Следствие определилось с основной версией катастрофы самолёта АН-148, разбившегося в Белгородской области 5 марта. Эта машина, предназначавшаяся для продажи ВВС Мьянмы, упала из-за поломки указателя скорости. Эксперты полагают, что прибор показывал заниженные показатели, вынуждая экипаж увеличить скорость выше допустимых значений, вследствие чего самолёт начал разваливаться ещё в воздухе.
Не та скорость
Принадлежащий Воронежскому акционерному самолётостроительному обществу (ВАСО) Ан-148-100Е с бортовым номером 61708 пропал с радаров в 10 часов 40 минут. Он совершал тренировочный полёт по маршруту Воронеж-Рогачевка-Лиски-Россошь-Гредякино-Острогожск-Воронеж. На борту находились шесть человек, в том числе двое пилотов из Мьянмы. Российские лётчики учили бирманцев управлять произведённым в России самолётом. А через 16 минут в МЧС раздался первый звонок с сообщением о крушении. Самолёт рухнул буквально в ста метрах от жилого дома в селе Гарбузово Алексеевского района Белгородской области. На борту АН-148 находилось шесть человек: командир - заслуженный лётчик-испытатель РФ Юрий Зубрицкий, заслуженный штурман РФ Владимир Ясько, бортовой инженер-испытатель Александр Королев, ведущий инженер по лётным испытаниям Анатолий Самошкин, а также пилоты из республики Союз Мьянмы Хтен Лин Аунг и Зау Хтун Аунг. Все погибли.
Ан-148 - российско-украинский ближнемагистральный гражданский самолёт, созданный совместно Авиационным научно-техническим комплексом О.К.Антонова и Воронежским акционерным самолётостроительным обществом (ВАСО). Рассчитан на перевозку от 70 до 99 пассажиров. Максимальная дальность полёта - до 5 тысяч километров, крейсерская скорость - 800-870 километров в час. Самолёт может взлетать и совершать посадку в любых климатических условиях с грунтовых и взлётно-посадочных полос с искусственным покрытием. Рабочее проектирование самолёта началось в 2001 году, а лётные испытания - 17 декабря 2004 года. Разбившийся самолёт предназначался по контракту для Мьянмы. До крушения он совершил 31 полёт.
Расшифровкой данных бортовых самописцев Ан-148 совместно занимаются специалисты украинского авиационного научно-технического комплекса имени Антонова и Российского лётно-исследовательского института имени Громова. Результаты расшифровки одного из самописцев - параметрического, полученные 8 марта, указывают на то, что у самолёта был неисправен указатель скорости. Прибор во время полёта начал показывать сильно заниженную скорость, и не подозревавший об этом пилот увеличивал её до тех пор, пока нагрузка на системы самолёта, прежде всего двигатели, не достигла критической отметки. Двигатели загорелись, и самолёт начал буквально разваливаться в воздухе. Пока это основная версия крушения.
Два взрыва
Буквально через два часа после падения самолёта я уже был в Гарбузово. Место крушения оцеплено и огорожено специальной лентой. Тут же развёрнут оперативный штаб. На месте аварии работали сотрудники МЧС, полиции, следственного комитета. На улице стояли местные жители. К ним я и подошёл. Житель Гарбузово Алексей Иванович Шаповалов видел, как всё произошло.
- Я во дворе управлялся. Услышал гул самолёта, а потом громкий хлопок, - рассказал «Белгородским известиям» Шаповалов. - Гляжу, а самолёт уже без хвоста и без крыла падает и кувыркается. Мне показалось, что прямо на меня падает, но протянул чуть дальше и упал в огороды. И второй взрыв был, сильнее первого. Я к самолёту побежал. Правая сторона у него горела. Народу много сбежалось, а несколько человек трупы вытаскивали из салона.
- Из горящего самолёта?
- Ну да! Из горящего самолёта.
У кума в огороде
Я начал разыскивать местных жителей, не побоявшихся броситься в горящий самолёт. Фамилии их сообщили гарбузовцы: Алексей Скиданов, Анатолий Казначеевский и Василий Казначеевский. Они, мол, на краю села живут, там возле дома Алексея «КамАЗ» стоит, увидишь. Поехал.
Все трое сидели в «КамАЗе» и снимали стресс народным средством. Рассказывали, перебивая друг друга и сильно волнуясь. Постепенно сложилась картина первых минут после аварии.
С утра собрались втроём по-соседски покурить. Услышали хлопок.
- Чи самолёт упал? - пошутил Анатолий.
Однако вскоре друзьям стало не до шуток. Анатолию позвонила жена и прокричала в трубку, что в селе, прямо на огород кума, упал самолёт. Анатолий, Алексей и Василий прыгнули в «КамАЗ» и помчались к месту крушения.
- Когда мы подбежали туда, самолёт горел, - рассказывает Анатолий Казначеевский. - Народ стоит, и никто не подходит. Я кричу: «Мужики, надо спасать! Их же дома ждут!». Ну, и кинулись туда пилотов вытаскивать.
- Вы втроём вытаскивали?
- Нам ещё участковые помогали - Сергей Шарун и Евгений Линник. Шарун - майор, а Линник - капитан. Они тоже быстро на место приехали. И с нами трупы доставали.
- Это мы потом поняли, что трупы, - включился в разговор Алексей. - Мы думали сначала, может, кто живой остался. А потом всё равно решили тела достать, чтобы не сгорели. Чтобы родным хоть хоронить было кого. Двоих мы вытянули и ещё двоих увидели. Только достать не сумели. Их зажало сильно. Пока бегали за топорами и ломом, спасатели МЧС подъехали и нас отогнали всех. Дальше уже они сами работали.
Это же жизнь людская
Позже я узнал, что Анатолию Казначеевскому при виде истерзанных трупов стало плохо. Его стошнило. Однако он не бросил товарищей, а помогал им вытаскивать пилотов из горящего самолёта.
Узнал и о том, что старший участковый майор Сергей Шарун и участковый капитан Евгений Линник не доложили о своём поступке начальству. Потому что не посчитали работу в горящем самолёте чем-то из ряда вон выходящим. А ведь Шарун и вообще мог бы ни в чём не участвовать - не его территория. Он просто живёт в соседнем селе. Однако вместе со своим коллегой первым стал организовывать оцепление, отгонять зевак и очищать место для экипажей МЧС.
Да и мужики, бросившиеся в горящий самолёт, свой поступок геройством не считают.
- Это же жизнь людская! Жизнь! Ты понимаешь? - объяснял мне Анатолий причину, по которой полез в огонь.
Заколка
Уже когда я собрался уходить, меня догнал Анатолий Казначеевский и, бережно держа в руках заколку для галстука, принялся сбивчиво объяснять:
- Я, когда всё закончилось и уже ушли оттуда, увидел, что в руке что-то сжимаю. Разжал, а там - вот что! Это одного из пилотов. По-моему, нерусского. Тёмненького такого. Вы скажите там, если родственникам нужна память, что у меня она - отдам.
- 1378 просмотров
Отправить комментарий