Присоединяйтесь

Топ недели

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Живи не по лжи

Корреспондент «Белгородских известий» прошёл тест на полиграфе. И понял, что ложь противоестественна человеку, - весь организм восстаёт против неё. В Государственную Думу внесён законопроект «О применении полиграфа», который устанавливает правила и условия использования в госструктурах и частных компаниях так называемого «детектора лжи». По словам одного из разработчиков этого закона, депутата Виктора Ильюхина, «его необходимость вызвана ростом коррупции в ведомствах». «Это касается и частных структур. Там коррупция тоже есть и называется коммерческим подкупом», - подчеркнул депутат. Впервые вопросы применения полиграфа были законодательно отрегулированы в законе «Об оперативно-разыскной деятельности» для сотрудников спецслужб. Однако помимо них сегодня полиграф уже применяют многие государственные, муниципальные и коммерческие структуры. Но единых правил для них нет, и каждый действует по своему усмотрению.

 Живи не по лжи

В Белгородской области проверку на полиграфе проходят сотрудники УВД и ФСБ, а если закон будет принят, то и работники вполне гражданских учреждений будут проходить эту процедуру.
Что такое «детектор лжи», многие из нас знают по фильмам о разведчиках, но мало кто представляет себе процедуру проверки на этом мудрёном аппарате. Я решил испытать на себе ощущения человека, которого проверяют на полиграфе.

Шесть из десяти

В Белгороде такие проверки проводят в Центре психофизиологической диагностики медико-санитарной части УВД по Белгородской области.
Солнечным крещенским днём я пошёл туда, по пути размышляя, как бы обмануть пресловутый «детектор лжи». Накануне по телевизору в очередной раз крутили «Ошибку резидента». А в этом фильме наш разведчик, его играет Михаил Ножкин, будучи переправленным «за бугор», сумел обмануть полиграф. И я был уверен, что тоже смогу кое-что скрыть от «детектора лжи».
Центр психофизиологической диагностики занимает часть первого этажа краснокирпичного жилого дома. Если бы не табличка с названием, прошёл бы мимо. Внутри он напоминает обычную городскую контору с тихо сопящими в углу посетителями и снующими из кабинета в кабинет миловидными сотрудницами.
- Значит, хотите пройти тестирование на полиграфе, - уточнила мою просьбу начальник Центра Ольга Александровна Филиппова. - Но зачем вам это надо? Вы же не собираетесь поступать на службу в милицию?
- Не собираюсь, но очень интересно на себе проверить ощущения тестируемого, да и обмануть детектор хочется.
В ответ Ольга Александровна хитро улыбнулась.
- А вы давно работаете в милиции? - поинтересовался я.
- С 1996 года, а начальником Центра - с 2004-го.
- Какое у вас звание?
- Майор внутренней службы, - ответила Ольга Александровна и опять улыбнулась. Видимо, уловила моё удивление: ведь эта приятная, улыбчивая женщина больше напоминает добрую заведующую детским садом, чем сотрудника милиции.
- А когда в Белгородской области впервые начали использовать полиграф? - веду разговор дальше.
- Первый опыт у нас был в 2001 году, когда приобрели оборудование. В то время мы его, так сказать, «обкатывали». Кстати, Белгородская область - одна из первых в России - начала использовать полиграф при приёме на работу в УВД, - подчеркнула Ольга Александровна. - В то время мы проверяли около ста претендентов в год. С 2004 года применение детектора было расширено, и количество проверок увеличилось до 500 человек. А в 2007 году вышел приказ «О проведении полиграфических исследований в УВД по Белгородской области», и сейчас мы проводим от 1000 до 1500 исследований в год.
- Проверяете только претендентов на службу в милицию?
- Не только. И при переводе сотрудников из подразделения в подразделение тоже. Кроме того, у нас проходят проверку абитуриенты, поступающие в ведомственные институты МВД России.
- Сколько в вашем центре полиграфов?
- Два полиграфа и четыре специалиста-полиграфолога.

 Живи не по лжи

- Вы тоже проводите тестирование?
- Иногда, если большая нагрузка, то помогаю нашим сотрудникам.
- А много претендентов на службу в милиции не проходят проверку на полиграфе?
- Из десяти - шесть.
- И на чём «срезаются»?
- Не поверите - на употреблении наркотиков, - вздохнула Ольга Александровна. - Один из вопросов, который задаётся на тестировании: «Употребляли ли вы «лёгкие» или «тяжёлые» наркотики?». Судя по показаниям полиграфа, больше половины употреб-ляло или регулярно продолжают это делать. А что самое страшное - молодые люди, которые проходят у нас тестирование, а это 20-22-летние, не считают, что курение «травки» может быть помехой при поступлении на службу в милицию. И абитуриенты попадаются такие, что на теле от пирсинга свободного места не осталось. Кстати, у нас есть прибор, который с помощью датчиков устанавливает, когда и примерно какой наркотик человек употреблял перед тестированием, - добавила начальник Центра и уточнила: - Ну что, не передумали проходить тестирование? Тогда пройдёмте…

Психологический тест

Я представлял себе большую шумоизолированную комнату с опутанным проводами креслом посередине, а за стеклянной перегородкой - угрюмого полиграфолога, наблюдающего за массивным прибором с мигающими лампочками. Примерно как в телефильме «Ошибка резидента». А меня пригласили в кабинет размером с кухню панельной девятиэтажки. Окно выходит во двор жилого дома. Стены приятного салатового оттенка, стол с компьютерным монитором, пара офисных кресел, книжный шкаф.
- А это наш старший медицинский психолог-полиграфолог, капитан внутренней службы Голиусова Елена Борисовна, - представила миниатюрную девушку Ольга Александровна.
Та улыбнулась, отчего стала похожа на солнышко, и охотно ввела меня в курс дела:
- У нас есть несколько видов теста. Всё зависит от того, что конкретно мы хотим выяснить у тестируемого. В вашем случае мотивация поступления на службу в милицию отсутствует, поэтому проведём общий, так сказать, ознакомительный тест и продемонстрируем возможности полиграфа.
- А где же полиграф? - удивился я, оглядев комнату.
- Да вот он - на столе, рядом с монитором...
Я, честно говоря, даже опешил: вот этот чёрный, размером с коврик для компьютерной мышки, ящичек и есть пресловутый «детектор лжи»?!
- Начнём с психологического теста, - снова улыбнулась Елена Борисовна. - Он необходим для того, чтобы в процессе беседы человек расслабился и рассказал как можно больше о себе, своих привычках, увлечениях и так далее. На вопросы вы можете отвечать правду, а если не хотите, то врать.
Я согласился.
- Вас зовут Евгений Викторович? - спросила Елена Борисовна.
- Да.
- У вас есть родные братья или сёстры?
- Нет.
- Вы азартный человек?
- Нет…
Вопросы были разные, и отвечал на них я по-разному. Иногда врал.
Когда закончился психологический тест, Елена Борисовна указала мне те вопросы, в ответах на которые я солгал. И объяснила, что когда человек говорит неправду, то его выдают поза, мимика, положение рук и ног. К тому же перед тестированием психолог-полиграфолог знакомится с личным делом претендента. Моё личное дело никто не читал, но, тем не менее, все мои попытки соврать были выявлены. Однако я не расстроился. Впереди был тест на «детекторе лжи», вот над ним уж я поиздеваюсь…
Сердце не врёт
На пальцы правой руки мне прикрепили три датчика, на левой руке застегнули «шину» для измерения давления, на груди и животе разместились ещё два датчика, контролирующих верхнее и нижнее дыхание. Аккуратно, чтобы не запутать провода, я сел в кресло с подушечкой, от которой к полиграфу тоже тянулся проводок.
- Нет, не сюда, - остановила Елена Борисовна.
- Почему? - удивился я.
- На этом кресле у нас проходят тест сотрудники ОМОНа, оно без подлокотников, и ОМОНовцы на нём умещаются, а в кресло с подлокотниками они не влезают, - объяснила Елена Борисовна.
Я пересел в кресло с подлокотниками. Там тоже была подушечка с проводком к полиграфу.
- Смотрите прямо перед собой, дышите ровно, не двигайтесь. Отвечайте на вопросы «да» или «нет», думать не более двух секунд, - проинструктировала меня Елена Борисовна.
Интервалы между вопросами длились секунд десять. Но мне казалось, что это невыносимо долго. За это время я успевал переосмыслить свой ответ. Лучше бы задавали непрерывно.
- Вы принимаете наркотики?
- Нет.
- Вы курите?
- Нет.
- Вы обидчивы?
- Нет.
- Вы давали взятку?
- Нет.
- Вы с лёгкостью тратите деньги?
- Да.
- Вы вспыльчивы?
- Нет.
- Вы злоупотребляете алкоголем?
- Нет…
Вопросов было много, и на некоторые я отвечал ложно.
Когда тест закончился, Елена Борисовна показала мне на мониторе красную, напоминающую горный силуэт, линию. В тех местах, где я лгал, «пики» и «провалы» на этой линии были большими. Но ведь я спокойно и монотонно отвечал на все вопросы, как же этому прибору удалось «поймать» меня на лжи?
- Дело в том, что датчики полиграфа чётко фиксируют малейшее изменение параметров работы и реакции организма человека, - объяснила Елена Борисовна. - За вас на вопросы отвечал организм. Ваше дыхание, сердце, пульс, давление. Если вы думали, что я слушала ваши ответы, то это не совсем так. Ваши ответы «слушал» прибор, а я лишь расшифровала его показания.
И чтобы окончательно убедить меня в бессмысленности моих попыток обмануть полиграф, предложила тест на молчание.
- Я буду задавать вопросы, а вы будете просто молчать. Договорились? - спросила Елена Борисовна.
- Договорились, - согласился я. Это был мой последний шанс обвести вокруг пальца хитрую машину.
Мне задавали вопросы, а я молчал. Думал о хорошем и плохом. О грустном и весёлом. В общем, о разном. Только не о тесте. Даже попытался сделать себе больно, до судороги сжав пальцы ног. Детектор сразу это зафиксировал, и Елена Борисовна сделала мне замечание.
Всё, проверка закончилась. Подводим итог.
- Видите эту красную шкалу? - пригласила меня к монитору Елена Борисовна. - Это «ответы» вашего сердца. Вот его ритм спокоен, а вот вопрос номер семь - и сердце на долю секунды замерло, затем шкала резко пошла вверх и на второй секунде успокоилась. Сердце ответило за вас раньше, чем мозг проанализировал ответ. Недаром в народе говорят: «сердце замерло» или «душа в пятки ушла». Вот эта подушечка с проводком, на которой вы сидели, измеряет степень «ухода» вашей души в пятки. На экране детектора я вижу ответ испытуемого раньше, чем он его скажет.
Впрочем, успокоила меня Елена Борисовна, нет людей с идеально чистыми поступками и мыслями. За жизнь у каждого накапливается многое. И результаты теста - не приговор, а лишь рекомендация тем, кто направил на проверку работника, обратить внимание на его возможные слабые места. А окончательное решение принимает работодатель.
Что касается помощи «детектора лжи» в раскрытии преступлений, то результаты теста оцениваются судом только в совокупности с другими доказательствами.

Эймс сказал правду

Но всё-таки - можно ли обвести вокруг пальца «детектор лжи»? Утверждают, что сотрудники спецслужб обучены обманывать полиграф. Но я нашёл на этот счёт во всезнающем Интернете только одну заслуживающую доверия историю. Это случилось с Олдричем Эймсом, сотрудником ЦРУ, который в течение многих лет продавал секреты Советскому Союзу и за эти годы прошёл несколько полиграфических тестов. Эймс так долго преуспевал в своей шпионской карьере в том числе и потому, что его способность обманывать полиграф рассеивала любые подозрения должностных лиц ЦРУ.
Связной Эймса из КГБ Виктор Черкашин впоследствии рассказал в интервью британской газете The Sunday Times, как он помогал Эймсу проходить полиграфические тесты. Черкашин устроил Эймсу ланч с русским дипломатом. К удивлению Эймса, на ланче присутствовал и сам Черкашин. Эймс забеспокоился, так как ФБР знала Черкашина и наблюдала за ним. Однако Черкашин пришёл на ланч специально. Он знал, что ЦРУ часто проводит со своими сотрудниками плановые полиграфические тесты, и ему было известно, что Эймсу будет задан такой вопрос: «Был ли у вас недавно неформальный контакт с сотрудниками КГБ?» - поскольку это был стандартный вопрос. Так как контакты между Эймсом и сотрудниками КГБ были засекречены, Эймсу пришлось бы обманывать. Однако после ланча Эймсу не нужно было больше лгать, и он мог спокойно сказать, что с ним вступили в контакт.
Из Центра психофизиологической диагностики я возвращался уже в конце рабочего дня. Думал о том, что ложь противоестественна человеку. Даже когда ты пытаешься её скрыть, весь твой организм восстает против неё. И ещё думал про Эймса. Всё-таки и он не обманул «детектор лжи», потому что сказал правду. Наверное, обмануть полиграф можно только в одном случае: если выключить его из розетки.

 

Евгений МИРОШНИЧЕНКО

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
КАПЧА
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина