Читать она научилась самостоятельно в пять лет. И с той поры готова была учить всех: сестёр, мальчишек и девчонок из соседних дворов. «С пяти лет я не мыслила себя в другой деятельности, кроме как быть учителем. Это - потребность души!» - говорит директор Дубовской школы, что в Белгородском районе, Валентина Владимировна Шатило - призёр областного конкурса «Директор школы» и лауреат всероссийского конкурса.
С детьми проблем нет
Проблема была лишь в том, какой факультет выбрать. Удивительный случай, но все науки давались ей одинаково легко. Учительница математики, например, обиделась, что её любимая ученица поступила на факультет русского языка и литературы.
А она свой выбор объясняет так.
- Хотелось и грамотность свою показать, и чтобы будущая профессия с нравственным воспитанием детей была связана. А что, как не родной язык и родная литература, формируют человека и гражданина?
Учительствовала она почти тридцать лет.
Причём так была предана любимому делу, что когда ей говорили «ваши дети», она в первую очередь думала об учениках, а не о детях родных. Их у Валентины Владимировны двое. Наверное, думает она сейчас, и сын, и дочь безумно ревновали вечно занятую маму к детям из школы. Но ничего не говорили, может быть, понимали. Хотя вспоминает и такое.
- Я всю себя отдавала работе. И вот, когда мой младший сын пошёл в первый класс, я на 1 сентября повела свой класс в кино, а он остался ждать меня один на крыльце школы. И сейчас у моих взрослых детей нет-нет да промелькнёт: мы не можем со своими детьми, как ты с нами…
В глазах - грустинка. Понимаю, тяжело было разрываться между любимыми учениками и любимыми детьми.
Зато сейчас она - образцовая бабушка. В те часы и дни, когда выходит из образа директора школы и становится просто женщиной, мамой и бабушкой, с удовольствием проводит время с тремя внуками. Благо, живут они рядом, в Белгороде.
- Бабушка я не строгая! - она улыбается, глаза теплеют.
- А руководитель строгий? - задаю вопрос.
На секунду она задумывается.
- Я не исповедую авторитарный стиль руководства. Предпочитаю сотрудничество, сотворчество. Считаю, это правильно, - говорит один из лучших директоров школ области. - Но бывают моменты, когда нужно и власть употребить. Например, недавно на педсовете обсуждали успеваемость учеников. Спрашиваю: с одной тройкой есть дети? Учитель отвечает: да, но проблема не в учителе. Вот тут я, каюсь, не выдержала… Моё мнение твёрдое: успеваемость от учителя зависит напрямую. Дети ведь разные: кому-то учёба даётся с лёгкостью, а кому-то приходится прилагать усилия. Развивать способности - вот задача учителя. Оценки ставятся не за красивые глаза, а исключительно по способностям и возможностям. Например, если ребёнок успевает по химии на 4-5, а по математике - на 3, скорее всего, это недоработка учителя. Можно понять, когда по русскому языку и литературе одни оценки, а по естественным дисциплинам - другие, но ведь знать физику и химию невозможно без знания математики, значит, что-то не так с учителем.
- А у вас были когда-нибудь проблемы с детьми?
- С детьми - не было. Детей я люблю и не понимаю, как вообще могут быть проблемы с детьми. Да, есть проблемные дети, но на то ты и учитель, чтобы в каждом найти что-то хорошее, светлое и попытаться развить именно эти качества. Я считаю, что все проблемы с детьми разрешимы, - уверенно говорит Валентина Владимировна.
Территория здоровья
На вопрос «Есть ли у вашей школы своя изюминка?», Валентина Владимировна отвечает, не задумываясь: «Конечно! Наша школа - территория здоровья!».
Школа работает в рамках одноимённого эксперимента, применяются здоровьесберегающие технологии. Учебные занятия перемежаются динамическими паузами, на базе школы работают много кружков и спортивных секций, три спортивных зала (в том числе борцовский и хореографический), причём работают с утра до вечера… А ещё - завидуйте, городские школьники, - здесь есть бассейн и сауна! Уроки плавания во время уроков физкультуры стали обычным делом. А во время уроков плавания - посещение сауны.
Медсестра постоянно контролирует состояние ребят, чтобы закаливающие и другие процедуры шли только на пользу.
- Сауну оборудовали недавно, в прошлом году, а запустили в марте этого года, - рассказывает В.В.Шатило. - А вот бассейн хоть и используется постоянно, уже морально устарел. Во-первых, его работа привязана к отопительному сезону - с 15 октября по 15 апреля. Летом подогреть воду невозможно, так как отопление отключено. Требуется капитальный ремонт бассейна - с новой системой очистки воды. Пока приходится её хлорировать, но ведь это уже вчерашний день.
По поводу капитального ремонта бассейна Валентина Владимировна обращалась за помощью и в администрацию района, и в правительство области. Понимает, деньги нужны немалые. Но ведь для детей так хочется сделать всё хорошо и сразу! И есть надежда, что в ближайшие год-два проблемы с бассейном будут решены.
Открытое сердце
На полке в шкафу в директорском кабинете - медаль и статуэтка в форме сердца. С надписью «Сердце учителя открыто каждому». Это - награда за призовое место в областном конкурсе «Директор года». В Дубовской школе В.В.Шатило директорствует уже седьмой год. Что сделано за это время? Отремонтированы здания основной и начальной школы (помещение последней несколько лет стояло закрытым, поскольку его аварийное состояние представляло угрозу для здоровья детей), закуплена новая мебель для всех классов и кабинетов, утеплены стены, оборудованы компьютерные классы… Причём родители приняли самое деятельное участие в обновлении школы.
- Когда я пришла работать в эту школу, здесь был всего один компьютерный класс с машинами старого поколения, - вспоминает Валентина Владимировна. - А сейчас у нас два компьютерных класса, 60 компьютеров, четыре интерактивных комплекса, 15 автоматизированных рабочих мест, компьютеры в предметных кабинетах, в кабинете психолога…
А вот коллектив, говорит, менять не пришлось. Потому что педагоги в школе опытные, творческие, давно работают вместе и у ребят пользуются уважением.
- Только надо было наших учителей встряхнуть немножко, активизировать их работу, - тут же добавляет Валентина Владимировна. - Ведь этого требует и новая образовательная политика государства.
Сотрудники инициативы нового директора поддержали. Вот лишь один пример: многие слышали о всероссийской программе «Наша новая школа» и о введении новых государственных образовательных стандартов. Активная реализация этих программ началась в нынешнем году. А в Дубовской школе ещё в 2005 году разработали и применили на практике направления деятельности, которые сейчас заложены в «Нашу новую школу».
Каждому - по плану
Профильное обучение старшеклассников - ещё одна изюминка Дубовской школы. Для Белгородчины это направление в образовании эксклюзивом уже не является, да только системы профильного образования ещё нет, в разных районах и разных школах его представляют себе по-своему. В Дубовом перешли на индивидуальные учебные планы. Это, считает Валентина Владимировна, более качественная образовательная услуга, чем традиционная организация учебных занятий, она позволяет наиболее полно реализовать способности детей.
Индивидуальные учебные планы - это когда дети сами выбирают предметы и экзамен, который будут сдавать. В десятых-одиннадцатых классах разработаны индивидуальные планы для каждого ученика. Видя мой удивлённый взгляд, предугадав следующий мой вопрос, Валентина Владимировна отвечает: «Далось это нелегко. И расписание нужно было составить грамотно, и при оплате труда возникли сложности, ведь при системе подушевого финансирования учителям выгоднее было получать деньги за большее количество учеников. А они вынуждены работать в малых группах. Да, педагоги теряют в зарплате, но они к этому готовы: лучше предоставлять услугу каждому ребёнку, это более эффективное, результативное обучение».
Директор, который берёт на себя смелость это утверждать, заслуживает уважения. Может, в такой школе работать трудно. Но что интересно - не вызывает сомнений. Тем более, не так давно школа получила статус школы с углублённым изучением отдельных предметов - русского языка, истории, физики, биологии, английского языка. А среди направлений профильного обучения наиболее востребованны старшеклассниками социально-гуманитарное, социально-экономическое, информа-ционно-техническое, биолого-химическое. При таком подходе зарыть талант в землю просто невозможно - учителя непременно его откопают. Откопают - и направят в нужное русло. Потому что главная задача учителя - сделать так, чтобы ребёнок учился с удовольствием.
Так что на конкурсе «Директор года» Валентине Николаевне Шатило было о чём рассказать и что показать. Даже эссе (по условиям конкурса каждый участник должен описать свою работу в жанре эссе) долго сочинять не пришлось. Просто взяли описание повседневной работы за последние годы и придали ему нужную литературную форму. Никакой показухи, притянутых «за уши» фактов. Потому что конкурс-то был непростой, а тоже с изюминкой: нужно было показать директора школы как управленца, менеджера, продемонстрировать, как руководитель образовательного учреждения способен решать проблемы самого разного плана.
После того, как В.В.Шатило направила своё эссе для участия во всероссийском конкурсе, в Белгородскую область наведались представители его оргкомитета. Побывали в белгородской гимназии № 1 и в Дубовской школе. Всё, что было описано в эссе Валентины Владимировны, члены оргкомитета хотели посмотреть на практике. Может, сомневались, что в российской глубинке вовсю используются инновационные программы образования?
Провожая гостей, директор Дубовской школы задала им лишь один вопрос:
- Ну что, мы вас убедили?
- Более чем, - был ответ…
Справка «Белгородских известий»
Дубовская школа открылась в 1954 году как начальная малокомплектная, и размещалась она в неприспособленном здании - в бараке. Новая средняя школа, построенная по типовому проекту, открылась в Дубовом в 1966 году.
Последние четыре года Дубовская школа занимала призовые места в рейтинге лучших школ области. Ученики и учителя школы занесены в энциклопедию «Одарённые дети - будущее России» за 2007, 2008 и 2009 годы.
Показатели успешности сдачи ЕГЭ выше среднеобластных. 98-100 процентов выпускников поступают в вузы.
Школа стала обладателем гранта в один миллион рублей в рамках нацпроекта «Образование». Здесь работают пять учителей - победителей национального проекта (в 2007, 2008, 2009 годах).
В Дубовской школе много детей, которые завоёвывают призовые места на олимпиадах, конкурсах, интеллектуальных марафонах, спортивных соревнованиях регионального и всероссийского масштабов.
- 3155 просмотров
Отправить комментарий