Присоединяйтесь

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Юность боевая

К 70-летию победы в битве на Огненной дуге

В 16 лет Александр Поляков был партизаном, а в 17 - участвовал в битве на Огненной дуге

Юность боеваяЮность боеваяЮность боевая…Сашка Поляков рос озорным и беспокойным парнишкой. На их улице, в районе Савино, наверное, не осталось ни одного пацана, с которым он не померялся бы силой. В каких-то поединках победителем выходил он, а в каких-то… Так что частенько приходил домой с расквашенным носом. Мама уже устала ругать его за озорство. Вся надежда оставалась только на школу. «Вот пойдёшь в школу, так тебе будет не до глупостей. Будешь к делу привыкать, к урокам готовиться, друзей своих, шалопаев, позабудешь», - частенько говорила ему мама.

Без права переписки

Но, увы, и школа, в которую он пошёл в 1934 году, не повлияла на озорного парнишку. Правда, учился он неплохо: быстро и накрепко улавливал новый материал, хорошо отвечал на уроках, но с поведением у него было не всё в порядке. От учителей ему доставалось часто, за шалости его даже ставили в угол на колени, и он стоял там до окончания урока. Так что методы воспитания в школах в те годы были суровые, но и ребята выходили из школ неплохие.

Да и отец его, Сергей Антонович, не раз серьёзно разговаривал с сыном, пытался разъяснить ему никчёмность такого поведения, только вот времени у него было для таких разговоров очень мало, и зачастую в воспитании подростка участвовал ремень.

Отец Сашки работал токарем в железнодорожном депо, был коммунистом, ударником социалистического труда. Сослуживцы относились к нему с большим уважением, в праздники частенько заходили в гости поговорить, выпить, попеть песни. Тогда так было принято. Всё было открыто и понятно в жизни простых людей.

Но в 1937 году в их дом пришла беда. По доносу соседа, который очень завидовал дружной и работящей семье, отца арестовали. Сосед тогда наплёл про Сергея Антоновича, что он якобы «жил не по средствам и вёл с окружающими антисоветские разговоры». Отца осудили по 58-й статье на десять лет «без права переписки». Каково это было тогда для мамы - ведь помимо Сашки в семье ещё трое детей. Жизнь в то время была очень тяжёлая, а у мамы не было ни образования, ни специальности. Вот и перебивались они как могли.

Александр Сергеевич и сегодня хорошо помнит, как приехал за отцом «чёрный воронок», как вывели его из дома, посадили в машину и повезли на железнодорожную станцию. Там отца пересадили в вагон.

Сашка следом за «воронком» примчался на станцию и попытался прорваться к отцу, но охранник зло схватил его за шиворот и отшвырнул от платформы. «Сынок, уходи!» - кричал отец. Это были его последние слова, которые услышал Сашка.

Многое после этого изменилось в жизни Александра. В школе ему теперь не давали прохода. «Сын изменника!» - кричали вдогонку вчерашние друзья. Да и учителя относились к нему по-другому. Некоторые даже предлагали исключить Сашку из школы. Но вступилась за него его любимая учительница математики Ирина Сергеевна, и Сашка закончил седьмой класс и перешёл в восьмой. А летом началась война…

Встреча на станции

24 октября 1941 года немцы захватили Белгород. Александр Сергеевич помнит эти страшные дни. Первым делом фашисты стали с помощью предателей составлять списки евреев. Многие из них были расстреляны или повешены.

Помнит он и виселицы, которые были установлены на месте нынешнего кинотеатра «Победа». Там на виселицах ежедневно погибало по 2-3 человека. При этом немцы каждый раз сгоняли к месту казни большое число жителей. На глазах Александра повесили Якова Горелова, известного в довоенном Белгороде человека.

В эти дни Сашка близко сошёлся со своими одноклассниками Васей Переславцевым, Толиком Панкевичем и Толиком Съединым. Ребята голодали и решили вместе добывать пропитание. Основное питание, мёрзлую картошку, они собирали на бывшем колхозном поле, ведь урожай так и остался неубранным, не до него было. Но однажды они обнаружили в складе на железнодорожной станции, в котором немцы хранили продовольствие для размещённых в Белгороде войск, открытое окно. Через это окно они несколько раз ночью забирались в склад и выносили оттуда соль, колбасу, хлеб. Но это продолжалось недолго. Вскоре окно закрыли, а возле склада поставили часового.

Ребята околачивались на железнодорожной станции. Там жизнь кипела: прибывали немецкие войска, сгружалась военная техника, отправлялись в госпитали раненые, для работ на железной дороге пригоняли пленных солдат и местных жителей. Зимой 1942 года ребята там познакомились с Серёжкой Котовым. Тогда Сергей сам подошёл к ним. Во рту у него дымилась папироса, шапка-ушанка сдвинута на затылок, на вид ему было 16-17 лет. «Ну что, пацаны, всё болтаетесь без дела. Я давно вас заприметил. Воровство - это не лучший способ насолить немцам».
Мальчишки разговорились и узнали, что в районе Масловой Пристани действует партизанский отряд. «Приходите на Батрацкие Дачи, там продолжим наш разговор», - пригласил их Сергей. Ребята обговорили день и место встречи.

Партизанский разведчик

В назначенный день Сашка с Толиком Панкевичем добрались до Батрацких Дач и встретились с Сергеем. Через некоторое время к ним подошёл парень, лет на пять старше ребят. Назвался Павлом. Он попросил ребят фиксировать все поезда, прибывающие на станцию Белгорода, а главное, что ими доставляется и в каком количестве. Обговорили место и время следующей встречи.

Когда ребята возвращались домой, они чувствовали себя совершенно другими людьми: теперь и они были причастны к серьёзному делу. Уже на следующий день с утра они крутились на станции. У Сашки в кармане был огрызок карандаша и старая, наполовину исписанная тетрадка, в которую он заносил необходимые ему данные. Это продолжалось несколько недель. Два раза к ним за информацией приходил Сергей Котов.

Но вот в начале февраля 1943 года, когда наши войска в первый раз погнали немцев из Белгорода, в Савино на санях приехали партизаны. Тогда Сашка и познакомился с командиром партизанского отряда Андреем Алексеевичем Поляковым, однофамильцем. С ним был и Павел. Это он отыскал ребят и привёл к командиру. Сашка с волнением передал ему свою тетрадку, за что Павел поблагодарил его и пожал ему руку.
Нового задания ребята тогда не получили, поскольку никто и предположить не мог, что 19 марта немцы снова захватят Белгород.

Побег

…Немцы опять в Белгороде. Снова страшные дни под стопой ненавистных оккупантов. По распоряжению немецкого командующего Белгородским округом городские власти стали в спешном порядке собирать 15-17-летних мальчишек. Им говорили, что предоставят хорошую работу и они не будут больше голодать. Когда набрали несколько десятков, отправили в Харьков. В их число попали Сашка и его товарищи. Там их поселили в двухэтажных домах, которые вскоре огородили колючей проволокой. Началась жёсткая и настойчивая агитация за то, чтобы они добровольно записывались в так называемую Русскую освободительную армию (РОА). При этом их предупредили, что за отказ будет расстрел.

Чем бы всё это закончилось - неизвестно, но в один из дней к Сашке подошёл Николай Степанович Радченко, работавший у немцев переводчиком, и на ухо сказал: «Бежать вам надо, хлопцы, иначе пропадёте». Затем он напоил Сашку и его друзей очень крепким чаем, после чего пригласил немецкого врача. Последний зафиксировал у них сильное сердцебиение, высокое артериальное давление и, боясь заразы, выгнал их за пределы сборного пункта.

По указанию врача Николай Степанович повёл ребят на биржу. Ночью ребята бежали. Им повезло. В эту ночь из Харькова в Белгород отправлялся порожний состав. Утром они уже были в Белгороде. Когда Сашка с друзьями пришёл домой, мама, всплеснув руками, тревожно зашептала: «Саша, бегите! За вами уже приходили!»

Прибавил год

Ребятам к этому моменту было уже известно, что где-то между Корочей и Старым Осколом собирают отряд добровольцев из местных жителей, которые должны принять участие в освобождении Белгорода и других городов Курской области. Но Сашка боялся, что по возрасту его не примут в число добровольцев. И он на левой руке выколол год рождения «1925», прибавив к своему возрасту один год. Расчёт был на то, что при зачислении в отряд он скажет: мол, документы утеряны, а как доказательство года рождения предъявит наколку на руке.

До Корочи добрались с большими приключениями. Когда в санях переправлялись через Северский Донец, их обстрелял немецкий самолёт, но от него они ушли целыми и невредимыми. А вот когда выбрались на другой берег, их остановили наши воины и конфисковали лошадь с санями для нужд Красной армии. Но на них ребята не обиделись.

Когда они разыскали добровольческий отряд и явились к командиру, чтобы их внесли в списки личного состава, сержант, составлявший эти списки, взглянув на Сашку, сказал: «Ты, шкет, иди домой. Мал ещё». Сашка действительно в свои семнадцать лет был невысоким и хрупким парнишкой.
Но он не отступил, и когда отряд пешком отправился к Старому Осколу, «затесался» в строй добровольцев.

В лесочке под Старым Осколом в это время формировался отряд автоматчиков. В него отобрали тринадцать ребят с образованием 7-10 классов. Сашке тоже удалось попасть в их число.

Вновь сформированный отряд пешком отправили в Красную Поляну Шебекинского района. Там автоматчики получили обмундирование, оружие, вступили в комсомол. Здесь же они знакомились с боевой техникой, отрабатывали приёмы борьбы, владения холодным оружием, проходили учебные стрельбы. Командиры внимательно присматривались к каждому новобранцу, и только после этого им объявили, что они теперь разведчики и дальнейшую службу будут проходить в 12-й миномётной бригаде Резерва Главного Командования (РГК).

Боевое крещение

5 июля 1943 года, когда началась Курская битва, эта бригада выступила в район Прохоровки. Разведчики, конечно, шли впереди.

7 июля 201-й полк бригады, который был во главе колонны, подошёл к железнодорожной станции в районе Прохоровки, где в это время уже кипел ожесточённый бой, всё горело. Разведчики сразу же вступили в сражение. Там они получили первое боевое крещение.

Ну, а основные события происходили 12 июля в районе Прохоровки, где сошлись в жестоком бою бронетанковые части советских и немецко-фашистских войск. 201-й миномётный полк занимал позицию в районе села Прелестное. Вот здесь пришлось потрудиться разведчикам. Со своих наблюдательных пунктов они корректировали огонь миномётного полка.
- Через несколько часов битвы место сражения было заполнено изуродованной немецкой и советской техникой, трупами солдат и офицеров, всё горело и дымилось, а над полем навис мрак. Гул сражения был настолько ужасным, что отдельные бойцы уже ничего не слышали, - вспоминал Александр Сергеевич.

В том сражении бригада потеряла 326 человек убитыми и ранеными. Пятерым из них позже было присвоено звание Героя Советского Союза, а двести - награждены орденами.

А 5 августа полк уже принимал участие в сражении под Томаровкой. Вот тогда к нему и прибежал с радостным известием радист Артём Архипов: «Сашка, пляши, твой город освобождён!», и Сашка пустился в пляс, стал кричать «Ура!». А ребята подхватили его на руки и стали качать.

Медаль «За отвагу»

Потом бригада с боями освобождала Украину, брала Киев. Во время форсирования Днепра немцы вели интенсивный обстрел водной поверхности. Рядом с плотом, на котором находился Сашка, снарядом вдребезги был разнесён другой плот. Миномёт сразу ушёл на дно, а изуродованные трупы бойцов продолжали раскачиваться на днепровских волнах. И снова - мощный взрыв. Соседний плот перевернулся. На поверхности остались только два человека. В одном из них Сашка узнал Степана Коврижного, миномётчика 201-го полка. «Стёпка, держись!» - кричал Сашка, и с Юркой Ивановым, который был на плоту вместе с ним, всё пытался подсунуть Степану доску, которую использовали вместо весла. Но Стёпка уже не мог удержаться за доску, руки его ослабели и соскальзывали. Сашке даже казалось, что в темноте, которая лишь изредка пронзалась лучами прожекторов, он видит наполненные ужасом глаза Степана. Сашкино горло раздирали рыдания от безысходности. Ещё несколько мгновений, и Степан исчез под водой.
Было очень страшно, хотелось быстрей выбраться на противоположный берег, и не пугало то, что там находился враг. Бойцы гребли к берегу вёслами, досками, лопатами, руками. Только б побыстрей встать на землю.
Киев взяли. Бригаде за освобождение столицы Украины было присвоено звание «Киевская». Александру Сергеевичу вручили медаль «За отвагу».

Вернулся в Белгород

Потом бригада с боями дошла до Варшавы. При форсировании Вислы Александр был тяжело ранен в голову. Ему сделали операцию, но руки и ноги у него не работали. Его отправили во Львов - в госпиталь, но и там не оказалось специалистов. А в это время до Харькова шёл эшелон с ранеными бойцами. Его отправили в Харьков. Там, в госпитале, он пролечился до апреля 1945 года и после этого поехал домой, в Белгород.
Вышел в Белгороде на станции: кругом разруха. Благо дом недалеко, он и поковылял к нему на костылях. С одной стороны - радость: наконец-то дома, сейчас увидит маму, сестрёнку, возможно, кого-то из братьев, если уже вернулись с фронта. А с другой стороны - горе и тоска. Не узнаёт он тех мест, откуда уходил воевать с фашистами. Всё завалено битым кирпичом, стеклом, обгоревшими брёвнами и утварью. Кругом люди: гребут, таскают, поднимают, пилят, прибивают. Вот и его домик, но и он разрушен. Во дворе мама и сестрёнка. Они тоже что-то делают. Увидели его. Побежали навстречу, а он стоит на костылях, смотрит на них, слёзы льются, а сказать ничего не может: речь после ранения все ещё не восстановилась.

Сегодня Александр Сергеевич Поляков, ветеран Великой Отечественной войны, инвалид войны второй группы, награждённый орденами Красной Звезды и Отечественной войны 1-й степени, многими медалями, руководит секцией ветеранов войны и военной службы совета ветеранов Восточного округа г. Белгорода. Он часто встречается с молодёжью в учебных заведениях города, на предприятиях, рассказывает им о суровых годах, которые выпали на долю нашей страны, наших людей. И на его долю.

 

Виталий ЗУБКОВ,
ветеран военной службы, член Союза журналистов России.
Фото Михаила МАЛЫХИНА

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина