Присоединяйтесь

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Надо учить людей говорить «нет»

large_2_10.jpgПОЧЕМУ ДОКТОР ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ НАУК ВЕРА ХАРЧЕНКО НЕ ЛЮБИТ СКУКУ В КНИГАХ И В ЖИЗНИ

Продолжаем знакомить читателей с белгородскими женщинами-учёными, достигшими звания доктора наук. Наша сегодняшняя героиня — личность не просто известная, но даже легендарная. В этом году исполняется 50 лет с начала преподавательской деятельности профессора кафедры русского языка и русской литературы историко-филологического факультета педагогического института НИУ «БелГУ» Веры Харченко. За эти годы она не только взрастила тысячи влюблённых в русский язык учеников, но и стала инициатором общественного внимания ко многим социально-философским проблемам. Книги её авторства, затрагивающие отношения между людьми, этику поведения, психологию общения, несут в себе заряд доброты, открытости и неизменного оптимизма. И самое главное, всё, что соз­даёт Вера Константиновна, очень доступно, живо, полезно. Этот талант изложения научных изысканий доктора филологических наук Веры Харченко ценят любители русского языка не только в нашей стране, но и за рубежом.

Педагогов носили на руках

— Вера Константиновна, вы были педагогом у многих белгородских журналистов, отмечающих высокую планку, которую вы ставили на пути познания русского языка. А кто определял высоты, к которым нужно стремиться вам самой?
— После учёбы, и весьма строгой, в Новосибирском пединституте поступила в аспирантуру Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена. Там моими учителями были профессор Сакмара Георгиевна Ильенко, профессор Люция Акимовна Киселёва. Потом в Белгороде продолжала учиться у Марии Сергеевны Гордеевой. Этих педагогов считаю классиками преподавания, которые возносили чтение лекций в ранг искусства, делали их исключительно интересными. Если же брать педагогов «со стороны», то моим идеалом был и остаётся профессор Александр Тимофеевич Хроленко — замечательный учёный, который заведовал кафедрой русского языка Курского пединститута.
— Почему для педагогической деятельности и науки вы выбрали именно русский язык?
— Потому что он настолько богат, что его изучать можно долго-долго, и конца не видно. Однако сейчас он нуждается ещё и в нашей защите, поскольку нависает угроза ослабления влияния русского языка. В некоторых странах его рассматривают чуть ли не как диалект. Когда я работала во Вьетнаме, отношение к нам, русским, в те годы было очень возвышенное, а в момент подписания договора о помощи 4 ноября 1978 года нас, советских педагогов, буквально носили на руках. Так получилось, что нам выпало преподавать, работать во вторую смену, а электричества не было, на последних парах ни читать, ни переводить нельзя было, и мы пели! Да-да, мои вьетнамские студенты пели наши песни: «Солдат вернётся, ты только жди!» И винтовки были у окон аудитории. Это был март 1979 года.
— Вы выпустили пятитомный труд «Антология современной речи». Скажите, что привлекло вас в сборе образцов разговорной речи?
— В течение трёх лет, с 2012 по 2015 год, я записывала речь сограждан, за вычетом сквернословия, по 58 критериям. Это своего рода отражение всего, что происходит в нашей жизни. Вообще, мы в своей речи можем снабжать соотечественников свежими высказываниями, например, о многодетности: «Даст Бог зайку — даст и лужайку!» Или о языке древние говорили: «Язык — венец воспитания». Или об одежде: «На тебе давно не было ничего ярко-нового!» Вся красота русского языка в его удивительном разнообразии.
О сквернословии в чёрных перчатках
— Отдельное направление ваших исследований — детская речь? Кто или что побудило вас ею заняться?
— Началось всё едва ли не случайно. Ведущий специалист по детской речи Стелла Наумовна Цейтлин (как-то мы ехали вместе на автобусе в Харьков) спросила: «А ты записываешь Костю?» Сыну было тогда три года. «Нет, говорю, он у меня ничего такого не говорит». «Неправда! Прислушайся — и ты услышишь такое!» И я начала слушать! И потом были словари детской речи, книги, статьи, конференции в Санкт-Петербурге, диссертации, защищённые Ириной Чеботаревой, Натальей Голевой, Еленой Озеровой. В общем-то открылся удивительный горизонт знаний. Тогда же я почувствовала, что учёные, занимающиеся детской речью, самые дружные. И потом, дети нас тоже воспитывают, вдохновляют, развлекают. А сколько сравнений детской речи с историей языка, с художественным текстом, с диалектизмами, с речью лиц, изучающих русский язык как иностранный! Вот сын сказал про рассвет: «Утреет!» Я потом нашла это слово у Блока. А недавно мой четвёртый внук произнёс: «Уже утреет!» Всё это интересные аспекты исследования! Однако сейчас, признаемся, заметен провал детской речи, уход ребёнка в виртуальное пространство, и с этим надо что-то делать.
— Вы считаете, что можно как-то повлиять на этот процесс?
— Считаю. Хотя бы попытаться повлиять, не спускать на тормозах.
— Как-то вы консультировали меня по поводу статьи о таком явлении, как сквернословие. Как вы пришли к этой теме?
— В 1990-е годы кафедре поручили вести межфакультетский курс. Когда началась перестройка, разрешили расширять курсы, а у меня был курс «Культура речи». Вот тогда я и подготовила лекцию по сквернословию для спортивного факультета, надела чёрные перчатки как символ моего отношения к этому явлению, и вперёд! Обсуждали бурно, но в основном из-за чёрных перчаток. С этого всё и началось. Сейчас проводятся дни, недели борьбы со сквернословием, круглые столы. В конце 2000-х годов в Белгородской области была развёрнута целая кампания по борьбе со сквернословием, и это в условиях отсутствия внятной культурной политики на федеральном уровне. Была принята даже специальная целевая программа. Это очень ценный опыт, не следует его забывать. И наша кафедра принимает в этом деле самое активное участие. Ходил даже слух по стране, что в Белгороде не сквернословят. Ах, если бы это было так! Кстати сказать, не всем федеральным СМИ это нравилось. Приезжала сколько-то лет назад делегация из Москвы, телерепортёры: «Кто у вас главный специалист по сквернословию?» Назвали меня. И вот теле­съёмка. Я рассказывала, как мы боремся за чистоту речи, но вопросы были с подвохом. «Расскажите о происхождении какого-нибудь ругательства» (считается, что я назову это слово!). «За какие слова надо штрафовать, а какие можно допустить?» И так далее. Очень хотелось моим собеседникам, чтобы я произнесла эти слова. Однако ловушка не сработала. Сквернословие — закрытая тема. Бороться можно и нужно, а вот обсуждать, как и почему, смаковать эти слова не следует.
Родословные студентов
— Почему вам важно зажечь молодёжную аудиторию, даже немного эпатируя, как с перчатками?
— Не люблю скуку, когда говорят и пишут одно и то же. Мне важно, чтобы студенты учились с интересом, поэтому периодически вносила что-то творческое. К примеру, 20 лет назад читала курс в Белгородском филиале Орловской региональной академии государственной службы. И надо было придумать задание для зачёта. Стандартные темы «Что считать культурой речи?», «Каково ваше отношение к культуре речи?» вызывали отторжение, про это все писали одно и то же. Тогда я дала задание написать сочинение на тему «История моей семьи». И получила дивные тексты с прекрасным русским языком, у меня сохранились их копии. Потом по мере моей педагогической деятельности сочинений становилось больше и больше. История Родины, межнацио­нальные браки, воспитание детей, многочисленные рассказы, вплетённые в сюжет… О, здесь было немереное пространство! Диссертации трёх моих аспирантов были посвящены семейному родословию: Алины Павловой, Нины Рухленко и Екатерины Черниковой. Был создан фонд семейного родословия от студентов объёмом 30 томов. Некоторые тексты запомнились навсегда и меня же воспитывали. Например, рассказ об Ульяне Марковне Патрихалиной, которая лечила людей, родила и воспитала 11 детей, причём никто из них в голодные 1930-е годы не умер. Ульяна Марковна проводила на фронт четверых сыновей, дала каждому по иконке и не велела с ней расставаться. И все вернулись живыми.
— Докторская диссертация была для вас когда-нибудь особой целью?
— Я не думала о докторской, но мне очень хотелось стать автором книги, монографии. И я согласилась засесть за докторский труд. Там были множественные подсчёты, сравнение с древнерусским языком. Доказательство того, что, во первых, количество значений в слове влияет на судьбу слова, во вторых, что 75 % слов и в древнем языке, и в современном должно быть с одним значением, а ведь из этого следует понимание того, что у нас такая тяга к заимствованиям. Ну и была предложена классификация метафор, включающая 15 позиций, когда говорящие прибегают к метафорическому коду: информативная, мнемоническая, номинативная, эмоционально-оценочная, аутосуггестивная… Когда умерла мама, мы с восьмилетним сыном остались совершенно одни. Докторская мне очень помогла морально, несмотря на трудности её подготовки и защиты в конце 1990 года. Это позволило в постперестроечное время не подрабатывать в коммерческих вузах, а писать новые книги, защищать аспирантов. И сейчас есть прекрас­ное ощущение, что всё сложилось правильно, у меня есть сын и невестка — кандидаты наук, есть четыре внука от 20 до 4 лет. А это самое светлое, самое главное в жизни, что даёт опору, позволяет ставить и решать труднейшие вопросы бытия русского языка.
Просто о сложном
— Вы автор популярных книг, которые воспринимаются как бестселлеры: «Поведение от реального к идеальному», «Как заниматься наукой». Как они появились?
— Тут, конечно, повлияло преподавание курса «Культура речи». Мне начинало казаться, что мы окружены мифами, а жизнь — она немного другая. И появились разделы в книге: «Культура молчания», «Культура отказа»… Да-да, наших соотечественников надо учить говорить «нет», когда отказ нацелен на святая святых. Проблема поведения очень важна, особенно сейчас. Ситуация с компьютерами, прочно вошедшими в жизнь, ослабила нашу коммуникативную устойчивость. Мы стали хуже общаться, а это всё чрезвычайно коварно для социума. И по науке так же. Как ею заниматься? Это роковой вопрос, на который ответ я могла дать после долгих поисков. И всё ждала (в переносном смысле), что будут вопросы: как, что и сколько читать, как конспектировать, как внедрять достигнутое… Но вопросов не было, и я засела за книгу. Здесь важен ещё и стиль изложения. Сейчас гуманитарная наука излагается таким подчас чудовищным языком, что отпадает желание ею заниматься. Как писать о хорошем, не впадая в слащавость, не скрывая недостатки, не утаивая проблемы… Это задача нашей лингвистики в частности. Я пытаюсь как-то соответствовать требованию «просто о сложном», но мои книги порой воспринимаются как научно-популярные и только. Так получилось с книгой «Функции метафоры», по ошибке обозначенной как учебное пособие.
— Что вы можете сказать тем, кто захочет следовать по вашему пути?
— Я только приветствую этих людей. Есть такой анекдот. «Продаются мозги: математиков — два пятьдесят рублей за килограмм, физиков — два пятьдесят за килограмм, филологов — десять рублей за килограмм. Почему? А вы насобирайте мозгов филологов!». Ему много лет, но по существу он верен. Нашей науке нужны люди, конечно, молодые, пассионарные, ценящие настоящий момент. «Уж до чего шероховато время», — писал Мандельштам в далёком 1931 году. А ведь действительно: настоящее время шероховато. И сейчас оно требует множества решений. Каких? А вот, например, исследований по детской речи: как изменилось детское мышление в период закрытия ребёнка в виртуальном пространстве? Одинаково ли говорят дети в Белгороде и в Челябинске (Новосибирске, Южно-Сахалинске)? По разговорной речи — какие рассуждения воспринимаются как актуальные? Снизилась ли агрессивность русских людей? По языку художественной литературы: почему люди продолжают читать Дарью Донцову? Почему востребован этот жанр? Каков идеал современного человека? По этике — как развивать в себе пассионарность? Вопросов много, жатвы тоже, дело за пахарями.

СПРАВКА
Вера Харченко родом из Калинина (ныне Тверь). С отличием окончила Новосибирский государственный педагогический институт, в 1970 году поступила в аспирантуру при кафедре русского языка Ленинградского ордена Трудового Красного Знамени государственного педагогического института им. А. И. Герцена. В 1973 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Характеристика производных оценочных значений имён существительных в русском языке». С этого же года работает в НИУ «БелГУ». В 1978–1979 годах преподавала русский язык во Вьетнаме в Ханойском педагогическом институте иностранных языков. В 1990 году в Москве (МГПУ) защитила докторскую диссертацию «Переносные значения слова: развитие, функции, место в системе языка», став первой женщиной — доктором наук среди педагогов белгородского пединститута.
В 1995 году её аспирантка Нина Позднякова первой в истории Белгородского государственного педагогического университета имени М. С. Ольминского защитила кандидатскую диссертацию. Всего же Вера Константиновна стала научным руководителем для 2 соискателей докторской степени и 17 кандидатских. 20 лет была председателем диссертационного совета, на счету которого 285 защит.
Занималась научно-исследовательской работой: теорией метафоры, детской речью, языком художественных текстов, вопросами элитарной речевой культуры. Вела курсы современного русского языка, культуры речи, методики научно-исследовательской работы. Автор 770 опубликованных работ. Среди них — «Виды лингвистического разбора в пояснениях и образцах»; «Переносные значения слова»; «Функции метафоры»; «Словарь детской речи». За «Словарь богатств русского языка: редкие слова, метафоры, афоризмы, цитаты, биографемы» автор награждена медалью «Участник ВВЦ» (2004). Автор четырёх сборников стихов.
Награждена медалью Социалистической Республики Вьетнам, медалью «За заслуги перед Землёй Белгородской» I степени, медалью победителя литературной премии им. Бориса Корнилова (2016 год), дипломом I степени за участие в конкурсе в честь митрополита Макария (Булгакова), дипломом лауреата конкурса им. Н. Н. Страхова, другими наградами. Является почётным профессором НИУ «БелГУ».

 

Ольга Бондарева

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина