Сынок, ты мог бы жить полноценной жизнью, но мы купили тебе скутер…
Инспектор ДПС лейтенант полиции Алексей Буруменский ловко ведёт патрульный автомобиль в потоке транспорта. И вдруг откуда-то справа выныривает мопед. Водитель мопеда - парнишка без шлема. Его двухколёсный агрегат опасно кидает из стороны в сторону, когда парень объезжает автомобили или проскакивает между ними по разделительной полосе...
Три тяжёлых
Только за половину июля в области уже три серьёзных аварии с участием несовершеннолетних на скутерах. Все три - по вине подростков. Оно и неудивительно. Четырнадцати-пятнадцатилетние дети, которым родители подарили скутеры, мопеды или мокики, зачастую правил дорожного движения знать не знают. Ездят, как им понравится. И не боятся ничего, наивно полагая, что страшное может случиться с кем угодно, только не с ними. В итоге - аварии и тяжёлые последствия для её участников. Так как в большинстве случаев подростки шлем не надевают.
Так, например, в начале июля в Белгороде двое подростков на скутере, не зная правил дорожного движения, выскочили со второстепенной дороги на главную и не предоставили преимущества в движении автомобилю. Визг тормозов. Удар. Оба подростка попали в больницу.
В Старом Осколе пятнадцатилетнему водителю даже машины никакой не потребовалось. Он ехал на скутере со своим шестнадцатилетним другом. Катались по городу ночью. На улице Архитектора Бутовой в районе АЗС
№ 3 подросток не справился с управлением и опрокинулся. У него - перелом ноги. У его друга - перелом грудного отдела позвоночника.
Село Черемошное Белгородского района. Пятнадцатилетний водитель скутера выехал на полосу встречного движения и столкнулся с иномаркой. Подросток попал в детскую областную больницу с закрытым переломом бедра.
И во всех случаях родителям кроме себя даже винить некого. Сами подарили детям опасный транспорт.
Железнодорожный переезд
Семнадцатого июля с экипажем ДПС выезжаю на улицы областного центра. У лейтенантов Алексея Буруменского и Максима Козырева территория - северная часть Белгорода. Не успеваем доехать до места патрулирования, как прямо у нас на глазах по улице Чичерина на красный свет иномарка проезжает железнодорожный переезд.
В «Белгородских известиях» пятого июля этого года в заметке «Смертельный манёвр» мы писали о трагедии, произошедшей из-за подобного нарушения. Тогда на Разуменском переезде водитель-женщина решила проскочить на красный свет. В итоге иномарку протаранил тепловоз. Сама водитель и её пассажирка погибли, а пассажир - мужчина - был доставлен в тяжёлом состоянии в реанимацию.
Как оказалось, страшная трагедия, о которой говорила вся область, учит не всех. Пять автомобилей дисциплинированно ждут на переезде, когда проехать будет можно. При этом по путям двигается сразу два тепловоза. Один уже проехал переезд, а второй приближался. Но мужчина на красной иномарке лихо объезжает стоящие машины и «пролетает» через железнодорожные пути.
Алексей моментально разворачивает патрульный автомобиль и бросается в погоню за нарушителем. Буквально через сто метров нарушителя «догоняем», инспектор в громкоговоритель требует остановиться. Водитель беспрекословно подчиняется и выходит из машины, разводя руками:
- Ребята, спешил очень!
Решил проскочить
Инспекторы представляются и начинают составлять протокол по статье 12.10 КоАП РФ «Нарушение правил переезда через железнодорожные пути». Водителю при этом выписывают временное водительское удостоверение, так как санкции статьи предусматривают, помимо штрафа, лишение права управления транспортным средством на срок до полугода. Решать его судьбу теперь будет специальная комиссия.
- Вы же знаете, к чему приводят такие нарушения? Буквально две недели назад два человека погибли на железнодорожном переезде…
- Да знаю! - досадливо говорит водитель. - Спешил очень. Глянул - тепловоз проехал. Второй стоит. Ну и решил, что проскочу.
- Вы давно за рулём?
- Пятнадцать лет.
- А нарушений у вас много?
- В этом году за непристёгнутый ремень оштрафовали, и всё. Серьёзных правонарушений вообще ни разу не допускал.
- И сразу такое!
Водитель вздыхает и отворачивается.
Не вижу смысла
надевать шлем...
После оформления всех документов продолжаем движение. И на улице Александра Невского замечаем парня на скутере. Инспекторы сразу же его останавливают, так как он едет без шлема.
Козырев представляется и рассказывает о допущенном нарушении. Просит подойти к патрульной машине для составления протокола. Парень спокойно кивает и идёт к автомобилю.
- Вас как зовут, - спрашиваю его.
- Сергей.
- А сколько вам лет?
- Двадцать шесть.
- Неужели не знаете, к чему езда без шлема приводит?
- Вы мне что, мораль читать будете?
- Просто понять хочу, что вас заставляет пренебрегать элементарными правилами безопасности.
- Не вижу смысла надевать шлем и ехать по двору!
- Какой двор, - спрашиваю его, - когда по улице только за две минуты, пока мы стоим, уже два десятка машин мимо проехали!
Сергей молча пожимает плечами…
Нарушать будет впредь
Инспекторы проверяют номерные знаки агрегатов и узлов скутера. Делают сверку по базам и смотрят, не в угоне ли транспортное средство. Потому что скутеры и мопеды угоняют систематически. Сергей спокойно наблюдает за процедурой.
- Вас, наверное, не первый раз штрафуют? - интересуюсь я.
- Не первый, - кивает скутерист.
- А за что ещё штрафовали?
- Также за шлем, - улыбается Сергей.
- Больше не будете нарушать? - спрашиваю его.
Сергей делает гримасу и неопределённо машет рукой так, что становится понятно - нарушать он будет и впредь. Для него, видимо, это своего рода доблесть - взять и проехать без шлема…
Спрос другой
Когда отъезжаем, лейтенант Буруменский вдруг начинает говорить:
- Двести рублей штраф скутеристам за любое нарушение. Пятьсот рублей, если ехал пьяный. И всё! Едь! Кого хочешь сбивай. Куда хочешь врубайся! По сути, скутеристы такие же участники дорожного движения, как и все остальные. А спрос с них совершенно иной. Ездят без прав. Без страховки. Если что-то случится - материальную компенсацию можно потребовать только в частном порядке через суд.
- И часто нарушают?
- Часто, - кивает инспектор. - Есть такие, кто ездит в шлеме. По правилам. Но много и тех, кто ездит, как попало.
- А несовершеннолетние часто нарушают?
- Постоянно.
- И что с ними делаете?
- Доставляем в отдел, - вступает в разговор Козырев, - отдаём инспекторам по делам несовершеннолетних. - Они вызывают родителей и проводят с ними беседы.
- Ну а что родители говорят? Ведь они жизнь и здоровье своих собственных детей под угрозу ставят!
- Родители? - переспрашивает, невесело улыбаясь, Буруменский. - Родители говорят: «Ой, а наш хорошо ездит!». Или: «А он только по двору катается, и мы не знаем, как он на трассе оказался!». А есть и такие, которые говорят: «А что, разве только с шестнадцати лет можно мопедом управлять? А мы не знали!». То есть они даже правил дорожного движения не знают. Естественно, не знает этих правил и их ребёнок. Отсюда результат.
Может, не надо?
На проспекте Богдана Хмельницкого полицейские остановили юного водителя мопеда, с описания дорожных «художеств» которого я начал этот репортаж.
Парню семнадцать лет. На своём мопеде он приехал аж из Ивни.
- Александр, - спрашиваю его, - как же ты по трассе ехал? Не боялся?
- Неа, - мотает головой он.
- А родители как тебя отпустили?
Подросток молчит.
- Где документы на мопед? - спрашивает его инспектор.
- Дома забыл.
- Шлем тоже дома забыл?
- Шлем у брата в машине, - отвечает мопедист. И вдруг жалобно говорит: - Может, не надо?
В отделе
Но инспекторов не разжалобить. Они прекрасно знают, чем оканчивается езда без шлема. Предыдущему скутеристу Максим Козырев объяснил это предельно чётко: если вы едете в шлеме, то при падении лопнет шлем. А если будете без шлема, то при падении лопнет голова.
На водителя мопеда составляют протокол и вместе с техникой доставляют в отдел полиции № 2, где передают на руки старшему инспектору майору полиции Оксане Сальниковой.
- Саша, где документы на мопед? - спрашивает у подростка инспектор по делам несовершеннолетних.
- Дома.
- Вызывай своих родителей. Пусть привезут документы и заберут тебя.
- А можно не вызывать? - видно, парню очень не хочется звонить домой.
- Можно, - спокойно отвечает женщина. - Но если в течение трёх часов за тобой никто не приедет, я имею полное право поместить тебя в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей. Звонить будем?
Парень тяжело вздыхает и достаёт мобильный телефон.
Нужны будут права
С пятого ноября этого года вступают в силу поправки в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения». Теперь, чтобы управлять мопедом или скутером, нужно будет получить водительское удостоверение категории «М».
Однако если у вас есть водительское удостоверение любой категории, то ни получать новые «права», ни открывать новую категорию совсем не нужно. В новом законе как минимум два положительных момента. Во-первых, он уравняет водителей мотосредств с остальными участниками дорожного движения. Во-вторых, поможет остановить вакханалию пьяных скутеристов, которым сейчас кроме штрафа пятьсот рублей ничто не грозит.
И другой немаловажный момент. В законе чётко прописано, что управлять такими транспортными средствами могут лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста. Пока же на мопеды и скутеры родители сажают чуть ли не десятилетних чад. Таких случаев уже сотни по всей области. В этот же день, когда я ездил вместе с сотрудниками ДПС, на Харьковской горе их коллеги задержали на скутере мальчишку, которому только-только четырнадцать исполнилось. И опять его родители рассказывали полицейским об аккуратности своего сына.
Только непонятно, что и кому они бы рассказывали, если бы с их сыном, не дай Бог, что-то случилось. И что будут рассказывать родители своим детям, которые уже остались инвалидами? «Сынок, ты мог бы жить полноценной жизнью, но мы купили тебе скутер»...
- Комментировать
- 1683 просмотра
Комментарии
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 14 недель назад