12 июля 1943 года в ходе битвы на Курской дуге состоялось крупнейшее танковое сражение Второй мировой войны. В районе железнодорожной станции Прохоровка наступавшую танковую группировку немцев (4-я танковая армия, оперативная группа «Кемпф») остановил контрудар советских войск (5-я гвардейская армия, 5-я гвардейская танковая армия). С обеих сторон в сражении принимало участие свыше 1200 танков и самоходных установок. За один день противник потерял около 10 тысяч человек и 400 танков и был вынужден перейти к обороне. Это сражение во многом определило победу советских войск в ходе Курской битвы.
Послезавтра на Прохоровском поле пройдут торжественные мероприятия, посвящённые 69-й годовщине танкового сражения. А накануне этой даты в Прохоровку из Салехарда, преодолев три тысячи километров, приехали два велосипедиста - Алексей КОРОТКОВ и Роман АРЕФЬЕВ. Экстремальный велопробег они посвятили маршалу бронетанковых войск Михаилу Ефимовичу Катукову и приурочили к 69-й годовщине Курской битвы и Прохоровского танкового сражения. Корреспондент «Белгородских известий» Сергей ЕГОРОВ расспросил путешественников о тяготах и радостях такой неблизкой дороги.
- Парни, расскажите о себе.
Алексей: Я научный сотрудник музейного комплекса имени Шемановского города Салехарда. С малых лет увлекаюсь военной историей. Пять лет назад прочитал книгу прохоровского автора Валерия Замулина «Курский излом». Она потрясла меня своей откровенностью. Написал Валерию Николаевичу, мы стали общаться, подружились. В прошлом году мне удалось посетить Прохоровку. Для меня это было, можно сказать, Меккой. Вот тогда и возникла идея велопробега.
Роман: Я госслужащий и занимаюсь общественной деятельностью - секретарь первичного отделения «Единой России». Познакомились с Алексеем на партийном собрании. Он предложил пройти 50 километров пешком - примерно столько преодолевали за день солдаты в Великую Отечественную войну. Мы решили попробовать это на себе. Ну а следующим шагом, уже более серьёзным, стал велопробег.
Алексей: Был в нашей акции и ещё один момент. Во время пасхального фестиваля в музее имени Шимановского я встретился с отцом Александром из церкви апостолов Петра и Павла - церковь, кстати, так же называется, как в Прохоровке. Обратился к нему с предложением отслужить заупокойную литию по погибшим. Ещё задумали провезти икону «Господь-вседержитель» из Ямала до Прохоровки. Совершить своеобразный крестный ход - только не пешком, а на велосипеде.
- Вы считаете, что внимания к теме войны сейчас недостаточно?
Алексей: Конечно. Я был поражён, узнав, что в школе на Великую Отечественную войну отводится два часа. Ведь это же безобразие! Как может учитель за два урока донести до детей весь героизм наших воинов? Дочь у меня в этом году сдавала ЕГЭ и сказала, что ни одного вопроса по истории войны там не было. Как такое может быть в стране, победившей фашизм?! Некоторые люди с педагогическим образованием спрашивали у меня: зачем тебе это надо, ведь на Ямале войны не было. Не понимаю, как может педагог говорить такие вещи. Неужели Ямал не часть России? У нас девятнадцать только известных ветеранов, которые воевали на Курской дуге. А сколько неизвестных, которых никто не учёл? Поколение ветеранов уходит, возникает целый спектр реакций: от безразличия к их подвигу до категорического отрицания. Считаю, что сейчас предел уже достигнут, и надо с этим что-то делать.
- Как готовились к велопробегу?
Алексей: Я начал тренироваться где-то год назад. Велотренажёр купил. Вообще я всю жизнь занимался тяжёлой атлетикой, но ведь это совсем другое дело. Хотя потом выяснилось, что тренажёр и велосипед - небо и земля. Дома - это одно. А тут, когда едешь с баулом на 50 литров, прикреплённым к багажнику, - совсем другое. Я на третьей покрышке до Прохоровки доехал. Первые две - просто в лохмотья стёрлись.
- Когда выезжали?
Роман: Девятого июня, в полпятого вечера. Перед отъездом организовали митинг. Пригласили первого заместителя губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Владимира Владимирова, главу Салехарда Ивана Кононенко. Напутственное слово сказал участник войны. Отец Александр передал нам икону, которую предстояло провезти до Прохоровки. Мы положили её в водонепроницаемый пакет и отправились. Стартовали мы, кстати, от стелы «66-я параллель», которой отмечена линия Полярного круга.
- Много ли неожиданностей случилось во время пути?
Алексей: Да они с первого дня начались. Одно дело, когда в штабе планируешь операцию, другое - когда она непосредственно проходит. Например, мы делали ставку на то, что ночевать будем в сельских церквях - и она абсолютно не сработала.
- Почему?
Алексей: Сёла, как выяснилось, обычно находятся в стороне от дороги. А подъезжаем к селу - то ночь уже, то батюшки нет… Правда, в Чувашской республике прожили два дня в Свято-Троицком мужском монастыре в городе Аладыре. Здесь очень интересно получилось. На границе с Мордовией ливень нас застал, промокли абсолютно. И не планировали заезжать в Аладырь, но тут у Романа сломалось колесо, и мы вынуждены были зайти в монастырь. Мокрые, холодные. Монахи нас очень дружелюбно приняли. Настоятель удивился, конечно. Кто, говорит, благословил вас на такое дело опасное? Я бы, говорит, не стал. Удивительная там атмосфера. Как будто время затормозилось.
- Это было приятно ощущать?
Алексей: Да, приятно и необычно. У меня вот часы есть, подарочные, надёжные. Им 15 лет. Никогда не барахлили. Я купался в них - в море, в реках. А в монастыре начали постоянно останавливаться. Как выехали оттуда - опять безотказно работают. Там действительно времени не существует.
Роман: А в городе Лабытнанги, ещё в Ямало-Ненецком автономном округе, мы на дороге нашли гаечный ключ на «десять». Взяли с собой - не было такого. В республике Коми - уже после Ухты - у меня сломался багажник. Вопрос стоял даже о том, чтобы выбрасывать вещи. А остаться без них в самом начале пути…
- Ничего себе начало - тысяча километров!
Роман: Да, но две тысячи ещё впереди! Так вот: сломанный багажник упирался в раму, и можно было её повредить, что совсем нежелательно. Тут-то найденный ключ и пригодился. Если бы не он, не знаю, как вышли бы из положения. Ещё одна приятная случайность - через десять дней после начала пути встретили крестный ход. Это было на реке Юромка в Коми. Они шли третий или четвёртый день. Интересная встреча была.
- Вы вообще часто путешествуете?
Алексей: Часто, но маршрут примерно такой: Салехард-Москва-Хургада. Так что России-то, в общем, и не видим.
- Ну вот, проехали три тысячи километров. Впечатления? Какая Россия?
Алексей: Очень разная. Мы даже не представляли себе, насколько. Ландшафт изменяется каждый день пути. И самое приятное - чем южнее, тем меньше комаров! Здесь у вас вообще рай какой-то!
- Ну, не знаю…
Алексей: Что вы! У нас там закончились все репелленты - как водой обливались. А здесь вообще ими не пользуемся. Если один комар - так это ничего.
- Как люди к вам относились?
Алексей: Помогали - кто чем. В республике Коми, к примеру, нас циклон настиг. Очень жёсткая там погода. Плюс девять и постоянно моросит дождь. Одна бабушка на ночлег пустила. Совершенно незнакомых людей, одетых, как бродяги. Поверила на слово, что икону везём.
- Как бабушку зовут?
Алексей: Светлана Васильевна. Фамилию не запомнил, к сожалению. Она учитель языка коми в одном маленьком городке с трудновыговариваемым названием.
Роман: Да, не доезжая до города Емвы. Спасибо ей.
- А какие-то конфликтные ситуации в пути возникали?
Алексей: У меня на раме велосипеда всё время травматический пистолет Макарова в открытой кобуре был прикреплён. Внешне он ничем не отличается от настоящего. Я не раз замечал взгляды, которые бросали на наши велосипеды разные маргинальные личности. Но тем дело и ограничилось.
- Да, «Макаров» - весомый аргумент…
Алексей: …А учитывая ещё и нашу дикую внешность…
- Когда вы рассказывали в пути, зачем едете так далеко, вам верили?
Алексей: Чем южнее, тем верили меньше. В Кировской области на ночлег уже перестали пускать. Хоть и просились в сарай или на сеновал. Впрочем, вид у нас был не очень располагающий.
- Как выходили из положения?
Алексей: Да просто в кустах ночевали. Палатка была, но после ежедневных ста пятидесяти километров на велосипеде сил её устанавливать не оставалось. Пока забьёшь эти двенадцать колышков… Так что ложились в спальных мешках, а палаткой укрывались, как одеялом.
- Финансировали велопробег сами? Денег много потратить пришлось?
Алексей: Конечно, семейный бюджет это сильно подрывает. Мне обошлось это примерно тысяч в сорок. Но я охотник, рыбак заядлый, у меня много чего необходимого уже было. А вот Роману больше пришлось потратиться - порядка ста двадцати тысяч.
- Велосипеды не подвели?
Алексей: Конечно, были проблемы. Всех запчастей с собой не возьмёшь. То одно, то другое… Но главное - психология наша изменилась. Приходилось и через себя переступать, через комплексы свои, через гордыню. Даже в межличностном общении. У каждого ведь свои тараканы в голове. Так что выезжал я одним человеком, а приехал - другим.
- Комментировать
- 4251 просмотр
Автору
Уважаемый Сергей,статья получилась неплохой и ребята очень интересные. Но вот одна деталь просто режет глаз. Иван Семёнович Шемановский, русский церковный деятель, историк, этнограф, основатель первого музея на Ямале.Очень известная историческая личность и писать его фамилию с орфографической ошибкой как-то совсем не комильфо. Как журналист вы должны были это знать, ну или хотя бы "погуглить"
Спасибо, я поправил.
Спасибо, я поправил.