Присоединяйтесь

Топ недели

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Музыка любви и светлой грусти

Виолончелисты филармонии признались в чувствах своему инструменту

Музыка любви и светлой грустиПризнание в чувствах неизбежно там, где двое. Она - виолончель, он - музыкант. Их гармоничный союз рождает удивительный по красоте звук, густой, сочный, бархатный. И 14 февраля в Органном зале Белгородской государственной филармонии признание прозвучало - состоялся концерт «Виолончель и её джентльмены».

Великий Шаляпин обронил как-то, что выразительности пения он учился у виолончели. И, в самом деле, благородный, мягкий, глубокий по тембру, этот музыкальный инструмент напоминает человеческий голос. Видимо, поэтому виолончелисту прекрасно удаются напевные мелодии, полные лиризма и неизъяснимой красоты. Однако и виртуозные произведения подвластны ему и звучат не менее великолепно. Что, собственно, и доказали виолончелисты филармонии - трое джентльменов Валерий Михайлов, Олег Хегай, Олег Шейна и леди Ирина Александрова (концертмейстер группы виолончелей симфонического оркестра БГФ), правда, пригласив для участия в своём проекте Николая Котикова (контрабас), Николая Антоненко и Сергея Коваленко (ударные), лауреатов международных конкурсов Дмитрия Филатова (флейта), Вадима Леуса (скрипка) и Тимура Халиуллина (орган).

И первыми в весьма необычной и насыщенной программе вечера прозвучали Ave, Maria Франца Шуберта и «Ноктюрн» Петра Чайковского. Крайне трепетно, а иные полузакрыв глаза, извлекали музыканты звуки небесной мелодии австрийского композитора и инструментальной пьесы русского, проникнутой глубокой искренностью, трагедией одиночества и смутно различимой тревогой. Казалось, на кончиках их пальцев скапливалась энергия, идущая по невидимым нитям от самого сердца. Ощущалось неимоверное усилие воли, вызванное желанием достичь совершенства. И в этой атмосфере, сохранявшейся до конца, вместе с музыкантами пребывали зрители, для которых, собственно, всё и предназначалось.

Концерт продолжили «Павана» Габриэля Форе - прекрасная вкрадчивая мелодия, обнаруживающая связь со старинной музыкой, знаменитая «Бразильера» из сюиты «Скарамуш» Дариуса Мийо - импульсивная, схожая с традиционными бразильскими ритмами, танго Астора Пьяццоллы «Либертанго» и «Обливион» («Забвение») - отмеченные светлой грустью, то обращающей к надежде, то низвергающей в пучины печали. Среди произведений, звучавших во втором отделении, лирическое «Адажио» Франца Шуберта, музыкальная тема из известного кинофильма «Список Шиндлера» Джона Уильямса, пронзительно щемящая, вобравшая еврейские мелодии с их тоской, безропотностью, внутренним светом, джазовая композиция Take Five («Держи пять») Пола Дезмонда, «Пьеса в стиле блюз» Игоря Фролова, в стиле песни о «свободе и дорогой цене, которую приходится за неё платить» (как точно выразил когда-то сущность блюза знаменитый блюз-рокер Гэри Мур)...

Аранжировал почти все мелодии Валерий Михайлов, который и сам сочиняет музыку. Помимо его Фантазии на темы мюзикла «Иисус Христос - суперзвезда» Эндрю Ллойда Уэббера в программу концерта вошли три вещи молодого композитора: яркие в своей близости к национальному колориту андалузских цыган «Фламенко» и североамериканскому фольклору «Кантри», навеянный созерцательной японской поэзией «Лотос».

Сформулированная тема концерта - ещё не повод стеснять его жёсткими рамками. К квинтету - четыре виолончели и контрабас - в зависимости от композиции примыкали солисты. Скажем, многие из них поддерживали ударники, играли «Павану» - звучала нежная флейта, Take Five и произведение Уильямса - изящная скрипка, «Обливион» и «Пьесу в стиле блюз» - вступал величественный орган. К слову, единственный раз за вечер, но виолончели всё же полностью уступили ему место. И Тимур Халиуллин исполнил Токкату и фугу ре-минор Иоганна Себастьяна Баха. Сокрытые в сочинении представления немецкого гения о Творце и сложном устройстве мироздания, о месте человеческом в нём ворвались в зал раскатами грома и громом отозвались - духовность словно обрела телесность: нет, не стала плоше, а получила своё неоспоримое доказательство.

В завершении концерта все музыканты, поднимавшиеся в тот вечер на сцену, собрались вместе и исполнили «Танцующего скрипача» Даниила Крамера. Решили повторить и блюзовую вещь Фролова, продлив зрителям праздник. Овации не смолкали ещё долго.

 

Екатерина ШАРОНОВА.
Фото Александра БАРЫШЕВА

Автор

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина