Пчеловоды региона столкнулись с проблемой сбыта своей продукции
Медовый Спас - горячая пора для пчеловодов. Именно на середину августа приходится пик летних продаж. Погода в этом сезоне белгородским пасечникам благоволила, поэтому мёда будет много.
Мёда - завались
Даже слишком много для того мизерного потребления, которое у нас фиксируется. А потребляет «сладкого золота» каждый из нас всего 400-450 граммов в год. Для сравнения: в некоторых странах Европы среднедушевое потребление доходит до 2-3 килограммов в год. Почти приблизились к европейским нормам и наши соседи - украинцы, потребляющие ежегодно 1,1-1,3 килограмма на душу населения.
Этот год по части медового «урожая» должен стать рекордным за последние 30 лет. Без учёта тех, кто держит 2-3 улья «для себя», объём собранного белгородского мёда по предварительным прогнозам составит порядка четырёх тысяч тонн - почти на одну тысячу больше, чем в прошлом году. Правда, от такого «опережающего» развития отрасли сами пчеловоды не в восторге. Их, конечно же, волнуют не статистические показатели, а проблема сбыта собранного мёда. Если её не удастся решить - можно будет поставить жирную точку во всех их трудах и начинаниях.
Ложка дёгтя
Сегодня оптовая цена на мёд сложилась в пределах 50-60 рублей за килограмм. В прошлом году она доходила до 80 рублей. «В убыток себе мы работать не готовы», признаются пчеловоды, которые вынуждены либо отдавать мёд случайным перекупщикам за бесценок, либо придерживать «сладкое золото» в закромах, надеясь на осенне-зимний всплеск спроса.
Программа «Школьный мёд», конечно же, служит определённой поддержкой отрасли, но это всего лишь 5-7% объёма всего произведённого мёда. Департамент АПК, ответственный за реализацию региональной программы развития пчеловодства, планирует организовать снабжение пакетированным мёдом диспансерных больных в лечебных учреждениях, постояльцев домов престарелых и интернатов, а также студентов вузов. Но даже тогда на социальную сферу пойдёт 50-70 тонн продукции. Куда девать всё остальное?
Назад в будущее
Этот вопрос пчеловоды задали руководству департамента АПК на совещании, организованном в рамках выставки-ярмарки «Медовый Спас».
Они просили вернуть действовавшую в советское время систему закупок через заготовительные конторы. Эти функции, по мнению пчеловодов, могло бы взять на себя ГУП «Белгородпчелопром».
Закупленный у селян мёд проходил бы тщательную проверку на качество, затем купажировался для улучшения товарного вида и отправлялся на местные и иногородние прилавки под единой условной маркой «Белгородский мёд». Завоёвывать иногородний рынок в одиночку весьма проблематично - процедура слишком забюрократизирована, подтвердили участники совещания.
Для селян вариант с заготконторами был бы выходом из создавшегося положения. Но тогда гарантированный сбыт должен быть у самих заготконтор. А с этим тоже есть неясности.
Фабриканты воздержались
Как заверил заместитель начальника департамента АПК Алексей Хмыров, ведомство прорабатывает разные варианты решения «сбытовой» проблемы. Уже разосланы письма в администрации нескольких регионов России (Рязанская, Астраханская, Псковская области) с предложением внедрить на их территории программу «Школьный мёд». На первых порах снабжение учебных заведений в этих областях могло бы происходить за счёт белгородских поставок. Выиграли бы и наши пчеловоды, и наши малые предприятия, специализирующиеся на промышленной фасовке мёда в мелкую тару.
Рассматривается и сотрудничество с предприятиями пищепрома, куда мог бы поставляться белгородский мёд. Правда, здесь не всё так гладко.
- Мы провели переговоры с кондитерской фабрикой «Славянка», предложив ввести мёд в рецептуру конфет. Но технологи нас убедили в том, что полезные свойства мёда во время технологического процесса будут нивелированы, поскольку мёд в виде начинки подвергается воздействию температуры почти в сто градусов. Не хотят кондитеры связываться и с медовым печеньем, поскольку оно в силу специфики имеет свойство пригорать. Относительно удобоваримый вариант - производство таких традиционных натуральных слабоалкогольных напитков, как медовуха, сидр и сбитень. Недавно медовуха и сидр были выведены из-под лицензирования, что, конечно же, будет способствовать развитию их производства, - рассказал о перспективах Алексей Хмыров.
Что касается применения мёда в фармакологической промышленности, то, как заявил чиновник, сегодня компании, выпускающие апипрепараты, испытывают недозагрузку производства. Поэтому уповать на них пчеловодам не стоит.
Бочонок на память
Есть, по мнению руководства департамента, и ещё одна неотработанная ниша - сувенирная продукция. Чиновники предлагают пчеловодам облачить мёд в сувенирную упаковку из липы либо фруктовых пород деревьев и продавать заезжим туристам либо в специализированных точках продажи. Сейчас рассматривается вопрос с организацией на рынках региона постоянно действующих лавок с продукцией белгородских пчеловодов. Правда, цена такого липового бочонка пока «кусается» - стоит сувенирная тара около 600 рублей. Да и спрос на мёд в бочонках ещё не изведан.
Возможно, пчеловоды начнут активнее осваивать и ещё одно направление - ульетерапию. «Сон на живых пчёлах» - новая оздоровительная изюминка. Строится небольшой домик, в основании которого вдоль стен расположено несколько ульев. Человек ложится на лежанку и попадает в так называемый энергетический кокон пчелиной семьи. Подышал полезными испарениями - получил заряд энергии. И организму хорошо - и пчеловоду прибыль.
От идеи - к воплощению
Куда девать мёд? С этим животрепещущим вопросом весной этого года власти обратились к экспертному сообществу со страниц сайта «Народная экспертиза». Белгородцы охотно приняли участие в «мозговом штурме». Идеи высказывали разные. Предлагалось ввести в перечень лечения в санаториях области «медовые» ванны, ингаляции и массаж, формировать сухпайки армейцев фасованным мёдом и даже поставлять мёд в колонии и тюрьмы. Высказывалась идея наладить сбыт мёда в мелкой фасовке через крупные авиационные узлы страны, а также поставлять мёд в города-побратимы.
Были среди экспертов и те, кто советовал не изобретать велосипед, а серьёзно заняться формированием спроса: ежедневно и ежечасно со страниц газет, с экранов телевизоров, из радиоприёмников убеждать население в том, что мёд хорош и полезен вообще, а БЕЛГОРОДСКИЙ - особенно.
- Комментировать
- 2031 просмотр
Комментарии
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 14 недель назад