1 декабря 1943 года. В 1960 поступил в Ленинградское высшее ордена Ленина Краснознамённое училище железнодорожных войск и военных сообщений имени М. В. Фрунзе (сейчас это Военный институт железнодорожных войск и военных сообщений. — Прим. авт.). Лейтенантом приехал на службу в Красноярск, где стал командиром взвода путейцев.
В то время строили железную дорогу Абакан — Тайшет, «трассу мужества» (участок Южно-сибирской магистрали. — Прим. авт.), продолжение железной дороги Новокузнецк — Абакан, строившейся в 1958–1965 годы на территории Красноярского края, Хакасской автономной и Иркутской областей. Эта дорога напрямую связала Кузбасс с Дальним Востоком. Прослужив пару лет, по состоянию здоровья вынужден был уволиться в запас. Вернулся в Харьков, в 1969 году заочно поступил в Харьковский институт инженеров железнодорожного транспорта, в 1972 году был снова призван в железнодорожные войска. В Харькове работал замкомандира роты по технической части, главным инженером батальона, был начальником планового и производственного отделений соединения. Во время службы участвовал в строительстве вторых путей как на Украине, так и в России: в Саратовской области, Волгограде, Солекамске, Перми, Петрозаводске.

Бамовский путь
В 1985 году рванул на БАМ, где, как рассказывает Ковалёв, и сложилась его основная карьера:
— 25 мая 1985 года из Тынды прилетел вертолётом в Верхнезейск — небольшой посёлок в Зейском районе Амурской области, в котором прослужил шесть лет.
С этого момента, по словам Николая Ивановича, и началась настоящая бамовская жизнь. Он попал как раз на завершающий период строительства магистрали.
— Я знал, что такое железные дороги и как они строятся. Но когда меня привезли на этот участок, на бамовский путь, мне даже захотелось плакать.
Территория посёлка расположена в зоне вечной мерзлоты, условия как для работы, так и для сельского хозяйства были тяжелейшими. По ночам здесь морозы доходили до 50 градусов. Стоя подчас по колено в воде, строители вгрызались в горы, отсыпали дорожное полотно, укладывали рельсы. Работали и в лютый мороз, и в весеннюю распутицу. В 1962 году знаменитый бард Юрий Визбор написал песню «Абакан — Тайшет», в которой воспел безумную работу путеукладчиков:
От Тайшета к Абакану
Не кончаются туманы,
По туманам до Тайшета
Тянем мы дорогу эту.
Но у Николая Ивановича был настрой как у Высоцкого: «Пусть он хмур был и зол, но шёл». На своём участке он отвечал практически за всё: за строительство искусственных сооружений, отсыпку земляного полотна, укладку пути, установку опор электроснабжения, автоблокировку и связь и строительство башкирских посёлков. Только в подчинении у Николая Ивановича работало около двух тысяч человек, штаб, шесть заместителей. Там же проводили и учения.
— Великая ответственность была на нас, на наших плечах. Несмотря на небольшой размер посёлка, здесь было всё необходимое для жизни и работы: шесть пятиэтажных домов, два магазина, два детских сада, школа-одиннадцатилетка, станция биологической очистки, насосные скважины по 600 м, которые качали артезианскую воду, мощная котельная. А какая природа, сколько ягод в тайге: брусника, черника, голубика, малина, чёрная смородина, йошта, жимолость! А грибов сколько… До 9 мая ещё морозы, а после — тепло приходит. И очень жаркое лето — это же Дальний Восток…
Был он и в селе Бомнак, в Зейском районе, в котором проживал Дерсу Узала — коренной житель Уссурийского края, охотник, проводник и участник знаменитых экспедиций штабс-капитана, русского путешественника, географа, этнографа, писателя и исследователя Дальнего Востока — Владимира Арсеньева.
На полгода ездил на службу в Белоруссию, но затем вернулся на БАМ, как раз к сдаче пускового комплекса Зейск — Тунгала. После успешной сдачи объекта в 1989 году, последнего пускового комплекса, который находился на участке Тында — Комсомольк-на-Амуре, Ковалёв получает очередное назначение комбригом на Урале, затем едет в Екатеринбург, где его назначают заместителем командира корпуса, в который Николай Иванович когда-то ещё совсем молодым лейтенантом приехал из Ленинградского училища.
Проработав несколько лет в Екатеринбурге, в начале 90-х, после кардинальных изменений в стране — вернулся на родину, в Харьков. Затем пере­ехал в Белгород — строить дома. Здесь же познакомился с директором завода металлоконструкций Борисом Ивановичем Почупайло, с которым проработал много лет.

Романтика тайги
Когда Николай Ковалёв служил в Красноярске, он в поезде случайно встретил свою будущую жену:
— Захожу в вагон, а там девушка, сидит и держит в руках кусок чёрного хлеба, намазанного чесноком. И мне тоже вдруг так захотелось! Я ей говорю: «Дай!», а она мне в ответ: «На!» — и легко поделилась своим обедом.
Девушку звали Марина. Она стала первой женой будущего генерал-майора. Вместе они прожили 37 лет, вырастили двоих сыновей, и она ездила за мужем везде, куда бы ни отправила его военная служба.
К сожалению, Марина много болела и не дожила до преклонных лет. Лишь спустя три года после смерти супруги генерал-майор решил жениться во второй раз. Сейчас, уже на пенсии, они с Натальей Васильевной, с которой вместе уже почти 20 лет, сажают огород, держат теплицу и выращивают свежие овощи для себя и родных.
— Моя задача на сегодня — полить огурцы, — докладывает генерал-майор.
Бамовское братство
Недавно в Дальней Игуменке собирались бывшие участники стройки века: в селе есть целая улица, где живут бывшие бамовцы, около 40 человек.
— Ещё есть около 40 военных бамовцев, которые живут по всей области: Белгород, Строитель, Шебекино, — делится генерал-майор. — Мы собираемся иногда, по возможности, и вспоминаем годы, проведённые на стройке. У меня очень много осталось товарищей из Москвы, Екатеринбурга. Я езжу на различные конференции, где собираются ветераны.
— Бамовцы — это люди, преданные советскому строю, которые отозвались на призыв партии и правительства поехать туда, в глухую тайгу. Самые первые поехали на стройку прямо с комсомольского съезда. Жили сначала в 50-местных палатках, отапливаемых буржуйками, или в вагончиках, на жутких морозах, когда волосы примерзали к стенкам…
На груди Николая Ивановича блестят две медали: «Ветеран железнодорожных войск» и «Ветеран Вооружённых сил РФ». Есть и множество других наград, но этими генерал-майор гордится больше всего, ведь годы, проведённые на стройке Байкало-Амурской магистрали — это большая школа мужества.
А ещё мечтает, чтобы всех, с кем он служил и работал на БАМе, провезли на поезде по дорогам, которые они строили много лет — от Тынды до Комсомольска-на-Амуре.
…И лишь иногда, тёмными ночами, ему слышится гудок паровоза, который уносит длинный состав вдаль, по Дороге мужества, созданной миллионами человеческих рук…

СПРАВКА
Идея проложить железнодорожные пути через треть страны по­явилась ещё в начале XIX века. Строительство Байкало-Амурской магистрали началось в далёком 1891 году и волнообразными скачками то затихало, то вновь возобновлялось.
1974-й считается годом второго рождения БАМа, когда вышло постановление «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали», после чего развернулись строительные работы: предстояло проложить около 4 200 км. XVII съезд ВЛКСМ объявил БАМ Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Основную часть дороги строили более 12 лет — с 5 апреля 1972-го по 27 октября 1984 года.
1 ноября 1989 года были сданы в эксплуатацию последние 54 километра. Железная дорога, затронувшая Восточную Сибирь и Дальний Восток России, имеет протяжённость 4 324 км, большая часть которой проложена в зоне вечной мерзлоты. Магистраль пересекает 11 полноводных рек и проходит через семь крупных горных хребтов. Кроме того, стратегическим преимуществом БАМа перед Транссибом является прохождение линии в глубине страны, на расстоянии 700–1 000 км от государственной границы.

 

Елена РЖЕВСКАЯ

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина