Присоединяйтесь

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Сильные духом

Следствие определилось с основной версией катастрофы самолёта АН-148, разбившегося в Белгородской области 5 марта. Эта машина, предназначавшаяся для продажи ВВС Мьянмы, упала из-за поломки указателя скорости. Эксперты полагают, что прибор показывал заниженные показатели, вынуждая экипаж увеличить скорость выше допустимых значений, вследствие чего самолёт начал разваливаться ещё в воздухе.

Не та скорость

Принадлежащий Воронежскому акционерному самолётостроительному обществу (ВАСО) Ан-148-100Е с бортовым номером 61708 пропал с радаров в 10 часов 40 минут. Он совершал тренировочный полёт по маршруту Воронеж-Рогачевка-Лиски-Россошь-Гредякино-Острогожск-Воронеж. На борту находились шесть человек, в том числе двое пилотов из Мьянмы. Российские лётчики учили бирманцев управлять произведённым в России самолётом. А через 16 минут в МЧС раздался первый звонок с сообщением о крушении. Самолёт рухнул буквально в ста метрах от жилого дома в селе Гарбузово Алексеевского района Белгородской области. На борту АН-148 находилось шесть человек: командир - заслуженный лётчик-испытатель РФ Юрий Зубрицкий, заслуженный штурман РФ Владимир Ясько, бортовой инженер-испытатель Александр Королев, ведущий инженер по лётным испытаниям Анатолий Самошкин, а также пилоты из республики Союз Мьянмы Хтен Лин Аунг и Зау Хтун Аунг. Все погибли.
Ан-148 - российско-украинский ближнемагистральный гражданский самолёт, созданный совместно Авиационным научно-техническим комплексом О.К.Антонова и Воронежским акционерным самолётостроительным обществом (ВАСО). Рассчитан на перевозку от 70 до 99 пассажиров. Максимальная дальность полёта - до 5 тысяч километров, крейсерская скорость - 800-870 километров в час. Самолёт может взлетать и совершать посадку в любых климатических условиях с грунтовых и взлётно-посадочных полос с искусственным покрытием. Рабочее проектирование самолёта началось в 2001 году, а лётные испытания - 17 декабря 2004 года. Разбившийся самолёт предназначался по контракту для Мьянмы. До крушения он совершил 31 полёт.

Сильные духом

Расшифровкой данных бортовых самописцев Ан-148 совместно занимаются специалисты украинского авиационного научно-технического комплекса имени Антонова и Российского лётно-исследовательского института имени Громова. Результаты расшифровки одного из самописцев - параметрического, полученные 8 марта, указывают на то, что у самолёта был неисправен указатель скорости. Прибор во время полёта начал показывать сильно заниженную скорость, и не подозревавший об этом пилот увеличивал её до тех пор, пока нагрузка на системы самолёта, прежде всего двигатели, не достигла критической отметки. Двигатели загорелись, и самолёт начал буквально разваливаться в воздухе. Пока это основная версия крушения.

Два взрыва

Буквально через два часа после падения самолёта я уже был в Гарбузово. Место крушения оцеплено и огорожено специальной лентой. Тут же развёрнут оперативный штаб. На месте аварии работали сотрудники МЧС, полиции, следственного комитета. На улице стояли местные жители. К ним я и подошёл. Житель Гарбузово Алексей Иванович Шаповалов видел, как всё произошло.
- Я во дворе управлялся. Услышал гул самолёта, а потом громкий хлопок, - рассказал «Белгородским известиям» Шаповалов. - Гляжу, а самолёт уже без хвоста и без крыла падает и кувыркается. Мне показалось, что прямо на меня падает, но протянул чуть дальше и упал в огороды. И второй взрыв был, сильнее первого. Я к самолёту побежал. Правая сторона у него горела. Народу много сбежалось, а несколько человек трупы вытаскивали из салона.
- Из горящего самолёта?
- Ну да! Из горящего самолёта.

У кума в огороде

Я начал разыскивать местных жителей, не побоявшихся броситься в горящий самолёт. Фамилии их сообщили гарбузовцы: Алексей Скиданов, Анатолий Казначеевский и Василий Казначеевский. Они, мол, на краю села живут, там возле дома Алексея «КамАЗ» стоит, увидишь. Поехал.
Все трое сидели в «КамАЗе» и снимали стресс народным средством. Рассказывали, перебивая друг друга и сильно волнуясь. Постепенно сложилась картина первых минут после аварии.
С утра собрались втроём по-соседски покурить. Услышали хлопок.
- Чи самолёт упал? - пошутил Анатолий.
Однако вскоре друзьям стало не до шуток. Анатолию позвонила жена и прокричала в трубку, что в селе, прямо на огород кума, упал самолёт. Анатолий, Алексей и Василий прыгнули в «КамАЗ» и помчались к месту крушения.
- Когда мы подбежали туда, самолёт горел, - рассказывает Анатолий Казначеевский. - Народ стоит, и никто не подходит. Я кричу: «Мужики, надо спасать! Их же дома ждут!». Ну, и кинулись туда пилотов вытаскивать.
- Вы втроём вытаскивали?
- Нам ещё участковые помогали - Сергей Шарун и Евгений Линник. Шарун - майор, а Линник - капитан. Они тоже быстро на место приехали. И с нами трупы доставали.
- Это мы потом поняли, что трупы, - включился в разговор Алексей. - Мы думали сначала, может, кто живой остался. А потом всё равно решили тела достать, чтобы не сгорели. Чтобы родным хоть хоронить было кого. Двоих мы вытянули и ещё двоих увидели. Только достать не сумели. Их зажало сильно. Пока бегали за топорами и ломом, спасатели МЧС подъехали и нас отогнали всех. Дальше уже они сами работали.

Это же жизнь людская

Позже я узнал, что Анатолию Казначеевскому при виде истерзанных трупов стало плохо. Его стошнило. Однако он не бросил товарищей, а помогал им вытаскивать пилотов из горящего самолёта.
Узнал и о том, что старший участковый майор Сергей Шарун и участковый капитан Евгений Линник не доложили о своём поступке начальству. Потому что не посчитали работу в горящем самолёте чем-то из ряда вон выходящим. А ведь Шарун и вообще мог бы ни в чём не участвовать - не его территория. Он просто живёт в соседнем селе. Однако вместе со своим коллегой первым стал организовывать оцепление, отгонять зевак и очищать место для экипажей МЧС.
Да и мужики, бросившиеся в горящий самолёт, свой поступок геройством не считают.
- Это же жизнь людская! Жизнь! Ты понимаешь? - объяснял мне Анатолий причину, по которой полез в огонь.

Заколка

Уже когда я собрался уходить, меня догнал Анатолий Казначеевский и, бережно держа в руках заколку для галстука, принялся сбивчиво объяснять:
- Я, когда всё закончилось и уже ушли оттуда, увидел, что в руке что-то сжимаю. Разжал, а там - вот что! Это одного из пилотов. По-моему, нерусского. Тёмненького такого. Вы скажите там, если родственникам нужна память, что у меня она - отдам.

 

Алексей СТОПИЧЕВ

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
КАПЧА
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина