На границе с Украиной, между скифскими курганами, журналисты нашли райскую жизнь.
Добираться до Земного Рая лучше на тракторе. Об этом знающие люди нас предупреждали, но мы поехали на «Жигулях». И чуть не поплатились за своё легкомыслие. Первая же лужа, вполне дружелюбная на вид, оказалась такой глубины, что и батискафу «Мир» слабо не показалось бы…
На краю России
Расположилось это благословенное селение между скифскими, как утверждают местные историки, курганами, на самой границе с Украиной. Со всех сторон окружено лесом, и само утопает в зелени. В самом своём начале раздваивается и образует как бы два хутора, так что его конфигурация напоминает латинскую букву «v». Жители так и говорят: на «том» хуторе, на «этом» хуторе, имея в виду какую-то одну часть своего населённого пункта.
Но вблизи таким уж привлекательным хутор Земной Рай не показался: пустые глазницы покосившихся избёнок, сорванные с петель ворота и заросшие чертополохом палисадники производили гнетущее впечатление. Казалось, люди навсегда покинули это местечко. Но со слов работников администрации Козинского поселения, в пределах которого расположен хутор, мы знали, что сейчас здесь проживают одиннадцать семей, если так можно выразиться. Потому что в некоторых домах - по одному человеку.
Жилой дом вскоре и обнаружился. Вид у него был вполне добропорядочный, а перед воротами стояла детская коляска, заглянув в которую, мы увидели упитанного розовощёкого младенца. Тут же на шум со двора вышла юная ещё хуторянка в довольно легкомысленном одеянии. Но настроена она была отнюдь не дружелюбно - фамилию свою назвать отказалась, только имя сообщила: Таня - и сразу поставила условие: «Пусть сначала глава Козинской администрации сделает дорогу, а потом будем разговаривать». Потом всё же оттаяла немного и рассказала, что живёт здесь с мамой и братом. Ей 25 лет, училась и работала, а потом с ребёнком, которому сейчас пять с половиной месяцев, вернулась на хутор. Жить здесь ей в целом нравится, хотя «условий никаких: магазина нет, на машине отсюда не выедешь». Поэтому всё необходимое, вплоть до памперсов, ей привозит «невестушка». К главе Козинской администрации у неё особая неприязнь: «Когда мы зимой сюда приехали, он даже дорогу не соизволил почистить. Ни света, ничего он не проводит…»
Здесь будет хутор заложен
Историю возникновения хутора Земной Рай Татьяна не знала. Посоветовала зайти к хуторянке Гаврисенко: «Она всё знает».
Об Анне Михайловне мы и сами были уже наслышаны в Козинской администрации. В начале пятидесятых годов прошлого века она вышла замуж за жителя Земного Рая Юрия Петровича. Многие годы её муж, имевший телефон, был как бы связующим звеном между хутором и местной властью. Не так давно он умер, и его роль перешла к Анне Михайловне.
- Приехал сюда один дядька из Глотово (сама Анна Михайловна из Понуров - Е.Д.) и так назвал - Земной Рай. И пошли селиться люди, и застроили этот хуторок, - изложила она свою версию возникновения хутора.
Местные же историки уверяли нас, что последняя волна поселенцев заняла эти места во время столыпинской реформы в начале XX века. Это стало известно из рассказа самого старшего жителя хутора Земной Рай Ильи Яковлевича Гаврисенко (1927 года рождения). Его дед решил вывести свой земельный надел из центра села Козинка на хутор, где были все условия для развития хозяйства: плодородная земля, луг для выпаса скота, строевой лес, дрова. Первые жители современного хутора и дали ему такое название.
А вот автор этих строк нашла в Интернете ещё одну версию возникновения Земного Рая:
«Мой дедушка Василий Григорьевич Шутенко, уроженец села Козинка Грайворонского уезда Курской (ныне Белгородской) области, всю жизнь мечтал о земном рае, - написал белгородец Иван Григорьевич Шутенко. - Вернувшись домой с фронта империалистической войны, дед не примкнул ни к белым, ни к красным. Он и ещё несколько его ровесников решили жить коммуной, назвав её «Земной рай».
Совместно обрабатывали несколько десятин земли, обзавелись лошадьми, имели коров, домашнюю птицу, посадили сад. Женщины готовили еду, дети помогали взрослым пасти скот и стеречь ночью лошадей. Но скептики и недоброжелатели издевательски относились к коммунарам, угрожали.
Вскоре коммуна перестала существовать, была создана сельхозартель - колхоз имени Калинина. Дедушке выделили под подворье земельный участок на окраине села, ближе к полям, заливному лугу. В конце огорода, где пробивался родник с ключевой водой, дедушка оборудовал криницу, водой её пользуются люди вот уже более 80 лет. Недавно внуки обновили криницу, а местный священник освятил родник на долгую жизнь».
Какая из этих версий соответствует действительности, сказать трудно. Да это и не важно: вряд ли в ближайшее время хуторяне соберутся отлить в бронзе статую своего основателя. Важно, что хутор до сих пор не исчез с лица земли, как многие другие хутора и даже сёла, а продолжает жить своими радостями и заботами. Хоть давно уже официально и не называется Земным Раем. А стал просто вторым Заречьем - первое немного ближе к центру поселения. Однако сами хуторяне, да и все остальные грайворонцы, по-прежнему называют его Земным Раем. Только как самих хуторян называть, никто не знает. И на ум ничего более благозвучного, чем земнораевцы, не приходит.
Райская жизнь
Когда Анна Михайловна поселилась в Земном Раю, у неё один за другим родилось трое ребят. И она сначала работала в детском садике. А потом пошла на свёклу. «Тогда тут буряки сеяли», - пояснила она. И женское население хутора на них в основном и работало.
Тут было 56 дворов, рассказала Анна Михайловна. И в каждом дворе - по двое-трое ребятишек.
- Все, как идут, говорят: «О, света нет - детей делают!» - смеётся старушка.
Нынешнее же положение хутора Анну Михайловну печалит. Ей грустно видеть, что многие дома заброшены. Дети зовут её к себе: бросай всё, приезжай. Но старушка родные пенаты бросать не торопится. Свою задержку объясняет тем, что хату б продать надо. «Но как продать?..» И ни печали, ни сожаления в этих словах.
Безусловно, покидать дом, в котором прожил всю жизнь, трудно. По всему видать, далеко не равнодушна Анна Михайловна к хутору. В домах электрическое отопление, рассказала она. Его предложили взамен газового. Кто захотел, того подключили. Анне Михайловне электрическое отопление нравится: «Кнопку включил, и всё». Однако «и котёл не выкинули». Хотя поначалу хозяйка была против него: «Дед, выкинь!» Но когда ударили морозы, а электричество отключилось на пять дней, поняла, что ошибалась: «Дров нанесли, и топим себе».
Вода в Земном Раю только в колодце. В районе поговаривают, что тутошняя вода целебная. Поэтому, мол, хуторяне редко болеют и живут дольше, чем остальные грайворонцы.
К тому же у Анны Михайловны хозяйство - семь кур и козочка. Раньше, конечно, больше было. Даже на продажу оставалось. Молоко с удовольствием брали жители соседнего украинского села Александровка.
Международные контакты
До Александровки от Земного Рая рукой подать - только через речку переправиться. И с ней у хуторян более тесные связи, чем с Козинкой. За продуктами ли, к врачу - местные жители едут в украинскую Александровку. И там им ни в чём и никогда не отказывают. Правда, недавно на границе натянули колючую проволоку, но ни украинцев, ни русских она не смущает. Потому что пограничники весьма лояльно относятся к международным контактам своих соотечественников.
Хотя пограничные инциденты порой случаются. В основном из-за одного казуса - дорога к Земному Раю проходит через украинскую территорию. Однажды сына Анны Михайловны «там, возле речки, часа два мусолили». Добивались документа на ребёнка: «Может, ты его своровал». В конце концов нарушителю границы это надоело, и он заявил: «Стреляйте, а я поехал к матери». Стрелять, понятно, никто не стал.
И саму Анну Михайловну украинские пограничники задерживали. Даже изъяли у неё паспорт и предложили проехаться в Писаревку. Она отказалась, а через несколько дней получила назад свой паспорт. После этого российские пограничники её научили паспорт никому не давать, а только из своих рук показывать. Так теперь старушка и делает.
Но расположение дороги не только пограничные инциденты порождает. Из-за этого её и благоустроить невозможно. Даже чистить - и то не с руки. Сюда вообще разные службы едут с неохотой. Так, наша собеседница никак не может добиться от БТИ, чтоб обмерили её дом на предмет оформления техпаспорта. «Дождь брызнет, совсем не приедете», - умоляет инспекторов старушка. Но пока безрезультатно.
Тем не менее, интерес к Земному Раю не пропадает. Совсем недавно здесь были проданы два дома - за 170 и 70 тысяч рублей. Правда, под дачи.
И молодёжь на хуторе есть, хотя и в небольшом количестве - четверо, по словам Анны Михайловны. Двое из них - парень и девушка - работают в Белгороде охранниками. И трое детей имеется.
Расставаясь с Анной Михайловной, мы попили из её колодца водички и с собой набрали. А на дорогу получили от гостеприимной хозяйки огурчиков и кабачков. Наверное, тоже целебные, порадовались мы.
- 3303 просмотра
Про Земной рай.
Прочитал я эту добрую статью про Земной Рай и словно побывал на своей малой родине! Ведь почти 80 лет назад я родился в той самой Александровке. Она вызвала приятные воспоминания о тех местах, местах моего босоногого детства. Вброд через мою милую Ворсклу - и я в ЗАРЕЧЬЕ! Судьба бросала меня по стране, и где бы я не был, всегда моя малая родина была в моём сердце. Спасибо вам журналисты Е.Доманова и А. Тараник за эту хорошую статью!. Ваш благодарный читатель.
Отправить комментарий