ЧТО СВЯЗЫВАЕТ ЛЕГЕНДАРНЫХ ТАНЦОВЩИЦ С БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТЬЮ
7 февраля отмечается Международный день балета, а 8-е число в нашей стране связано с миром танца. Ведь именно в этот день в 1673 году состоялся первый балетный спектакль в резиденции царя Алексея Михайловича Романова — история балета в России насчитывает уже целых 350 лет. Какое же место в ней занимают белгородцы?
С дореволюционных времён
Своего театра, где показывают балетные постановки, в Белгороде никогда не существовало. Однако в последние годы у жителей региона появляется всё больше возможностей прикоснуться к прекрасному миру искусства: к нам приезжают на гастроли балетные труппы, и на концертах можно увидеть номера местных коллективов, развивающих классический танец. Да и музыкальные фестивали, организованные белгородской филармонией, значительно расширили знания наших жителей и позволили посмотреть не только классические, но и современные балетные спектакли.
Приобщиться к балету белгородцы могли ещё до революции. Ведь рядом был Харьков, который часто принимал гастролирующих танцоров. Порой там создавали и собственные постановки. В Белгород артисты балета тоже приезжали. В Государственном центральном театральном музее им. А. А. Бахрушина в Москве хранятся несколько афиш, датированных 1902 годом. Они сообщают о гастролях в нашем городе труппы под управлением балетмейстера Правительственных театров Ф. Нижинского. Речь, вероятнее всего, идёт об отце гениального артиста русского балета Вацлава Нижинского — Фоме. Эту догадку подтверждает и упоминание на афише молодой солистки Румянцевой. Именно в неё влюбился Фома (Томаш) Нижинский и ушёл из семьи. Белгородцы могли увидеть балеты «Талисман любви» и «Бахчисарайский фонтан», а также большой дивертисмент. За июнь 1902 года труппа выступила три раза на сцене Летнего театра Сада общественного собрания. Кстати, о балете «Бахчисарайский фонтан», поставленном Нижинским, сохранились восторженные отзывы. Говорили, что он не уступал знаменитой «Шехеразаде», балетмейстером которой был прославленный Михаил Фокин.
Слава и забвение
В 1917 году на сцене женской гимназии в Короче выступила всемирно известная балерина Ольга Спесивцева. Она исполнила концертный номер «Умирающий лебедь».
— Вся сцена была усеяна живыми цветами. А по окончании номера в зале поднялся сплошной громовой шум от аплодисментов с восторженными криками зрителей «браво». Когда закончился концерт, молодёжь с восторгом вынесла её на руках из зала с букетами живых цветов, — вспоминал местный краевед Михаил Решетников.
В Корочу Спесивцева приехала неслучайно. Здесь жили её родные. По одним сведениям, это была бабушка, по другим — тётушки. В Короче родился отец балерины Александр. С детства он был увлечён искусством, играл на скрипке, рисовал, хорошо пел. Позднее уехал в Ростов-на-Дону и там женился. В семье было несколько детей. После ранней смерти Александра Спесивцева от туберкулёза его жене Устинье пришлось очень тяжело. Она была вынуждена определить двух дочерей и сына в приют для детей театральных работников. После они обучались в балетной школе. Больше всего талант к танцу проявился у Ольги. Она стала легендой балета, но жизнь сложилась трагически.
Знаменитый балетмейстер и педагог Энрико Чекетти сказал о талантливой танцовщице так: «В мире появилось яблоко, его разрезали надвое, одна половина стала Павловой, вторая — Спесивцевой. Но вторая ближе к солнцу». Её хвалили критики и боготворили зрители. Балерина гастролировала в США с «Русским балетом Дягилева». Танцуя в паре с Вацлавом Нижинским, покорила и зарубежную публику. На премьере «Жизели» в Мариинском театре Петербурга в 1919 году зрители плакали, поражённые её мастерством и проникновенностью. Жизель, исполненная Спесивцевой, на долгие годы стала образцом для других балерин. «Я слишком в неё вживаюсь», — говорила Ольга Александровна. Жизель, боготворившая графа Альберта, после раскрытия обмана возлюбленного сходит с ума и умирает. Эта история сильно потрясла балерину. Готовясь к роли, она даже посещала психиатрические больницы. Кто тогда мог знать, что спустя годы Ольга окажется в подобном заведении в качестве пациентки?
Спесивцева блистала в родной стране. В 1924 году она уехала на лечение в Италию и на родину больше не вернулась. Выступления на сцене парижского «Гранд-Опера», гастроли в Аргентине и Австралии не только приумножили её мировую славу, но и стали серьёзным испытанием для здоровья. В 1939-м Ольга Спесивцева эмигрировала в США, но после смерти своего агента она оказалась совершенно одинокой в чужой стране. Начали проявляться признаки психического заболевания — артистка стала забывать даже своё имя. Ольга Александровна вынуждена была прекратить балетную карьеру и на 20 лет попала в психиатрическую клинику, где сначала никто даже не знал, кто она такая. Через десятилетие её разыскал американский танцовщик Дейл Ферн, который однажды увидел портрет балерины в образе Жизели и влюбился. Ферн навещал бывшую балерину в клинике, следил за её выздоровлением. После продолжительного лечения память и рассудок вернулись к балерине, но на сцену Ольга Александровна больше не вышла. Последние 28 лет жизни она провела в США в окружении соотечественников.
Детство в Красном
Ещё один восхитительный образ Жизели создала на сцене известная балерина Людмила Семеняка. Родилась она в Ленинграде, но до семи лет жила у бабушки в Красном Белгородской области, на улице Октябрьской. Мама будущей балерины Мария Митрофановна после окончания школы уехала в Северную столицу, вышла замуж, но с жильём в послевоенном городе у супругов возникли проблемы, и маленькую дочь Люду они временно отправили на воспитание к бабушке. Тут девочка очаровывала всех своей необыкновенной пластикой, подвижностью и озорством. С малых лет у неё был талант к танцевальной импровизации. Первые свои номера она показывала в бабушкином халате. Вскоре родителям стало очевидно, что у девочки танцевальный талант, они забрали её в Ленинград. Уже в 12 лет состоялся дебют Люды на сцене Мариинского театра (в то время это был Ленинградский театр оперы и балета им С. М. Кирова) в сольной партии маленькой Мари в балете «Щелкунчик». В 1972 году балетмейстер Юрий Григорович пригласил её в Большой театр, где наставницей Людмилы становится легендарная Галина Уланова.
Творческий путь балерины был ярким, насыщенным и успешным — главные партии во многих классических и современных балетах, престижные премии и победы в международных конкурсах, работа в СССР, Великобритании, Аргентине. В 2002 году Людмила Ивановна стала педагогом-репетитором Большого театра. Пробовала себя и в качестве балетмейстера-постановщика, и драматической актрисы.
В прошлом году Людмила Семеняка отметила 70-летие. Несколько лет назад во время приезда в Красное её родители передали районному музею пуанты с дарственной надписью, фотографии из личного архива, записи балетных спектаклей. В 2022-м музейные работники посвятили прославленной балерине передвижную выставку «Души исполненный полёт», которая побывала в нескольких сёлах района.
- Комментировать
- 973 просмотра
Комментарии
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад