В Сочи завершаются работы на объектах зимней Олимпиады-2014,
построены новые тоннели, эстакады и дороги
Жизнь курортного города коренным образом изменилась 5 июля 2007 года. В тот день весь мир узнал, что столицей зимних Олимпийских игр 2014 года утверждён Сочи. На протяжении пяти лет здесь идёт «великая стройка», равной которой в стране не было, по крайней мере, лет двадцать.
Город ждал перемен
Отправляясь в отпуск, от друзей и коллег мы всегда слышим одни и те же слова напутствия: «Хорошо иметь родственников в Сочи». Действительно, так сложилось, что самые близкие люди давно живут в этом городе, и мы практически ежегодно приезжаем к ним в гости. Доводилось бывать в Сочи и зимой, и поздней осенью, и ранней весной. Природа субтропического Сочи прекрасна в любое время года. Но, конечно, предпочитаем приезжать туда летом, совмещая пляжный отдых и общение с родными.
Помню Сочи середины девяностых годов. К тому времени город уже утратил былую помпезность сталинской архитектуры, как-то поизносился и подряхлел. Несмотря на то, что солнце и ласковое море были прежними, всюду чувствовалось запустение, центральная часть города напоминала большой вещевой рынок с многочисленными торговыми рядами и павильонами. На разбитых дорогах скапливались многочисленные пробки. Общественный транспорт состоял в основном из старых автобусов и видавших виды «Газелей». Конечно, отдельной жизнью жили санатории, частные пансионаты, дорогие гостиницы, но в целом складывалось не очень благоприятное впечатление. И было очевидно, что городу требуются финансовые вливания и новый импульс, чтобы он вновь, как в советские времена, превратился в престижный курорт.
Когда было объявлено, что столицей зимних Олимпийских игр 2014 года утверждён Сочи, жители города ликовали на площади, предвидя большие перемены. С начала 2009 года Сочи превратился в одну большую стройку. В городе стало пыльно, грязно, появилось много строительной техники и гастарбайтеров. Пробок на дорогах стало ещё больше, но жители Сочи все эти годы безропотно терпели неудобства ради прекрасного будущего родного города.
Если сочинцам олимпийская стройка вселяет надежду и оптимизм, то отдыхающие оказались «слабонервными» и не захотели терпеть неудобства, многие отказались от отдыха в Сочи, выбрав другие места. Последние три года стало заметно, как поредели ряды отдыхающих. К примеру, на городском пляже «Маяк», где раньше яблоку негде было упасть, в благодатном августе стало просторно, скучали в сезон и продавцы многочисленных магазинчиков, объединённых под сводами торгового комплекса «Галерея».
Увидеть «сказку»
Быстро пролетело время, и уже великая стройка подходит к концу. О том, что начало Олимпиады не за горами, напоминают установленные в сквере у Морского вокзала олимпийские часы, ведущие обратный отсчёт. К слову, часы стали любимым местом для фотосессий. Нам, к примеру, пришлось даже постоять в очереди, чтобы сфотографироваться на их фоне. Говорят, что будущая Олимпиада войдёт в историю Игр как самая дорогая.
Если ещё два года назад масштабы стройки могли оценить только специалисты, то сегодня каждый может заметить, как преобразился город: здесь появились грандиозные спортивные объекты, тоннели, эстакады, новые развязки и дороги. Сочинцы гордятся переменами к лучшему и с удовольствием показывают город во всей его красе, делая оговорку: «Пока ещё не все работы завершены, а вот к Олимпиаде здесь просто будет сказка».
Увидеть «сказку» своими глазами хочется многим. Но попасть на Олимпийские игры доведётся лишь избранным. Я поинтересовалась у родственников, собираются ли приобретать билеты на Игры. Они лишь грустно улыбнулись: бюджетникам такие траты не по карману. Стоимость билетов на олимпийские соревнования варьируется от тысячи рублей (за эти деньги можно будет посмотреть соревнования по бобслею или санному спорту), до сорока тысяч рублей - на финальный хоккейный матч (лучшие места), дай Бог, чтобы в финале играла наша сборная. Дорогие билеты на открытие и закрытие Игр. Так что большинству сочинцев, как и остальным россиянам, придётся смотреть Олимпиаду по телевизору.
По горной трассе
Из Белгорода добраться до Сочи можно на самолёте, на поезде и на машине (либо автобусе). Удобнее всего, конечно, на самолёте. Кстати, тот факт, что появился прямой рейс «Белгород-Сочи», тоже безусловный плюс для Сочи, билет на самолёт стоит столько же, сколько в купейный вагон на поезд. Поэтому многие выбирают воздушный вид транспорта. Тем более что аэропорты в Белгороде и Адлере теперь соответствуют международным требованиям, для пассажиров созданы комфортные условия.
Мы отправились в путешествие на машине. Многолетний опыт подсказывал, что главной трудностью станет преодоление дороги от Джубги до Сочи. Эти 150 километров горной трассы вдоль моря, где расположены многочисленные населённые пункты - Туапсе, Лоо, Лазаревское, Дагомыс и другие, - бывалые водители называют «жёсткой трассой». И не случайно: серпантин можно проехать за пять часов, если повезёт, а можно провести в дороге и в два раза больше времени.
Днём препятствием на пути являются не только многочисленные «фуры» и строительная техника, но и отдыхающие, переходящие дорогу к морю и обратно, где им вздумается. Зная об этом, мы решили преодолевать серпантин ранним утром, когда отдыхающие ещё спят, а поток машин не так интенсивен. Переночевав у Краснодара в придорожном отеле, их на трассе «Ростов - Краснодар» достаточно, но ценник завышен (за ночёвку отдали полторы тысячи рублей), рано утром выехали на серпантин. И в целом уложились в запланированное время.
Тоннели и дорожные развязки
Въехав в Сочи, попали в новый один из самых длинных тоннелей «Мамайка-Пластунка». В принципе, нам надо было свернуть в другую сторону, но мы умышленно решили проехать по тоннелю, чтобы оценить его. Этот, как и остальные (всего в Сочи около двадцати тоннелей различной протяжённости), оснащён автоматизированными системами управления технологическими процессами, видеонаблюдения и вентиляции. Не знаю, как управляется система вентиляции, но, откровенно говоря, воздух в тоннеле достаточно тяжёлый, хотелось побыстрее вырваться на свободу.
Въехав в город, в районе Пластунка попали в немыслимую пробку. Потом, поколесив по окраине, вырулили в центр. Здесь поразились размаху новой кольцевой дороги, дублирующей основную магистраль, пролегающую к центру Сочи - Курортному проспекту.
Сейчас все разрозненные участки строящихся дорог, тоннели, мосты и эстакады соединяются в единое целое. Признаюсь, масштаб дорожного строительства в Сочи впечатлил.
Кавказ предо мною…
«Городу Сочи - белые ночи» - билборды с таким слоганом в Сочи встречаются довольно часто, видимо, наперекор известной песне: «В городе Сочи - тёмные ночи». Жители олимпийского города не хотят тёмных ночей, как, впрочем, и другого негатива. Городу зимней Олимпиады подходят белый, синий и зелёный цвета. Белоснежные горы Красной Поляны и ласковое синее море, гармонирующие с многочисленными зелёными оттенками богатейшей растительности, создают неописуемую красоту. Здесь во влажном субтропическом климате растут сотни видов растений: и пальмы, и магнолии, и азалии, и платаны, и хвойные деревья, и многое другое. Глядя на эту красоту с древней башни на горе Ахун, так и хочется говорить стихами: «Кавказ предо мною, один в вышине…». Зрелище открывается потрясающее.
В этот раз наши сочинские родственники настояли на том, чтобы мы не «упирались» в море, а посетили и другие достопримечательности Сочи. Кстати, 30-метровая башня, выстроенная в стиле средневекового замка на горе Ахун, как раз одна из них. На вершине башни установлен телескоп, за пятьдесят рублей (за минуту) можно разглядеть все окрестности города, экскурсоводы уверяют, что особо глазастые видят даже Турцию.
Я не увидела, зато во всей красе предстали олимпийские объекты Адлера: Большой Ледовый дворец, «Адлер-Арена», стадион «Фишт». Все они имеют оригинальный дизайн и расположены по кругу. С высоты и Адлер, и Большой Сочи видны, как на ладони. Кстати, чтобы увидеть город сверху, не обязательно совершать прогулку по канатной дороге или подниматься на Ахун, прекрасный вид открывается и с колеса обозрения в парке «Ривьера». С верхней точки подъёма просто дух захватывает от необыкновенной красоты.
Парк «Ривьера» - прекрасное место отдыха. Он находится на правом берегу реки Сочи, недалеко от моря и Ривьерского моста, в западной части Курортного проспекта. Здесь мы провели целый день, любуясь прудами и аллеями парка, прекрасными клумбами и фонтанами. Одна из достопримечательностей парка - поляна Дружбы, созданная ещё в 1960 году. По традиции каждый почётный гость города получает право посадить здесь магнолию. Вообще в Сочи и помимо моря масса достопримечательностей: водопады и каньоны, океанариум и, конечно, парк Дендрарий, в котором собраны растения многих стран мира. Обойти его просто невозможно, лучше всего обозревать сверху, из кабинки канатной дороги.
Блеск и нищета
Жизнь в Сочи имеет две стороны. С одной - праздник, который здесь всегда, с другой - обычная жизнь горожан. На фоне новых магистралей ещё более убого смотрятся многочисленные боковые улочки со старыми постройками. Проезжая по одной из них, я обратила внимание на странный внешний вид домов. Оказалось, что на ветхое жильё просто натянули огромный билборд в виде дома с окнами. Таким образом власти города маскируют неприглядный вид зданий, нуждающихся в капитальном ремонте.
Сочи - город, где остро ощущается неравенство общества, здесь соседствуют блеск и нищета, гламур и серость. Наряду с элитными многоэтажками различного архитектурного стиля, к примеру, в форме «титаника», стеклянных чаш и башен, своей жизнью живут старые общаги и «хрущёвки». На одной из улиц увидела странное строение, напоминающее то ли пчелиные соты, то ли «ячейки» камер хранения. Оказалось, что это временное жильё, построенное для гастарбайтеров. Сочинцы ждут начала Игр, чтобы эти люди навсегда покинули город.
Жилищный вопрос
Жилищный вопрос, как писал классик, «испортил» жителей многих крупных городов. И Сочи не исключение. Тысячи сочинцев много лет стоят в очереди на получение или улучшение жилья. Власти города обещают, что олимпийский проект поможет муниципалитету получить около 50 процентов нового жилого фонда, построенного для обслуживающего персонала Игр, и уменьшить очередь нуждающихся в жилье. Так поступали во всех странах, где проходили Олимпийские игры. Хочется верить, что и в нашей стране не передадут олимпийские объекты в частные руки, а свою долю от «олимпийского пирога» в виде квартир получат и простые жители Сочи.
В рейтинге самого дорогого жилья в России Сочи занимает попеременно второе-третье места - после Москвы и Санкт-Петербурга. Земля у первой линии от моря настолько дорогая, что здесь выгодно строить только элитное жильё. Отличительная черта таких застроек - практическое отсутствие дворовых и прилегающих территорий у домов.
Помимо пентхаусов за миллионы долларов, на рынке недвижимости представлено и жильё эконом-класса, которое возводят подальше от центра. Квартиры-студии под самоотделку стоят примерно 30 тысяч рублей за квадратный метр. Но с учётом того, что в квартиру придётся вложить ещё столько же средств, люди предпочитают вторичное жильё. В зависимости от состояния квартиры, метража и месторасположения стандартная «двушка» стоит в Сочи от трёх с половиной до пяти миллионов рублей.
В отличие от Белгорода, коттеджное строительство в Сочи не очень популярно. Поскольку земли у моря практически не осталось, то строят в горах, а здесь проведение коммуникаций связано с большими трудностями. Кроме того, Сочи, пожалуй, единственный город в России, где самое большое количество незаконно построенной недвижимости. Я заглянула на официальный сайт администрации города и насчитала таких объектов не один десяток.
А вообще люди приспосабливаются и выживают здесь, как могут. К примеру, нас пригласили в гости в… гараж! Именно так: семья из четырёх человек живёт в гараже. Для кого-то это звучит дико, а в Сочи такой вариант проживания - в порядке вещей. Обычные гаражи надстраивают ещё двумя-тремя этажами. Получается дом. Правда, в гаражах нет прописки, прописываются у родственников.
Приятного аппетита
Ведущими отраслями экономики города являются туристический бизнес, здравоохранение, торговля и общественное питание, которое представлено большим количеством ресторанов, кафе, пиццерий, сетей быстрого обслуживания типа «Макдоналдс». Что касается цен, то они очень разные. Обед в ресторане может стоить несколько тысяч рублей на человека. А можно пообедать, скажем, в бистро, расположенном на городском пляже «Маяк». Вкусно и недорого - за 300 рублей в меню, как говорится, первое, второе и компот. К Олимпиаде в городе обновили автобусный парк. «ГАЗели» с улиц исчезли, теперь по городу курсируют новенькие автобусы ЛиАЗ, оборудованные пандусами, кондиционерами и цифровыми табло, проезд стоит 16 рублей. Ехать в таком транспорте удобно и комфортно.
О, море, море…
Городской пляж в центральной части Сочи сохранил название «Маяк», существующее ещё с советских времён. Но вся береговая зона разбита на отдельные участки и отдана в аренду предпринимателям, которые обустраивают пляжную зону. Вход на пляж номинально бесплатный. Полежать на камнях у моря можно и без денег, но если кому хочется комфорта - шезлонг или тент, - то придётся заплатить 200 рублей. На набережных вдоль пляжа - сеть магазинов, кафе, развлекательных центров.
На городских пляжах, где установлены волнорезы, море кажется ласковым. Совершенно другое море мы увидели на диком пляже, где нет отдыхающих. Здесь оно живое, сильное и неукротимое. Рядом с этой стихией человек слаб и ничтожен.
Несколько дней пролетели как один миг. К сожалению, отпуск всегда заканчивается быстро.
- Комментировать
- 1603 просмотра
Комментарии
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 14 недель назад