Присоединяйтесь

Топ недели

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Первый учитель жизни

Воспитатель Юлия Черникова: «Вижу открытые взгляды малышей и понимаю - я им нужна»

«Пусть предназначают моего воспитанника к тому, чтобы носить саблю, служить церкви, быть адвокатом, - мне всё равно… Жить - вот ремесло, которому я хочу учить его. Выходя из моих рук... он будет, прежде всего, человеком» - так о предназначении педагога сказал когда-то великий французский философ Жан Жак Руссо. Эту мысль Юлия Черникова, воспитатель муниципального детского сада № 11 «Звёздочка» Старого Оскола, сделала своим профессиональным кредо. Юлия Александровна - победитель областного профессионального конкурса «Воспитатель года-2013».

Создавая мультфильмы

На конкурс Юлия Черникова представила наработки из личного профессионального опыта на тему: «Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста посредством создания анимационных фильмов в совместной деятельности».

- За всю историю регионального этапа конкурса «Воспитатель года» работ на подобную тематику не было, - говорит старший воспитатель детского сада № 11 Антонина Косолапова.

Этот метод работы с детьми Юлия Александровна открыла для себя пять лет назад. И уже два года в детском саду № 11 под руководством Юлии Черниковой для воспитанников подготовительных групп работает анимационная студия «Юный мультипликатор».

- Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я заметила, что задания творческого характера вызывают у ребят интерес, - говорит Юлия Черникова. - Но эта заинтересованность у дошколят очень неустойчива и интерес к предложенной деятельности быстро пропадает. Я задалась вопросом: как сделать их интерес более устойчивым? Ответ подсказали сами воспитанники, когда рассказывали мне о своих любимых мультфильмах.

Идея создавать вместе с детьми короткие мультфильмы оказалась очень удачной: во-первых, с помощью мультфильмов малыши познают окружающий мир, во-вторых, в процессе создания мультипликации можно развивать творческие способности ребят. В этой работе - простор для воображения юных воспитанников Юлии Александровны: они придумывают персонажи и истории, которые с ними происходят. Иногда помогает воспитатель: с помощью наводящих вопросов подталкивает малышей к развитию сюжета.

Например, героями одного из мультфильмов стали кит и павлин. По сюжету эти персонажи сначала поссорились, а затем мирились. Дети отразили в этом мультфильме модель собственного поведения в такой ситуации, своих отношений в группе. В канву «озвучки» мультика органично вписались детские считалки-«мирилки»: «Мирись, мирись, больше не дерись. А если будешь драться, я буду кусаться. А кусаться нам нельзя, потому что мы друзья».

Ребята создают пластилиновые и кукольные мультфильмы в технике объёмной передвижки, и рисованные мультфильмы в технике плоской перекладки, и даже модные сегодня ролики в «сыпучей» технике - когда изображения создаются на стекле при помощи мелкого песка или кофе. Чтобы, к примеру, снять ролик продолжительностью хотя бы секунд пятнадцать, нужно сделать порядка тридцати фотоснимков. Процесс этот долгий, он учит малышей терпению и усидчивости.

С точки зрения детей, это просто интересные занятия. А воспитатель видит в этой работе разностороннее развитие своих воспитанников. Лепка из пластилина способствует развитию мелкой моторики и стимулирует те зоны головного мозга, которые отвечают за речевые функции малыша. Развитие же речи влечёт за собой развитие мыслительных процессов. А метод рисования сыпучими материалами - песком или кофе - не только помогает ребёнку научиться лучше владеть пальчиками рук, но и в значительной степени улучшает тактильные ощущения и общую координацию движений. К тому же, в процессе создания мультфильма у ребёнка развиваются мышление, память, воображение. Детям очень интересно также озвучивать получившиеся ролики.

- Создавая героев мультипликационного фильма и декорации из пластилина, делая аппликации, вырезая силуэты, рисуя красками, фломастерами, мягкими материалами, рисуя песком или красками по стеклу, ребята изучают свойства и технические возможности художественных материалов, - говорит Юлия Александровна. - К нашему творчеству присоединяются и родители. Одна мама, например, сняла мультфильм, нарисованный в «сыпучей» технике.

...Частичка её сердца

Юлия Черникова долгое время работала в школе - учителем русского языка и литературы, была заместителем директора по учебной работе в старооскольской школе № 12. Так сложились обстоятельства, что перешла работать в детский сад воспитателем: на этой работе занятость по количеству часов меньше. Но специфика работы с маленькими детьми совершенно другая, нежели со школьниками. Пришлось привыкать к необходимости постоянно держать в поле зрения двадцать пять непосед, понимать язык малышей и даже без слов угадывать их настроение, желания, учиться предсказывать их непредсказуемые поступки…

- Каким должен быть воспитатель? - спрашиваю Юлию Александровну.

Наверное, этим вопросом задавалась и она сама, когда только начинала работать в дошкольном учреждении.

- Добрым, приветливым, внимательным, терпеливым, умеющим оставлять все свои личные проблемы за дверью детского сада. Ведь дети, как губка, впитывают и хорошее, и плохое. Им неважно, что дома неприятности и у тебя плохое настроение. Им важны твои глаза, твои руки, твой голос, твоё сердце! Ты здесь для того, чтобы их жизнь продолжалась и была полной, чтобы они чувствовали, что их здесь любят. И когда они плачут, и когда смеются, и когда задают один и тот же вопрос по сто раз…

Уже восемь лет Юлия Александровна работает в системе дошкольного образования. Теперь мир детства - это её мир, без которого она себя уже не представляет.

- Саши, Насти, Алёнки и Миши… Они уходят из детского сада, и это грустно, каждый раз это очень грустно. Но в каждом из них - частичка моего сердца… Кажется, что другие дети будут чужими, и я не смогу их полюбить так, как прежних. Но, увидев открытые взгляды малышей, понимаю - я им нужна. И так из года в год. Жизнь продолжается…

- По каким образовательным программам вы работаете?

- Наша группа занимается по общеобразовательной программе, разработанной на основе программы дошкольного образования Людмилы Петерсон «Мир открытий». В её основе лежит деятельностный метод: знания ребёнок получает в процессе своей познавательной деятельности. Взрослые не дают готовую информацию, а лишь подталкивают самих ребят к нужной мысли. Например, о том, что такое объём, дети узнают путём эксперимента с использованием чашек различной формы и размера. То есть дети сами, путём проведённых исследований, делают свои открытия.

- Чем отличаются занятия в летний период?

- Конечно, больше времени проводим на свежем воздухе. На прогулке дети могут многое узнать об окружающем мире: территория детского сада насыщена разнообразными природными объектами, интересными для
изучения. У нас есть свой огород, где растут различные овощи: свёкла, огурцы, кабачки… Дети моей младшей группы уже знают эти растения. Есть «поле» - даже не каждый взрослый может отличить колосья ржи, пшеницы или ячменя. А дети уже без труда различают. Можно прогуляться по фруктовому саду: яблоня, груша, черешня, вишня, чёрная и красная смородина - все эти и другие деревья и кустарники тоже хорошо знакомы нашим малышам, которые скоро уже перейдут из младшей в среднюю группу. В музее полезных ископаемых, расположенном также на улице, представлены глина, мел, песок, гипс, уголь. Есть небольшой водоём, где «живут» декоративные утка и цапля. А ещё дети очень любят наблюдать за питомцами нашего небольшого зоопарка: рябчиком, фазаном, куропаткой. Кормят птиц хлебом, оставшимся после обеда. Кстати, в прошлом году наш детский сад занял второе место в областном смотре-конкурсе на лучшее благоустройство территорий образовательных учреждений.

Юлия Черникова осенью будет представлять Белгородскую область на IV Всероссийском профессиональном конкурсе «Воспитатель года-2013». Желаем ей успехов!

 

Светлана ПИВОВАРОВА. Фото из архива Ю.А.ЧЕРНИКОВОЙ

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина