В Краснояружском районе на месте, где семьдесят лет назад располагался
подземный полевой госпиталь, установили мемориальный камень
Из Красной Яруги и до посёлка Прилесье дорога хорошая - ровный асфальт. В самом посёлке асфальт уже похуже, но тоже есть. А дальше начинаются кукурузные поля. По ним, ориентируясь на столб пыли, поднятый впереди идущими автобусами, мы и доехали до урочища Наумовщина, где семьдесят лет назад, в лесу, в землянках, под начальством полковника медицинской службы, уроженца села Стаканово Курской области Алексея Николаевича Никулина, располагался подземный хирургический полевой подвижной госпиталь № 872. В прошлую пятницу благодарные потомки установили на том месте мемориальный камень и реконструировали некоторые элементы госпиталя.
Летом 1943 года на Воронежском фронте, который находился на территории нынешней Белгородской области, было развёрнуто около двухсот госпиталей. Из них 62 - хирургических полевых. Только в Краснояружском районе их было тридцать, и один из них числился под номером 872.
Людей приехало много. Они оставляли машины на краю зелёного поля, входили в серо-коричневый лес и как будто растворялись в прошлом. Встречал вошедших серый камень с надписью на нержавеющей табличке: «Здесь, в урочище Наумовщина, с марта по сентябрь 1943 года находился ХППГ
№ 872». На камне лежала коричнево-рыжая от ржавчины, на макушке пробитая каска, четыре розы и требник в зелёном переплёте. Казалось, что яркие краски южного лета в этом лесу стали тусклыми. На опушке, среди тянущихся ввысь клёнов, уродливо торчали пожухшими листьями на сломанных ветках бугры землянок. Чуть в стороне, за развесистым кустарником, потрескивала дровами полевая кухня, а между деревьев бродили одетые в военную форму тех лет медсёстры и «раненые» красноармейцы. И полностью погрузиться в семидесятилетнее прошлое не позволяли лишь динамики, наполнявшие лес патриотическими песнями, да группы современников, бродивших между землянками, вслушиваясь в речь экскурсоводов.
Над прямоугольным чёрным входом каждой землянки прибиты деревянные таблички: «Палата», «Приёмно-сортировочное отделение», «Перевязочное отделение», «Операционное отделение», «Склад». Отличались землянки друг от друга лишь количеством ведущих в их тёмное нутро вырубленных в земле ступенек. Внутри, в сумраке и сырой прохладе, под осыпающейся между брёвен землёй и торчащими обрубками корней - нары. Только в «Операционном отделении» стены замазаны извёсткой да лампа над деревянным колченогим операционным столом.
Когда все желающие осмотрели землянки, послушали рассказы экскурсоводов и понюхали запах варящейся солдатской каши, началось театрализованное представление.
Самодеятельные актёры восстановили для зрителей фрагмент одного дня полевого госпиталя. Были в том спектакле и горе потерь боевых товарищей, и любовь, и радость выздоровления. Так, в одной из сцен в госпиталь доставили тяжело раненного красноармейца. Медсёстры уложили его на носилки и понесли к бричке, запряжённой лошадью. И всё бы ничего, да бричка та стояла позади зрителей. «Раненого» уложили на сено, а медсёстры ушли играть сценку дальше. Только вот половина зрителей больше не смотрела спектакль, а пристально наблюдала за «раненым» в бричке. Гадая: сам встанет или лошадь куда увезёт?
Театрализованное представление перемежалось песнями, плясками и частушками
ансамбля художественной самодеятельности.
И в лесу как будто стало светлей, и люди заулыбались. А потом, когда настроение у всех стало праздничным, выступили почётные гости.
Заместитель начальника департамента внутренней и кадровой политики, начальник управления культуры области Сергей Курганский подчеркнул, что чем дальше в прошлое уходят суровые годы битвы с фашизмом, тем ясней предстаёт преступный лик прошедшей войны. Она вошла чёрной и в то же время великой страницей в летопись истории советского народа.
- Этот подвиг совершался здесь, на этой земле. И мы должны всегда помнить, что мы - великая нация. А самое главное, чтобы это знала наша молодёжь. К сожалению, в результате преступной фальсификации истории многие современники отдают дань памяти иностранным армиям - участницам той войны.
Наша главная задача - рассказать правду, чтобы молодёжь знала, что их прадеды - герои и единственные победители в Великой Отечественной войне, - сказал Сергей Курганский.
Глава администрации Краснояружского района Валерий Бурба поблагодарил земляков, которые принимали деятельное участие в закладке мемориального камня на месте полевого госпиталя.
- Ежегодно наши поисковики находят захоронения солдат, и мы делаем всё, чтобы их души обрели покой, - сказал Валерий Бурба. - В каждом населённом пункте нашей области есть памятные места, и пусть этот реконструированный госпиталь станет тем местом, где мы будем вспоминать наших дедов и прадедов, погибших за нашу с вами жизнь.
После очередной военной песни к микрофону подошла маленькая старушка, которую ведущий представил медсестрой полевого госпиталя. Все притихли, прислушались. Старушку зовут Тамара Васильевна Доценко.
- Деточка, я не была медсестрой, - сказала в микрофон Тамара Васильевна.- Пацанкой я была да в госпиталь бегала помогать медсестричкам. Вот сейчас артисты нам сценку разыграли из жизни госпиталя. А на самом деле всё было намного проще и страшнее. Солдаты раненые, окровавленные. Кто кричит, кто ругается, кто плачет. А доктора и медсёстры всем помочь не успевают. Лекарств не было, бинты по нескольку раз стираные. И мы, подростки, помогали как могли. Воду носили, бинты стирали, раненых кормили. Помню, из операционной одну девочку, мою ровесницу, вынесли без сознания, так я вместо неё пошла в операционную. А там ноги и руки отрезанные. Не дай Бог такое кому-то увидеть. И мы голодные, босые, кожа да кости. Спасибо всем, кто создал этот мемориал. Дай вам Бог здоровья.
Освятил мемориальный камень епископ Губкинский и Грайворонский Софроний. Перед чином освящения он обратился к присутствующим.
- Братья и сестры! Эта земля святая. И не потому, что пропитана кровью, болью и смертью. Но святая потому, что Бог уничтожил зло. Он дал силу нашему советскому народу с его стремлением к победе. Дал великую силу, когда друг за друга полагали свою жизнь, когда в тылу ковалась победа. И Бог дал всем жизнь, которой мы сейчас радуемся. Неоценим подвиг тех людей, которые здесь трудились, спасая жизнь человеческую…
Потом объявили минуту молчания, и трое пограничников три раза выстрелили в воздух.
Голос из динамика пригласил гостей отведать солдатской каши, и народ шумно направился к огромному котлу полевой кухни.
А я решил пройтись по лесу, да не между реконструированных землянок, а дальше. Туда, где заканчивалась праздничная суета. И оказалось, что нету в этом лесу ровного места. Под каждым деревом - заросшие оспины землянок, окопов и траншей. И нет ни одного ровного дерева. Кривые, сгорбленные, перекрученные между собой. Как будто впитали в себя боль погибших солдат,
через чьи кости проросли их корни.
- Комментировать
- 1798 просмотров
Комментарии
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 14 недель назад