Нас, православных христиан, часто упрекают всевозможные сектанты и просто далёкие от религии люди в том, что мы носим нательный крест, поклоняемся установленным в наших храмах распятиям и непременно, обращаясь молитвенно к Богу, полагаем на себя крестное знамение - крестимся. Ведь крест был орудием самой позорной казни, на нём распинали за тяжкие преступления. Кстати, римские граждане ни за какую вину не могли быть распяты - их приговаривали к более «почётному» усекновению мечом. Но Христос хотя и подвергся этой позорной, с точки зрения ветхозаветного сознания, казни - оставался в момент распятия безгрешным (единственно безгрешным из всех живших на земле!), оставался Богочеловеком. И Своим безгрешным телом, Своими безвинными страданиями и самой Своей смертью Он освятил древо Креста.
Сим победиши…
Христов Крест почитается Церковью со времён апостольских. В Послании к галатам святого апостола Павла читаем: «Я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира»
(гл. 6, 14).
Христиане первых веков приходили к месту Распятия Спасителя для поклонения. Об этом свидетельствует святой Кирилл Иерусалимский и другие отцы Церкви. Хотя враги христианства - язычники и иудеи - всячески стремились это место осквернить. По утверждению историка Евсевия (IV век), вид Голгофы и Святой пещеры (места погребения Иисуса) был изменён до неузнаваемости: пещеру засыпали мусором, всю местность вымостили камнем и построили на Голгофе храм в честь языческой богини Венеры, а над Гробом Господним поставили идола бога Юпитера. Лишь первый император-христианин Константин Великий вернул христианские святыни из, казалось, небытия.
Ещё будучи язычником, Константин размышлял о христианстве и тайно молился Истинному Богу.
И вот однажды, перед битвой с воцарившимся в Риме язычником Максентием, особо яростно преследовавшим христиан, Константин среди ясного дня увидел на небе сияющее знамение Креста, на котором было написано: «Сим победишь». Чудо это видели и воины. Вслед за этим знамением, уже во сне, Константину явился Сам Христос, который показал императору тот же Крест и обещал победу не только над Максентием, но и над всеми врагами. Проснувшись, Константин велел сделать Крест Господень из драгоценных камней, а также начертать кресты на знамёнах, шлемах, щитах и орудиях воинов. Он одержал победу над Максентием и, воцарившись в Риме, воздвиг, по обычаю того времени, статую самому себе: в правой руке её был крест, а в пояснительной надписи победа над Максентием приписывалась «спасительному знамению».
Один из трёх
Через некоторое время мать Константина, благочестивая и христолюбивая царица Елена, отправилась со свитой в Иерусалим, чтобы, по настоянию сына, отыскать Крест, на котором был распят Господь, и воздать ему должное поклонение. Событие это произошло в 326 году. Сопровождаемая иерусалимским патриархом Макарием, Елена опрашивала жителей Иерусалима. Ей указали на пожилого еврея по имени Иуда, который знал место, где находилась Голгофа. Он долго отказывался указать его и только под угрозой пыток и смерти привёл царицу к языческому капищу. Когда разрушили храм Венеры, разобрали мусор и приступили к раскопкам, из-под земли донеслось благоухание, указывающее место нахождения Креста Господня. Но крест оказался не один, а все три - то есть и те, на которых были распяты двое разбойников. Здесь же была найдена и табличка с надписью «вины» Иисуса: она лежала отдельно и хотя указывала на подлинность крестов, но невозможно было определить, на каком же из них распинали Спасителя. Христианское предание говорит, что в это время мимо проносили усопшего. Патриарх Макарий остановил процессию и приказал возложить на тело по очереди все три креста. После одного из возложений усопший воскрес - так был определён Крест Христов. Некоторые историки говорят не о воскрешении, а об исцелении больного. Но это не главное. Чудо совершилось, и царица Елена, а за нею и множество собравшегося народа вознесли молитвы Господу и поклонение Кресту. Для того чтобы святыню могли сразу увидеть все, патриарх Макарий, став на возвышенности, поднял (воздвиг) Крест Христов. Отсюда и название праздника - Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. В тот день многие уверовали во Христа и приняли крещение. В числе новообращённых был тот самый еврей, который так упорствовал в нежелании указать место Распятия. Он получил в крещении имя Кириак, стал патриархом иерусалимским и принял мученическую кончину при императоре Юлиане Отступнике.
Царица Елена при деятельной поддержке сына совершила ещё немало славных дел в Иерусалиме и по всей Палестине: по её приказу был сооружён храм в Гефсимании на месте, где было погребено тело Пресвятой Богородицы, 18 церквей в разных местах Святой Земли, а главное - начата постройка храма Воскресения Христова на месте Гроба Господня и обретения Его Креста. Освящение храма состоялось 13 (по новому стилю - 26) сентября 335 года. Этот день и поныне празднуется Православной Церковью. А на следующий день, 14/27 сентября - праздник Воздвижения Креста Господня. За деятельную проповедь христианства царица Елена, как и её сын царь Константин, причислены к лику святых и удостоены звания равноапостольных.
Неведомая сила
Часть обретённого Креста и гвозди от него Елена послала своему сыну, а остальное заключила в серебряный ковчег и передала предстоятелю иерусалимской церкви с приказом хранить для грядущих поколений.
В те времена святыни выставлялись для поклонения безо всяких мер предосторожности. Как свидетельствуют древние церковные писатели, мощи святых мучеников, пострадавших за Христа, верующие люди разбирали на части и уносили в свои дома. Та же судьба поначалу была уготована и Кресту Господню.
В VII веке, во время войны персидского царя Хосрова с византийским императором Фокой, Святое Древо попало в руки персов. Но преемник Фоки император Ираклий обратился за помощью к Богу. Его поддержали все христиане Византии, вознося молитвы и совершая посты. И совершилось чудо. Непобедимый Хосров был убит собственным сыном, а Ираклий разгромил персов, отобрал у них святыню и повёз её снова в Иерусалим. При подходе к городу Ираклий возложил Крест на свои плечи и сам понёс его. Но у ворот, где во времена Спасителя начинался подъём на Голгофу, его остановила неведомая сила. Среди встречающих царя, нёсшего Крест, находился патриарх Захарий. Ему явился Ангел и объявил, что Крест Христов, который Господь нёс в состоянии уничижения, невозможно нести в царских одеждах. Услышав это от патриарха, царь тут же переоделся в бедную одежду и босиком внёс Крест в храм.
Постепенно, с течением годов и веков, с увеличением числа христианских храмов, монастырей и даже государств, Честное Древо было раздроблено на части и развезено во все концы вселенной.
Восьмиконечный крест
За двухтысячелетнюю историю христианства накопилось очень много различных изображений креста. И у каждого - своя история, своё догматическое объяснение. То, что на первый взгляд кажется нам необычным, оригинальным или просто красивым, на самом деле имеет особый смысл. К сожалению, газетная площадь не позволяет рассказать о каждом изображении креста. Но значение наиболее распространённого в нашей стране креста - восьмиконечного - нужно знать всем православным.
Над средней перекладиной этого креста, которая длиннее других, находится прямая короткая, а под средней, ближе к основанию креста, - короткая косая, один конец которой устремлён ввысь, а второй тяготеет к земле. Форма такого креста более всего соответствует тому, на котором был распят Христос. Правда, нижняя перекладина была ровной и служила подставкой для ног. Но из Евангелия мы помним повествование о двух распятых по правую и левую сторону от Христа разбойниках. Тот, что был слева, хулил Господа и смеялся над Ним («Если Ты Христос, спаси Себя и нас»); распятый же справа пытался остановить «товарища по несчастью», а затем обратился к Христу со словами: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» - и получил ответ Спасителя: «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23, 39-43). Так что косая перекладина на восьмиконечном кресте - это образный указатель в Царство Небесное для одних и во «тьму внешнюю», где «будет плач и скрежет зубов» (Мф. 8, 12), для других.
К средней перекладине прибивались руки распятого человека, а на верхней надписывалось его имя и вина. Так как наместник римского императора в Иудее Понтий Пилат не нашёл у Иисуса никакой вины, то приказал написать на табличке: «Иисус Назарянин Царь Иудейский» (чем вызвал недовольство обвинителей: напиши, просили они Пилата, что Он выдаёт себя за царя; на что Пилат ответил: «Что я написал, то написал» - Ин. 19, 21-22).
Догматически же - восемь перекладин Креста означают восемь основных периодов человеческой истории, где восьмой - «жизнь будущего века», Царство Небесное (всё та же нижняя перекладина). А путь в это Царство открыт Христом через Его Искупительный Подвиг, о чём говорит Он Сам: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6).
Когда на восьмиконечном Кресте изображается распятый Господь, такой Крест становится полным образом Распятия Спасителя. По догматическому утверждению Церкви, в нём содержится вся полнота силы, заключённой в крестном страдании Господа, и таинственное, непостижимо для человеческого разума, присутствие Христа Распятого. Но такую силу имеет только Крест-Распятие, освящённый по православным канонам.
…всех привлеку к Себе
Существует два вида изображения Распятия: более древний рисует руки Спасителя протянутыми вдоль средней перекладины, Христос как бы парит в воздухе; на более поздних изображениях тело Спасителя провисает, руки подняты вверх и в стороны. Такое изображение более соответствует внешней, видимой взору наблюдателя, картине Распятия и зримо передаёт страдания Христа. Но за кадром остаётся догматический смысл Его страданий. Первый же вид Распятия, на котором тело не висит, а торжественно покоится на Кресте, являет образ вознесённого на Крест Господа, который объемлет Собой вселенную и всё человечество зовёт, по слову евангелиста Иоанна, в Свои объятия: «Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12, 32). На древних бронзовых распятиях в верхнем продольном конце Креста изображается Святая Троица, в верхней короткой перекладине - приникшие ко Христу Ангелы; у правой руки Христа - солнце, у левой - луна; на косой перекладине у ног Спасителя - вид города как символа человеческого общества; под подножием Креста изображена голова (череп) Адама, чьи грехи Спаситель омыл Своей кровью, а ещё ниже - древо познания добра и зла, которое принесло смерть Адаму и всем последующим поколениям людей и которому противопоставлено теперь Животворящее древо Креста Господня, возвращающее верующим во Христа и живущим с Богом и в Боге - вечную жизнь.
- 1454 просмотра
Отправить комментарий