Присоединяйтесь

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Джазовый пианист Даниил КРАМЕР: Мне важна ваша душа

Единственный в своём роде джазовый пианист Даниил Крамер привёз в Белгород проект «Классика и джаз». На сцене Белгородской государственной филармонии джазмен выступил в дуэте с Новым русским квартетом. В этот вечер зрители услышали и классику (Моцарта, Шумана), и джазовые стандарты, а также авторские произведения мастера. Впервые в исполнении Нового русского квартета прозвучала баллада Даниила Крамера «Танго ночного пустыря». После концерта джазмен ответил на вопросы корреспондента «Белгородских известий» Ирины Ткаченко.
- Даниил Борисович, вы говорите, что импровизируете всё время. Насколько тяжело с вами работать коллегам-музыкантам на сцене?

Джазовый пианист Даниил КРАМЕР: Мне важна ваша душа

- Я думаю, если бы им было тяжело со мной, дуэта бы не было. Не могу сказать, что классическим музыкантам работать со мной очень легко, потому что я импровизирующий человек. С другой стороны, у меня такая классическая закваска, и мне понятна специ-фика классических музыкантов, поэтому я не импровизирую так, чтобы они не могли меня поймать, найти и понять.
Сегодня Новый русский квартет сделал для меня сюрприз. Они подготовили мою пьесу для скрипки и виолончели. Для меня это был лёгкий шок. У пьесы немного сумасшедшее название «Танго ночного пустыря». Когда я писал её, передо мной был образ танцующего призрака.
- А с кем легко на сцене?
- Я могу себе позволить не играть с музыкантами, с которыми мне неприятно. Это радостно. Сам факт того, что у нас есть сотрудничество, говорит о том, что нам играть вместе приятно. Жаль, что у вас нечасто выступают квартеты такого класса. Я понимаю, что для обыденного слушателя классический квартет не звучит как Майкл Джексон, но уверяю вас, что для наших с вами душ это бывает даже важнее.
- Даниил Борисович, какое соотношение заготовок и импровизации в вашей концертной программе?
- Заготовки есть обязательно. В таких концертах как сегодня процент заготовок большой, причём не просто заготовок, а выученных, сделанных вещей. Там, где я играю соло, большой процент импровизации. А заготовкой является идея. Она реализуется на том же уровне, на котором вы реализуете свои заготовки речи. Например, вам надо сказать что-то грустное, вы твёрдо решили сделать это, но какие точно слова скажете, ещё не знаете. И вот эти грустные слова у вас рождаются сами собой, потому что вы владеете русским языком… У меня примерно также: я даю себе задание, а дальше руки начинают делать.
Когда я играю с ребятами из Нового русского квартета, нужно обратить внимание на такую штуку. Абсолютно классические музыканты, не имеющие понятия о свинге и джазе, играют в чисто джазовой эстетике. Когда виолончелист исполняет роль контрабаса, когда внутри ансамбля, который только что играл Моцарта и Шумана, играет махровый нot-jazz. И когда, с другой стороны, вам тут же предлагается баллада чисто «куловского» (прохладного) стиля. Ведь это нелёгкая музыка. Такие баллады требуют от публики определённого рода медитации, на неё не все способны. Мы живём в динамичном мире: клип не более пяти секунд на кадр, всё, что мы читаем, сплошные детективы, где главное - держать в напряжении… А Моцарт писал свои вторые части не для этого, и я свою балладу не для этого написал. Эта штука, которая всегда рискует провалиться, потому что она требует медитации.
- Расскажите, как рождалась баллада?
- Она странно рождалась. Перестройка, было очень плохо жить. Мы все думали в тот момент, как выжить. Я лично был в отчаянии. Тогда Спиваков уехал в Испанию, тогда многие выдающиеся музыканты находились в очень плохом состоянии. Потому что вы, слушатели, не покупали билеты, у вас не хватало на это денег. Я вынужден был эмигрировать на полгода в Италию. Уехал от жены и маленькой дочки, был частично обманут контрактом. Это часто бывает, когда менеджеры видят, что музыкант в почти безвыходном положении. Но что мне было делать… Мне нужно было кормить свою семью. И вот там, в Италии, тоскуя по семье, я узнал, что такое ностальгия. Когда приехал в Россию, с меня все штаны спадали (смеётся). Под конец контракта не мог уже ни есть, ни пить, мне ничего не хотелось! Вот там родилась моя баллада. Это моя тоска. Она сама родилась, я её почти не сочинял. Однажды сел за инструмент, она просто вылезла из-под рук, и я её записал.
- Как восприняли белгородскую публику? Насколько она подготовлена? Кто ваш слушатель?
- Я играю в очень разных местах - от Африки до северной Швеции. Мне всё равно, какая публика. Как только я вышел на сцену и сел за рояль, а зрители разместились в зале, они - мои! Всё остальное не имеет никакого значения. Если неподготовленная публика не поняла Моцарта, значит, я недостаточно хорошо его сыграл. Здесь не в публике дело. Зрители не могут оценивать по профессиональным критериям - большая ошибка, когда музыкант ждёт этого. Для слушателя критерия только два: нравится и не нравится. Других нет. Когда человек говорит: «я не понимаю в музыке», я пожимаю плечами... Да что нужно понимать в музыке?! Понимать должен я, который её делает. Вас тронуло это за душу или нет? Больше ничего не требуется.
- Даниил Борисович, Ваш родной город Харьков. Какие воспоминания остались о нём? Часто туда приезжаете?
- Да, в Харькове я жил до восемнадцати лет. Я родился в интеллигентной еврейской семье, на одной из очень хулиганских харьковских улиц - Клочковской. Дома моего уже нет, его снесли по плану реконструкции города. Вначале учился в 106-й школе, в которой меня били минимум два раза в неделю за то, что я еврей. Так я жил где-то до третьего класса. Это научило меня при всей моей интеллигентности ничего не бояться. Потом мама отдала меня в Харьковскую среднюю специальную музыкальную школу на улице Карла Маркса. Там сразу началась новая жизнь, всё прошлое было забыто как кошмарный сон. Школьники немного поудивлялись, почему этот новенький ходит так странно - прикрывая портфелем шею, потому что раньше я рисковал каждую секунду получить по затылку. Через полтора месяца это всё прошло.
Для меня эта школа всегда будет светом в окошке, потому что там была моя вторая мама - моя учительница. Почти никто из современных учеников не знает того, что знал я. Я знал, что такое класс, что такое учитель. Когда учитель не только учит, но и следит за тем, что ты ешь, как ты живёшь. Когда он готов за свои деньги купить билет, посадить тебя в поезд и поехать с тобой в Москву показывать другим педагогам, зная, что просто так от сердца не оторвёт, а отдаст только тому, кому верит. Так поступила моя учительница. Я очень счастливый человек. Учительницу зовут Елена Владимировна
Йолис. Сейчас она в Мюнхене, ослепла от старости. Она вынуждена была уехать из Украины, потому что никому там не нужна. Кстати, как и мои родители, они живут сейчас в Германии. Хотя мама была одним из лучших дантистов в городе, а папа - народный учитель Украины, сурдопедагог, учитель глухонемых детей. Но увы, как только он ушёл на пенсию, единственный в Украине музей для глухонемых, который он сделал своими собственными силами, был разрушен, папа был забыт.
Тем не менее, Харьков я люблю. Имею хорошие связи с Харьковской филармонией, я туда приезжаю регулярно. Даю концерты. Директор филармонии - бывший ученик моей же школы, он учился младше на класс или на два, так что для меня он салага (смеётся). Я рад, что у меня с ними тесные связи.
- Вы не впервые в Белгороде, чем запомнился наш город?
- С первым моим приездом в Белгород связана история, которую я хорошо запомнил. Это было в далёкие советские времена. Я приехал в Белгород совсем молодой, только закончил институт, меня никто не знал. Начинающий полуджазовый пианист тогда был внове для публики. Меня не принимал классический мир, потому что я был не классик, и не принимал джазовый мир, потому что я не был джазменом. Каким чудом я делал себе концерты, непонятно! Один из них был в каком-то белгородском ДК. Там стояло пианино. Это пианино я умирать буду, не забуду! В нём отсутствовала поперечная планка. Это та самая планка, которая держит клавиши, чтобы они не выскакивали. Так вот, планки не было, и я этого не знал. Приехал прямо перед концертом и сел за инструмент, причём народу в зале было достаточно много. Я декларировал тогда, что могу импровизировать на темы из публики. Начал играть, и клавиши стали выскакивать. Если выскакивала наполовину, оставаясь в штыре, я успевал на ходу вбить её обратно, а несколько штук выскочили прямо из штыря и намертво застряли в вертикальном положении. Вот такая школа у меня была. Поэтому я сейчас спокойно могу заниматься эквилибристикой (смеётся).

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
КАПЧА
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина