Воспитание молодёжи всегда являлось очень важным общественным процессом. Именно от молодёжи в первую очередь зависит будущее России. Да что там говорить - молодые люди этим будущим и являются. Какими они вырастут и чему их учат? Об этом шёл разговор с гостем редакции Ксенией Валерьевной Голуб. Она - директор Духовно-просветительского центра во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
- Ксения Валерьевна, ваш Центр сильно отличается от светских образовательных и воспитательных учреждений. Какие методы вы используете в своей работе?
- Главный принцип - духовно-нравственное воспитание. В рамках его мы и стараемся проводить нашу работу. В Центре есть галерея - мы постоянно делаем выставки различных работ в технике графики, акварели. Проходят и фотовыставки. Мы отбираем работы художников, фотографов, иконописцев. Причём отбор работ не подразумевает только лишь духовную направленность. Всё, что несёт заряд доброго, светлого, выставляется у нас. При этом выставляем мы не только мэтров. Сейчас, например, у нас переговоры с молодым начинающим фотографом, мальчику лет 18 и у него очень интересные фотографии. Он снимает эпизоды из жизни сегодняшней молодёжи. Его работы замечательны тем, что там есть как фотографии-предупреждения, показывающие, к чему не нужно стремиться, о чём надо задуматься современному поколению, так и замечательные, позитивные зарисовки из жизни молодых людей. Многие говорят: ой, сейчас молодёжь не та, что раньше! Вот раньше было... А я не согласна. Очень много хорошего у нашей молодёжи. И потому эта выставка будет интересна не только представителям молодого поколения, но и людям более зрелого возраста. Именно тем, кто ругает нынешнюю молодёжь. Пусть посмотрят, что не всё так плохо и однозначно.
Наряду с различного рода выставками мы проводим лекционные занятия и экскурсии по центру и храмовому комплексу. Сейчас делаем открытую лекцию для студентов и школьников. Идёт Год Франции в России, и мы сделали лекцию с показом слайдов о православных святынях Франции. Мало кто знает у нас в стране, что такие известные духовные святыни, как терновый венец Спасителя, Покров Богородицы находятся во Франции.
Такое раскрытие темы оказалось очень интересным для ребят.
Есть у нас и собственный киноклуб. В его рамках по пятницам проходят кинопоказы. И здесь мы решили не ограничиваться студенческой
аудиторией и собираемся привлекать также людей более старшего поколения, а также детей. Есть, например, замечательный мультипликационный фильм - работа студентов ВГИКа «О Петре и Февронии». Этот мультик озвучен ребёнком. Вот хотим устроить показ для воспитанников детских садов. Надеемся, что им мультфильм очень понравится.
Ну, и очень хорошо, что для всех наших задумок Центр обладает нужными площадями. Есть даже конференц-зал на триста пятьдесят мест. Там будут проходить Иоасафовские и Макарьевские чтения. Совместно с институтом культуры планируем провести конференцию по творчеству Станиславского.
Мы ждём в 2011 году открытия виртуального музея. Благодаря специальному оборудованию все жители Белгородчины, которые посетят наш Центр, получат возможность виртуально побывать в любом музее мира. Это потрясающая возможность. Уже сейчас есть договорённость с Русским музеем о предоставлении нам более четырёхсот мультимедийных программ для всех слоёв населения. В том числе и для маленьких детей, и людей слабовидящих. Мы живём в век информационных технологий. Потому возможности для получения информации расширяются в разы.
- Вы упомянули киноклуб. А как он работает?
- Мы организуем кинопоказы с обязательным обсуждением тех фильмов, которые никогда не покажут ни по телевизору, ни в кинотеатрах. К сожалению, все фильмы такого направления - патриотического, нравственного наполнения показываются в основном в рамках крупных кинофестивалей, которые проходят в Москве, Санкт-Петербурге. А вот жители глубинки практически не имеют доступа к такого рода кино.
- Фильмы такой направленности, как «Остров» Павла Лунгина?
- Да. Но «Остров» - счастливая случайность. Фильм всё же дошёл до широкого зрителя. А в основном такого плана фильмы у нас не выходят в широком прокате. И потому у нас есть договорённость с руководителями кинофестивалей: «Золотой витязь» (председатель Николай Петрович Бурляев - народный артист РФ), «Встреча», «Лучезарный ангел» (под патронатом супруги президента РФ Светланы Медведевой) о том, что мы будем брать фильмы - лауреаты кинофестиваля и устраивать открытый показ. Вот мы и стараемся показать молодёжи хорошее доброе кино.
- А самой молодёжи эти фильмы интересны? Всё-таки это не кассовое кино.
- На удивление, ребят очень интересует подобное кино. У молодых часто возникают ситуации, вопросы, на которые даже не каждый взрослый сможет ответить. То ли нет времени или желания, то ли сам ответа не знает. И каждый в своей жизни сталкивается со сложностью, с несправедливостью. А эти фильмы предлагают ответы на многие вопросы.
- А какие вопросы чаще всего возникают у современной молодёжи?
- Почему нет в мире справедливости? И если Бог есть, то как он допускает сложные ситуации? Почему умирают хорошие или невиновные люди? И почему преступника не накажут? Мы собираем и художественные, и документальные фильмы социальной тематики, которые изначально уже отвечают на какие-то пусть и незаданные вопросы. Открывал наш киноклуб фильм Александра Столярова «Девочки, девочки». Этот фильм - лауреат российских и международных кинофестивалей.
- О чём фильм?
- Фильм этот документальный. Своего рода исповедь молодой журналистки, поехавшей делать репортаж о монастырском приюте и изменившейся благодаря этому. Все сорок минут в зале стояла тишина. Ребята смотрели фильм не отрываясь. А после было бурное обсуждение картины. Студенты настолько активно приняли в нём участие, что сразу стало понятно - фильм очень затронул. И все пришли к единодушному мнению - этот фильм надо показывать не только студентам, но и школьникам. Чтобы показать вечные ценности. Чтобы выработать способность ценить то, что имеем. Ведь у детей из приюта нет ни семьи, ни родителей. Нет ничего! Поэтому даже родители, которых мы воспринимаем как что-то должное - на самом деле уже великое богатство, которое надо ценить.
Дальше в программе у нас будут и художественные фильмы. Первая художественная лента, которую мы покажем, - фильм Николая Дрейдена «Придел ангела». Он получил Гран-при «Лучезарного ангела». Полнометражный исторический рассказ о событиях 1935-1939 годов. Непростое кино. Я бы даже сказала - очень сложное. Но, тем более, интересно будет услышать мнение молодёжи.
- Можно как-то распространять такое кино? Хотя бы в рамках области?
- Это сделать очень сложно по многим причинам. Основная - не все те фильмы, которые мы будем показывать в рамках нашего киноклуба, можно распространять и показывать. Это будет прямым нарушением авторских прав. То же касается и записи дисков. Единственное: когда обращаются преподаватели из учебных заведений, мы даём им фильмы для просмотров на кураторских часах в рамках духовно-нравственного воспитания.
- Воспитывать молодёжь - огромная ответственность. Как определить, что им нужно, а что нет? И что вообще вы пытаетесь донести до молодых? На что нацелены?
- Мы хотим, чтобы они помнили и знали историю нашего края. Историю не только светскую, но и историю духовную. Ведь история духовная очень сильно влияла на все события. Но при этом, конечно, не ставим задачу сделать всех молодых людей православными. Пусть человек останется светским или будет принадлежать к любой другой конфессии. Но он должен уважать то, без чего наша область фактически не могла бы и существовать. Условно можно назвать это патриотическим воспитанием. Уважением к своим корням и своим предкам.
Немаловажным остаётся и культурный аспект. Человек должен знать о культуре, разбираться в этом хотя бы немного. Не требуется каких-то специфических знаний. Отличать, например, кисть одного мастера от другого. Но общие представления о культуре как мировой, так и нашей должны быть у каждого.
Мы закладываем и основы элементарного культурного поведения. Это тоже немаловажно. Даже обычными словами «спасибо» и «пожалуйста» у нас, к сожалению, сейчас очень редко пользуются.
- А с чем это связано, как вы считаете? С советским бездуховным временем?
- В советские времена как раз таки были заложены основы если и не духовного, то хотя бы нравственного воспитания, взять хотя бы наших родителей. Их воспитание строилось на тех же самых принципах, о которых говорит Евангелие. И на тех же самых заповедях. То есть можно закладывать эти принципы с религиозной точки зрения, а можно со светской. Ведь если разобраться - Уголовный кодекс наказывает за нарушение заповедей: «Не укради», «Не убий». И эти заповеди близки не только для православных. Фактически в каждой религии они присутствуют. И те же ценности прослеживаются везде - человеческая жизнь, свобода, имущественная неприкосновенность и так далее. Только вот основания для их соблюдения различные - в светском обществе всё связано с ожиданием наказания за нарушение, а в православии - с любовью к ближнему. Т.е. ты не делаешь этого потому, что не хочешь причинить зла тем, кто тебя окружает, а этому в советское время не учили. Нынешняя молодёжь, на мой взгляд, выпала из этого процесса потому, что их родители - те, кто воспитывались в 90-е годы - утеряли в процессе перестройки базовые нравственные устои, и теперь они не могут передать их своим детям.
- Как нужно общаться с современной молодёжью? Как донести до них общечеловеческие ценности?
- Тон нашей работы не должен быть менторским. Мы изначально отказались от такого тона. И пытаемся говорить не с позиции превосходства или опыта, а найти общий язык. Особенно в тех моментах, которые им сейчас близки и понятны. Пытаемся дать образцы поведения в той или иной ситуации. Пытаемся рассказать, куда надо обратиться. Что очень важно. Помочь разрешить нравственные и мировоззренческие проблемы. Это, наверное, и есть наша главная цель.
- А куда обращаться?
- С какими-то вопросами, если человек православный, его можно к священнику направить. Хотя священнослужителей зачастую боятся. У молодёжи какой-то определённый ступор возникает. Но в некоторых моментах может помочь только священник. В других - психолог, где-то педагог. Помочь человеку найти ответы на свои вопросы - сложная задача. Даже трудно так взять и рассказать всё сразу. При этом ведь ни в коем случае нельзя применять запретительных мер - мол, это делать можно, а это нельзя. Иначе из духа противоречия сделает именно так.
- А помимо воспитательных какие-то ещё функции выполняете?
- Учебные. Сейчас, например, у нас организуется работа молодёжной киностудии. Интересный, на мой взгляд, проект. Дети не только смогут смотреть хорошие добрые фильмы, но и сами их делать. В киностудию могут приходить ребята от десяти до шестнадцати лет. Всё бесплатно для всех желающих. Самый главный критерий - чтобы ребёнку было интересно. Мы их будем бесплатно обучать премудростям работы в кино. Это труд сценариста, режиссёра, видео-
оператора, видеоинженера и так далее. Для этого у нас есть прекрасный кадровый потенциал. Ребята будут получать как теоретические, так и практические знания на базе нашего Центра, а также в студии «Просветитель», в Белгородской православной духовной семинарии, в которой есть вся необходимая техника и оборудование. Мы очень надеемся, что к концу календарного года сможем уже выпустить какой-нибудь небольшой фильм или клип.
- А желающие постигнуть тонкости «киношной» работы есть?
- Конечно. Много желающих. В некоторых случаях пожелания высказывают родители, однако мы хотим, чтобы именно ребёнок захотел заниматься этим делом. Трудно научить ребёнка тому, к чему у него нет тяги. Родители многое хотят для ребёнка. Но зачастую это попытки реализовать свои невыполненные когда-то мечты и стремления.
- Раз уж заговорили о кино, в том числе и о школьном... Сериал «Школа» вам понравился?
- Нет! Кино про современную школу можно снимать. И я не говорю, что снимать нужно приглаженно. В школе острые проблемы есть, и показывать их надо. Но просто то, что показано в сериале «Школа», на мой взгляд, - перегиб. Такое ощущение, что в школах ничего хорошего нет. На самом деле всё далеко не так.
- А молодёжь сама проявляет инициативу?
- Конечно. Главное - эту инициативу увидеть и услышать. Если брать тот же киноклуб, могу сказать, что следующую картину, которая будет показана, мы выбирали уже вместе. Как можно работать с молодёжью, не учитывая того, что им действительно интересно? Хотя, естественно, рамок нужно придерживаться, и безнравственное, но современное им, мы показывать не будем.
- А кто кого больше учит - вы их или они вас?
- Это процесс взаимного проникновения: чему-то мы их учим, чему-то они нас.
- Нынешнее поколение совсем другое. Чем оно отличается от нас?
- Несмотря на всю кажущуюся свободу, молодёжь наша, к сожалению, зашорена. Испорчена голливудскими блокбастерами и подобными им вещами.
- Например?
- Молодому поколению очень трудно смотреть фильмы, где кадры не меняются каждые несколько секунд. Это клиповое мышление. Они не привыкли сосредотачивать надолго своё внимание и размышлять над увиденным. В погоне за зрелищными спецэффектами часто отрывают искусство от жизни.
- Расскажите о своей семье.
- Замужем. Уже шесть лет. Муж служит в храме Веры, Надежды, Любови и матери их Софии диаконом. Дочь Елизавета пяти лет. Ходим в садик. Занимаемся бальными танцами.
- Так у вас муж священнослужитель? И чем жизнь со священнослужителем отличается от обычной? Или не с чем сравнивать?
- Почему не с чем? Мои родители - люди светские. Музыканты. Есть с чем сравнить. Но на самом-то деле это очень трудно словами выразить. В семье священника свои особенности. Мы соблюдаем все посты. Обязательно совместная молитва, например, перед едой и после еды. И ребёнок воспитывается в православии изначально. По всем праздникам и воскресным дням мы ходим в храм. Всё в семье строится на любви, на взаимопонимании, на доверии. Это касается всего. В том числе и воспитания ребёнка. Все решения принимаются совместно. Метод воспитания ребёнка - метод одной руки, то есть как мама сказала, так и папа сказал. Но главенствует, конечно, муж. Мы можем обсуждать совместно, но окончательное решение всегда принимает только он. И в этом очень большой плюс я считаю. Сейчас женщины в основном пытаются перетянуть одеяло на себя. Почему и слышится много упрёков в том, что современные женщины очень сильные и практически уподобились мужчинам. А мужчины становятся более слабыми. Но у нас в семье такого нет. Замужем, значит «за мужем», как за каменной стеной.
- Нестрашно было связывать судьбу со священнослужителем? Так всё строго у них. Даже на то, чтобы встречаться, надо брать разрешение. То есть даже в личной жизни приходится придерживаться строгих рамок.
- Нестрашно. Моим родителям поначалу было очень удивительно. Но они радовались за меня. Произошёл процесс воцерковления моих родителей. И поэтому они отнеслись с пониманием. Папа одно время вообще был атеистически настроенным, но потом сам сказал, что Господь его привёл в Церковь. И я сейчас очень рада, что родители меня полностью поддерживают.
- Работа не мешает семье? Или наоборот?
- Нет. Хотя женщине, у которой есть семья, всегда достаточно сложно совмещать работу и семью. Без понимания и поддержки моего супруга справиться было бы невозможно. Однако мне с мужем очень повезло. Бывают на работе сложные дни. Приходишь домой совершенно без сил, но при этом знаешь, что все проблемы останутся за дверью.
- Работа у вас руководящая. А не хочется по привычке и дома покомандовать?
- Нет. Дома хочется побыть слабой, беззащитной женщиной. Положишь голову на плечо мужа - и все проблемы уходят. Без остатка!
- 3087 просмотров
Отправить комментарий