Воспитатель Юлия Черникова: «Вижу открытые взгляды малышей и понимаю - я им нужна»
«Пусть предназначают моего воспитанника к тому, чтобы носить саблю, служить церкви, быть адвокатом, - мне всё равно… Жить - вот ремесло, которому я хочу учить его. Выходя из моих рук... он будет, прежде всего, человеком» - так о предназначении педагога сказал когда-то великий французский философ Жан Жак Руссо. Эту мысль Юлия Черникова, воспитатель муниципального детского сада № 11 «Звёздочка» Старого Оскола, сделала своим профессиональным кредо. Юлия Александровна - победитель областного профессионального конкурса «Воспитатель года-2013».
Создавая мультфильмы
На конкурс Юлия Черникова представила наработки из личного профессионального опыта на тему: «Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста посредством создания анимационных фильмов в совместной деятельности».
- За всю историю регионального этапа конкурса «Воспитатель года» работ на подобную тематику не было, - говорит старший воспитатель детского сада № 11 Антонина Косолапова.
Этот метод работы с детьми Юлия Александровна открыла для себя пять лет назад. И уже два года в детском саду № 11 под руководством Юлии Черниковой для воспитанников подготовительных групп работает анимационная студия «Юный мультипликатор».
- Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я заметила, что задания творческого характера вызывают у ребят интерес, - говорит Юлия Черникова. - Но эта заинтересованность у дошколят очень неустойчива и интерес к предложенной деятельности быстро пропадает. Я задалась вопросом: как сделать их интерес более устойчивым? Ответ подсказали сами воспитанники, когда рассказывали мне о своих любимых мультфильмах.
Идея создавать вместе с детьми короткие мультфильмы оказалась очень удачной: во-первых, с помощью мультфильмов малыши познают окружающий мир, во-вторых, в процессе создания мультипликации можно развивать творческие способности ребят. В этой работе - простор для воображения юных воспитанников Юлии Александровны: они придумывают персонажи и истории, которые с ними происходят. Иногда помогает воспитатель: с помощью наводящих вопросов подталкивает малышей к развитию сюжета.
Например, героями одного из мультфильмов стали кит и павлин. По сюжету эти персонажи сначала поссорились, а затем мирились. Дети отразили в этом мультфильме модель собственного поведения в такой ситуации, своих отношений в группе. В канву «озвучки» мультика органично вписались детские считалки-«мирилки»: «Мирись, мирись, больше не дерись. А если будешь драться, я буду кусаться. А кусаться нам нельзя, потому что мы друзья».
Ребята создают пластилиновые и кукольные мультфильмы в технике объёмной передвижки, и рисованные мультфильмы в технике плоской перекладки, и даже модные сегодня ролики в «сыпучей» технике - когда изображения создаются на стекле при помощи мелкого песка или кофе. Чтобы, к примеру, снять ролик продолжительностью хотя бы секунд пятнадцать, нужно сделать порядка тридцати фотоснимков. Процесс этот долгий, он учит малышей терпению и усидчивости.
С точки зрения детей, это просто интересные занятия. А воспитатель видит в этой работе разностороннее развитие своих воспитанников. Лепка из пластилина способствует развитию мелкой моторики и стимулирует те зоны головного мозга, которые отвечают за речевые функции малыша. Развитие же речи влечёт за собой развитие мыслительных процессов. А метод рисования сыпучими материалами - песком или кофе - не только помогает ребёнку научиться лучше владеть пальчиками рук, но и в значительной степени улучшает тактильные ощущения и общую координацию движений. К тому же, в процессе создания мультфильма у ребёнка развиваются мышление, память, воображение. Детям очень интересно также озвучивать получившиеся ролики.
- Создавая героев мультипликационного фильма и декорации из пластилина, делая аппликации, вырезая силуэты, рисуя красками, фломастерами, мягкими материалами, рисуя песком или красками по стеклу, ребята изучают свойства и технические возможности художественных материалов, - говорит Юлия Александровна. - К нашему творчеству присоединяются и родители. Одна мама, например, сняла мультфильм, нарисованный в «сыпучей» технике.
...Частичка её сердца
Юлия Черникова долгое время работала в школе - учителем русского языка и литературы, была заместителем директора по учебной работе в старооскольской школе № 12. Так сложились обстоятельства, что перешла работать в детский сад воспитателем: на этой работе занятость по количеству часов меньше. Но специфика работы с маленькими детьми совершенно другая, нежели со школьниками. Пришлось привыкать к необходимости постоянно держать в поле зрения двадцать пять непосед, понимать язык малышей и даже без слов угадывать их настроение, желания, учиться предсказывать их непредсказуемые поступки…
- Каким должен быть воспитатель? - спрашиваю Юлию Александровну.
Наверное, этим вопросом задавалась и она сама, когда только начинала работать в дошкольном учреждении.
- Добрым, приветливым, внимательным, терпеливым, умеющим оставлять все свои личные проблемы за дверью детского сада. Ведь дети, как губка, впитывают и хорошее, и плохое. Им неважно, что дома неприятности и у тебя плохое настроение. Им важны твои глаза, твои руки, твой голос, твоё сердце! Ты здесь для того, чтобы их жизнь продолжалась и была полной, чтобы они чувствовали, что их здесь любят. И когда они плачут, и когда смеются, и когда задают один и тот же вопрос по сто раз…
Уже восемь лет Юлия Александровна работает в системе дошкольного образования. Теперь мир детства - это её мир, без которого она себя уже не представляет.
- Саши, Насти, Алёнки и Миши… Они уходят из детского сада, и это грустно, каждый раз это очень грустно. Но в каждом из них - частичка моего сердца… Кажется, что другие дети будут чужими, и я не смогу их полюбить так, как прежних. Но, увидев открытые взгляды малышей, понимаю - я им нужна. И так из года в год. Жизнь продолжается…
- По каким образовательным программам вы работаете?
- Наша группа занимается по общеобразовательной программе, разработанной на основе программы дошкольного образования Людмилы Петерсон «Мир открытий». В её основе лежит деятельностный метод: знания ребёнок получает в процессе своей познавательной деятельности. Взрослые не дают готовую информацию, а лишь подталкивают самих ребят к нужной мысли. Например, о том, что такое объём, дети узнают путём эксперимента с использованием чашек различной формы и размера. То есть дети сами, путём проведённых исследований, делают свои открытия.
- Чем отличаются занятия в летний период?
- Конечно, больше времени проводим на свежем воздухе. На прогулке дети могут многое узнать об окружающем мире: территория детского сада насыщена разнообразными природными объектами, интересными для
изучения. У нас есть свой огород, где растут различные овощи: свёкла, огурцы, кабачки… Дети моей младшей группы уже знают эти растения. Есть «поле» - даже не каждый взрослый может отличить колосья ржи, пшеницы или ячменя. А дети уже без труда различают. Можно прогуляться по фруктовому саду: яблоня, груша, черешня, вишня, чёрная и красная смородина - все эти и другие деревья и кустарники тоже хорошо знакомы нашим малышам, которые скоро уже перейдут из младшей в среднюю группу. В музее полезных ископаемых, расположенном также на улице, представлены глина, мел, песок, гипс, уголь. Есть небольшой водоём, где «живут» декоративные утка и цапля. А ещё дети очень любят наблюдать за питомцами нашего небольшого зоопарка: рябчиком, фазаном, куропаткой. Кормят птиц хлебом, оставшимся после обеда. Кстати, в прошлом году наш детский сад занял второе место в областном смотре-конкурсе на лучшее благоустройство территорий образовательных учреждений.
Юлия Черникова осенью будет представлять Белгородскую область на IV Всероссийском профессиональном конкурсе «Воспитатель года-2013». Желаем ей успехов!
- Комментировать
- 2584 просмотра
Комментарии
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 15 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 15 недель назад