Присоединяйтесь

Топ недели

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Брависсимо, маэстро!

Концерт симфонического оркестра Белгородской филармонии произвёл в Харькове настоящий фурор

4.1_9.jpgВ музыкальной жизни Харькова произошло событие. На закрытие ХIII Международного фестиваля «Сергей Рахманинов и украинская культура» в полном составе приехал симфонический оркестр Белгородской государственной филармонии. Этой встречи харьковчане ждали с нетерпением: оркестр уже участвовал в рахманиновских фестивалях и приобрёл в Харькове много поклонников.
Генеральным директором фестиваля, как всегда, являлась заслуженный деятель искусств Украины Лариса Трубникова. Фестиваль состоялся при поддержке Харьковской областной администрации и руководства Харьковской областной филармонии. С российской стороны гастролям оркестра содействовал губернатор Белгородской области Евгений Савченко, координатором выступила директор оркестра Елена Латыш-Бирюкова. На концерте присутствовали высокие гости - cоветник-посланник Посольства РФ в Украине Всеволод Лоскутов и генеральный консул Генерального консульства РФ в Харькове Всеволод Филипп.
В течение пяти лет художественным руководителем и главным дирижёром оркестра является заслуженный деятель искусств Украины Рашит Нигаматуллин. Здесь необходимо вспомнить, что в 1994 году начинающий тогда дирижёр одержал убедительную победу на первом национальном конкурсе имени Стефана Турчака в Киеве. Любители симфонической музыки знают, что Нигаматуллин семь лет работал в нашем городе и возглавлял молодёжный симфонический оркестр «Слобожанский». Затем харьковчане потеряли дирижёра из виду, и вот он в Белгороде и теперь привёз программу, в которую входят 5-я симфония Петра Ильича Чайковского и сюита «Мёртвые души» Альфреда Шнитке.
Музыкальную мысль композитор излагает на бумаге с помощью нотных знаков. Можно исправно проиграть все страницы, учитывая размер, темп, штрихи. Прочтение партитуры дирижёром может оставить равнодушным или даже разочаровать. Но можно интерпретировать замысел композитора и таким образом, что заблестят грани обработанного бриллианта.
Когда артисты оркестра стали проходить на сцену, знатоки смогли отметить, что мы увидим так называемую «оперную посадку»; первые скрипки слева, вторые справа, а виолончели по центру. Это заинтриговало. После аннотации, которую представила доктор искусствоведения Елена Рощенко, должна следовать фраза: дирижёр занял своё место за дирижёрским пультом. Но пульта не было! Лишь дирижёрская подставка. Это сразу бросилось в глаза и сделалось даже как-то не по себе. Как? Наизусть? 5-я Чайковского? Значит, будет представлен мировой уровень дирижирования!
Каждая нота у Чайковского не случайна. И Рашит Нигаматуллин приложил титанические усилия к тому, чтобы убедить в своей трактовке, показать своё видение четырёхчастного цикла. Эта концепция оказалась настолько захватывающей, что великий композитор предстал перед нами иным, не сомневающимся и покорным поворотам судьбы, а отчаянным, темпераментным и неистовым борцом за счастье!
Симфония была сыграна в едином порыве, почти без пауз между частями (в эти мгновения ощущалась наэлектризованная тишина в зале). Дирижёр добился соответствия между своим внутренним миром и сиюминутным реальным воспроизведением написанного, установил удивительный баланс между группами инструментов и звучанием оркестра в целом.
Глубокое изучение произведения Нигаматуллиным стало очевидным уже с экспозиции первой части. И далее даже для искушённых ценителей важным оказалось не то, как мастерски Чайковский в разработке и репризе трансформирует тему рока и как удары судьбы будут побеждены силой духа. Слушателей увлёк стремительный музыкальный поток, повинующийся указаниям дирижёра. Маэстро противопоставлял мощь и подлинно мужскую хватку в главной партии необычайно мягким жестам в изображении вальса (побочная партия), с нежными синкопами и плавными мелодическими волнами.
Во второй части мудрость дирижёра заключалась в том, что, давая возможность солирующим инструментам проводить тему, он выявил красоты сопровождения, насытил оркестровую ткань богатством всех красок, заложенных Чайковским. А затем на нас буквально обрушилась тема рока: дирижёр, сжав левую руку в кулак, был неистов в необходимости борьбы со злом и желании преодолеть его во что бы то ни стало. Да, борьба всегда требует затраты сил, но это того стоит. Ведь счастье не приходит - его завоёвывают. Заключительная тема у кларнета прозвучала уже умиротворённо и проникновенно. Подобно стоп-кадру застыла фермата. Так Нигаматуллин чрезвычайно элегантно завершил вторую часть.
Вальсы Чайковского... В каждом из них есть своя изюминка. Дирижёр представил вальс третьей части симфонии безмятежным бытовым танцем. Логические завершения коротких фраз выявили филигранную проработку деталей.
Жажда жизни в четвёртой части оказалась столь желанной, что выразилась в необходимости темпа более быстрого, нежели ожидала. Теперь Рашит Нигаматуллин излучал энергию и оптимизм. Ни тени сомнения - все невзгоды в прошлом. Уверенно он вёл нас, именно всех нас - и оркестр, и слушателей - к торжествующим заключительным аккордам.
Во втором отделении концерта гости из Белгорода представили сюиту «Мёртвые души» Альфреда Шнитке в концертной аранжировке Геннадия Рождественского. Сюита написана на основе музыки к одноимённому телефильму режиссёра Михаила Швейцера.
Было не только чрезвычайно интересно слушать это произведение, но и наблюдать за игрой музыкантов. Если в первом отделении артисты оркестра были внимательны и сосредоточены, то теперь они чувствовали себя более вольно, но не менее ответственно. Нам продемонстрировали приём «инструментального театра», когда пианистка появилась на сцене ровно к своему номеру. Причём она не проходила между рядами музыкантов, а вышла со стороны зала, и дирижёр подал ей руку. Мы увидели не очередную артистку оркестра в строгом концертном платье. Был создан стилизованный образ исполнительницы, с соответствующей причёской и поведением. Номера сюиты преподносились дирижёром в лёгкой, изящной манере. Он мог позволить себе полуобернуться к залу, жесты были свободны и раскованны. Но вот Нигаматуллин сошёл с дирижёрской подставки - и (согласно партитуре) несколько раз ударил рукой по клавишам рояля…
Киномузыку Шнитке по тематике можно отнести к серии «музыканты смеются». Причём музыканты белгородского оркестра сделали это с хорошим вкусом и чувством меры. Дирижёр выпукло, узнаваемо представил в девяти частях сюиты гротескное изображение действительности. Был юмор и скепсис, лиризм и шаржирование. Но не было комикования, заигрывания с публикой. За что отдельное спасибо.
…Оркестру дарят корзину с цветами. Маэстро высоко её поднимает, эффектно показывает оркестру и ставит на дирижёрскую подставку. Кланяется. Быстро проходит в глубь сцены. Всё. «Закрыть занавес!» - так скомандовали бы в театре. А здесь занавеса нет, и музыканты покидают сцену.
Но нас не покидает чувство сопричастности к историческому моменту: в гостях был белгородский симфонический и сам Рашит Нигаматуллин!

 

Жанна КОМЛЕВА.
Фото Юрия БОГРАДА

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
КАПЧА
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина