Присоединяйтесь

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Партнёры

shuh.jpg

 kino31_160x225.jpg

 Unise.ru

Заместитель директора государственной детской библиотеки Альберта Лиханова Ирина ПРОСКУРИНА: Библиотекарь больше, чем профессия...


27 мая - Всероссийский день библиотек (День библиотекаря)

Заместитель директора государственной детской библиотеки Альберта Лиханова Ирина ПРОСКУРИНА: Библиотекарь больше,  чем профессия...Попадая в библиотеку с шумной улицы, невольно замечаешь, как в книжных залах время замедляет ход. Снаружи - суета, поток автомобилей, вечная спешка, а здесь царят особая аура и размеренная тишина. Библиотека была, есть и будет книжным храмом, где собрано величайшее наследство человечества - слово, обрамлённое в мысль, сюжет и эмоции. 27 мая библиотекари России отмечают свой профессиональный праздник. Праздник появился в новой России в 1995 году, но профессия библиотекаря существует не одно столетие. К слову сказать, многие известные и образованные люди своего времени были библиотекарями, к примеру, баснописец Иван Крылов, сказочник Михаил Ершов, писатели Иван Бунин, Михаил Пришвин и многие другие. Несмотря на то, что материальная составляющая этой специальности, мягко говоря, невелика, духовная значимость профессии по-прежнему остаётся высокой.

Накануне Дня библиотекаря мы пригласили в редакцию, на наш гостевой диванчик заместителя директора государственной детской библиотеки Альберта Лиханова, лауреата премии губернатора Белгородской области «Призвание» Ирину ПРОСКУРИНУ. В профессию Ирина Валерьевна пришла в начале 90-х годов, начинала профессиональный путь с простого библиотекаря. С 2003 года Ирина Валерьевна координирует деятельность детских библиотек области, внедряя на местах инновационные формы продвижения книги к читателю, работает над совершенствованием организационно-методической поддержки библиотекарей, дальнейшим развитием профессиональной компетентности библиотекарей, работающих с детьми и подростками, и творческой среды детских библиотекарей. Она убеждена: от того, что читает ребёнок и читает ли он вообще, во многом зависит, каким будет он сам и тот мир, в котором ему предстоит жить. Свою профессию она считает интересной и очень значимой, уверена, что имидж профессии создают люди, которые работают в этой сфере. С гостем редакции беседует корреспондент «Белгородских известий» Ирина МАЛИКОВА.

- Удобно ли вам, Ирина Валерьевна, на нашем «гостевом диванчике»? А знаете, здесь до вас побывало много уважаемых людей, наш диван располагает к неофициальному, свободному общению. Вы согласны общаться в таком формате?
- Во-первых, хочу поблагодарить вас за приглашение, для меня это большая честь. Я заглянула на сайт газеты «Белгородские известия», посмотрела, кто был «гостем редакции». Конечно, мне приятно оказаться в компании таких известных людей.

- Кажется, у Льва Ошанина есть такие строки о библиотекарях: «Милые тихоголосые женщины...». На мой взгляд, поэт написал типичный портрет библиотекаря советского времени. А каков портрет современного представителя профессии?
- Соглашусь с тем, что эта характеристика библиотекарей осталась в прошлом. Наверное, в советское время эти строки и были актуальны, сегодня совсем другое дело. Я вспоминаю то время, когда наша детская библиотека располагалась в жилом здании на улице Попова, 54. До двухтысячных годов мы, действительно, были скромными, «тихоголосыми», но те времена прошли. Современный библиотекарь - личность творческая. Это женщины (мужчины в нашей профессии есть, но не в нашей библиотеке), с активной жизненной позицией, идущие в ногу со временем, владеющие компьютерными технологиями. Кроме того, библиотекарь и особенно детский библиотекарь должен обладать большим запасом знаний, чтобы помочь юному читателю разобраться в океане информации. Скорее всего, это больше, чем просто профессия, ведь достоинствам её нет числа. Уверена, имидж библиотеки создают люди, которые в ней работают. Детскому библиотекарю важно уметь ориентироваться в современном детском литературном процессе, в жанрах и тематике современных произведений, чтобы удовлетворить потребности каждого читателя, обратившегося к нему за помощью. Современные библиотекари современно видят формы продвижения книги к читателю. Это очень важно, поскольку нашей основной задачей остаётся именно эта функция - привить читателям потребность и любовь к чтению.

- В этом стихотворении есть и другие строки: «Душ человеческих добрые лекари...». А эти строки соответствует вашей профессии?
- А вот это остаётся. И, я надеюсь, останется на долгие годы, потому что наша профессия направлена на формирование духовных ценностей растущей личности. И книга в этом процессе играет важную роль, уверена, современные средства передачи информации: монитор компьютера, электронная книга и прочее не заменят живого общения с печатной книгой, хотя информацию донесут, но душевный отклик на слово способна вызвать только книга.

- Современные дети мало читают. Как их приучить к чтению?
- Давайте исходить из того, с чем мы будем сравнивать. Если с советскими временами, когда мы были самой читающей страной в мире, а метро в Москве в шутку называли «большим читальным залом», то, наверное, сейчас читают меньше. Но, если сравнивать с девяностыми годами, то сейчас дети читают больше, да и возможности получать информацию из электронных источников стало больше. Требования времени таковы, что человеку необходимо черпать информацию, чтобы быть востребованным в жизни, найти хорошую работу, достойный заработок. Поэтому молодым людям приходится читать, если не художественную литературу, то аналитическую, научную, периодику. Это просто необходимо. Мы, конечно, применяем в своей работе и традиционные, и креативные формы, чтобы привить интерес к чтению. Готового рецепта нет. Но многое зависит от тех традиций, которые существуют в семье, если родители любят читать, то любовь к чтению они привьют и своему ребёнку. Мы приветствуем, когда к нам в библиотеку приходят семьями, считаем, что эта форма работы - самая продуктивная. Конечно, это и индивидуальные особенности. И традиции семейного чтения. Есть программы по возрождению семейного чтения и обязательно - семейный поход в библиотеку с детьми.

- В моём представлении современный библиотекарь - невероятный выдумщик. Вы каждый раз что-нибудь придумываете, чтобы привлечь маленького читателя к книге. Так?
- Да, приходится постоянно искать что-то новое и интересное. Мы не хотим отходить от традиционных форм чтения, но с учётом требований современности сочетаем все формы работы. Интернет в этом очень помогает, мы устраиваем читательские web-конференции с районами, стали проводить с другими детскими библиотеками страны видеомосты на тему «Что мы знаем о наших городах». Детям очень нравится такая форма общения. Встречи с российскими писателями также организуем в режиме on-line. Благодаря техническим возможностям дети могут пообщаться с известными детскими писателями. Внедряем современные формы популяризации книги. К примеру, книжные новинки предлагаем оценить «детскому читательскому жюри». Дети сами оценивают книги современных авторов, которые получили различные литературные премии и рекомендованы к чтению литературоведами, критиками. В результате 10 самых понравившихся им произведений получают знак «Нравится детям Белгородской области».

- Раз уж мы заговорили о детской литературе, скажите, есть ли сегодня интересные детские писатели, которых можно было бы сравнить с классиками детской литературы?
- Талантливых писателей много, на эту тему можно говорить долго. Если говорить о тех авторах, которые, скажем, интересны подросткам, я бы назвала творчество Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак, которые пишут в соавторстве. Сюжеты произведений построены в приключенческом жанре. Авторы очень хорошо знают психологию этого возраста, поэтому их книги востребованы, мы и сами читаем их с удовольствием. Любят дети произведения Альберта Лиханова, с удовольствием читают классиков детской литературы, фантастику, приключения.

- Ирина, расскажите о себе. Где вы родились, кто были ваши родители?
- Я родилась в Белгороде. Мои родители - коренные жители Белгородской области. Мама была медицинским работником, к сожалению, она рано ушла из жизни, папа инженер-строитель. У нас замечательная семья, а у меня было счастливое детство советского ребёнка. С нежностью и ностальгией вспоминаю то время. Тогда у простых людей не было особого шика, но было всё необходимое. Была возможность путешествовать, отдыхать в санаториях. Мы были счастливы оттого, что имели возможность общаться, ходить друг к другу в гости, играть во дворе. У меня было много друзей. Вспоминая то время, с грустью замечаю, насколько беднее в плане общения со сверстниками стала жизнь современных детей. Современные дети редко ходят друг к другу в гости, они не знают, как это можно сделать. Сейчас это не принято. Общаются по телефону, в Интернете, форумах, «аськах», смс. Виртуальные символы заменили живые эмоции. И хотя дети этого не замечают, считая естественным такое общение, это влияет на формирование межличностных отношений, на восприятие себя и окружающих людей в социуме.

- Вы мечтали стать библиотекарем?
- Наверное, я вас разочарую, если скажу, что не мечтала, и в профессию пришла по совету родителей. Я училась в средней школе № 5 с углублённым изучением французского языка, сейчас это гимназия. Училась стабильно «хорошо», но точные науки давались с трудом. После восьмого класса я для себя решила, что сдавать экзамены по физике, математике мне будет сложновато, поэтому, прислушавшись к советам папы с мамой, поступила в культпросветучилище, на библиотечное отделение. В этом возрасте сложно самостоятельно найти свою дорогу в жизни, сделать правильный и осознанный выбор, поэтому большинство детей прислушиваются к советам родителей. Мне родители посоветовали этот путь. Любовь к профессии пришла позже, когда я уже начала работать в библиотеке.

- Куда вы пришли после училища?
- В детскую библиотеку, тогда имени Аркадия Гайдара. Было это первого августа 1991 года, на тот момент мне не было 18 лет, так что 23 дня я работала несовершеннолетней. После училища сразу же поступила на библиотечный факультет Орловского института культуры. Я пришла в коллектив с настроем работать, проявить себя, чего-то добиться. Сейчас молодые специалисты изначально нацелены на то, чтобы долго не задерживаться на одном месте, стремятся найти работу получше, попробовать себя в чём-то другом.

- И у вас никогда не было желания сменить профессию?
- Желания сменить профессию не было, а вот желание бросить работу и заниматься домашним хозяйством было (смеётся). У нас и сейчас небольшая зарплата, а в середине девяностых годов платили просто символические деньги, большая часть заработка уходила на проезд и обеды. И вот тогда, прислушиваясь к размышлениям старших коллег, я подумала, что, действительно, выгоднее быть домохозяйкой, готовить обеды, содержать дом в порядке - пользы больше. Помню, озвучила эту мысль дома, а мои родители в один голос строго сказали: «Работать!» Это был один-единственный раз, когда я подумала о том, чтобы уйти из библиотеки. Больше таких мыслей не возникало.

- С тех пор прошло больше двадцати лет. Сейчас какую роль играет в вашей жизни работа?
- Совершенно искренне могу сказать, что я очень люблю свою профессию. Люблю коллектив, в котором работаю. Наша библиотека тоже «выросла» за эти годы. Сегодня детская библиотека - это современный информационный, просветительский, образовательный центр. Мы дифференцированно подходим к обслуживанию читателей. Библиотека имеет зоны для всех категорий пользователей. Сначала читатель попадает в отдел дошкольного обслуживания, здесь его ждёт сказочная обстановка и книжки-игрушки. Потом - отдел обслуживания «Детство» для младших школьников, затем отдел «Подросток». У нас есть сектор для родителей и педагогов. Можно приходить в библиотеку семьёй. Конечно, есть медиазал, комната сказок, где проходят мероприятия, отдел искусств. Коллектив у нас творческий. Все коллеги - разные люди: и по возрасту, и по темпераменту, но все творческие личности.

- Работа в чисто женском коллективе имеет свои особенности, не возникает конфликтов на гендерной, так сказать, почве?
- Бывают, конечно, и споры и какие-то трения, но мне комфортно работать в нашем коллективе.

- Ирина Валерьевна, вы сказали, что прошли путь от простого библиотекаря до заместителя директора по научно-методической работе. В чём заключается ваша работа?
- Да, 12 лет я работала в отделе обслуживания детей среднего и старшего возраста, это один из самых важных отделов, поскольку с подростками работать непросто, но интересно. Мы проводили много разных мероприятий, встреч с писателями, читательские конференции. Это те формы работы, которые интересны детям в подростковом возрасте. Естественно, мне хотелось попробовать себя и в чём-то другом. И поэтому, когда в 2003 году меня пригласили в научно-методический отдел, я сменила направление работы и стала заниматься методической деятельностью, сотрудничая с детскими библиотеками области. В должности заместителя директора я работаю не столько с детьми, сколько с детскими библиотекарями, ведь наша библиотека - это ещё и методический центр по библиотечному обслуживанию детей для библиотек области. Моя работа заключается в координации и организации деятельности по оказанию методической поддержки библиотекарям области, работающим с детьми и подростками, дальнейшем развитии их профессиональной компетентности, внедрению инновационных форм работы, это необходимо для того, чтобы книга и чтение заняли одно из основных мест в жизни подрастающего поколения.

- Ирина Валерьевна, с 2001-го библиотека переехала в другое здание, обрела новое имя и статус. Изменения связаны с именем председателя Российского детского фонда, писателя Альберта Лиханова, который покровительствует вашей библиотеке. Какова роль писателя в жизни детской библиотеки?
- Альберта Лиханова связывают с нашей областью много проектов и инициатив. Он, действительно, многое делает для развития библиотечного дела, продвижения книги к юному читателю. С 2001 года в области ежегодно проходят литературно-педагогические Лихановские чтения, которые обрели статус международных и стали брендом нашей области. Такие же Чтения проходят и на родине писателя, в Кировской области, но, на мой взгляд, там Чтения проводятся, я бы выразилась так, по-домашнему. У нас это мероприятие имеет научно-методический подход. Каждый приезд Альберта Анатольевича - большое событие для нас. Он принимает участие в судьбе не только нашей библиотеки, благодаря ему пополняются книжные фонды сельских и детских библиотек области. Кстати, премия «Призвание», которую сейчас ежегодно вручают девяти библиотечным работникам по трём номинациям, это его идея, с которой он обратился к губернатору, и Евгений Степанович его поддержал. Некоторые проекты Российского детского фонда, который он возглавляет, имели большой идеологический резонанс. Например, в рамках проекта «Мир детства. Грамотность. Творчество», проходил областной конкурс «История моей семьи - в истории моего края». В проекте приняли участие все школьники области в возрасте от 10 до 15 лет. Каждый ребёнок узнал историю своей семьи, провёл своё генеалогическое исследование. В итоге сорок победителей были приглашены в Москву в реабилитационный центр Российского детского фонда для талантливых детей. Провели там незабываемую неделю, насыщенную событиями и встречами со знаменитыми людьми - писателями, актёрами, музыкантами.

- В стенах библиотеки родилась акция «Тёплым словом - добрым делом»?
- Да, это наша акция, которую мы начали проводить в 2001 году с целью поддержать социально незащищённых детей и детей-сирот, которые, как все дети, ждут новогодних подарков. Акцию поддержали студенты-волонтёры теологического факультета БелГУ. С 2009 года университет полностью взял на себя организацию и проведение акции. Но библиотека по-прежнему участвует в ней.

- У вас есть хобби?
- Рыбки. У нас есть аквариум, я ухаживаю за рыбками. С удивлением наблюдаю за их жизнью, знаете, я пришла к выводу, что это не безмолвные глупые существа, как принято считать, рыбки всё понимают, чувствуют людей, их настроение.
Конечно же, люблю читать, было бы странно, если бы, живя в профессии, я не читала. Это необходимо и для дела, и для души. А ещё я занимаюсь аква аэробикой, хожу в спортивный центр Светланы Хоркиной. Вообще, вода моя стихия, я люблю плавать, поэтому мы путешествуем в те места, где есть вода.

- А ваша семья?
- Моя семья - это мой муж и папа.

- С вами легко общаться людям?
- Думаю, да, я позитивно смотрю на окружающий мир, принадлежу к числу людей, которые считают, что надо верить в мечту. Ведь у неё есть приятная особенность сбываться!

- Спасибо за беседу.

 

Фото Наталии КОЗЛОВОЙ

Новости

27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина
15.11 12 белгородских школьников победили во всероссийском конкурсе «Большая перемена»
12.11 В Алексеевке Белгородской области реконструируют памятник Даниилу Бокареву
12.11 В Красногвардейском районе отремонтируют ещё одну школу
08.11 Жительница посёлка Новосадового Белгородского района Анна Трегубенко отметила 95-летие
08.11 Новооскольский военно-патриотический клуб «Гранит» взял третье место на областных соревнованиях курсантов
02.11 Вейделевский школьник Андрей Евдокимов стал победителем Всероссийской олимпиады по краеведению