Курский живописец заставил задуматься о пространстве, в котором мы существуем, и предложил поразмыслить, какой посыл несёт реалистическое искусство
Звучит фамилия Дайбов - и все говорят: «Курская школа». Почерк известного живописца из Курска уникален и легко узнаваем - перепутать его картины с другими сложно. У Владимира Александровича есть последователи и есть подражатели. Одних своих зрителей он приводит в восторг, других - в недоумение. Впрочем, всё как всегда, когда речь о большом художнике. Предсказуемо было, что на вернисаж персональной выставки Владимира Дайбова поспешат многие. И совсем не предсказуемо - то, что автор «Прореализма» уготовит публике.
Между тем председатель Курской региональной организации Союза художников России представил свыше семидесяти живописных полотен разных лет. Только войдя в выставочный зал «Родина», где экспозицию открыли, и не успев ещё как следует их рассмотреть, уже поражаешься этим произведениям. И в первую очередь тем, что достаточно редко приходится говорить о том, как это сделано. В случае с Дайбовым - мастерски. Сознание сразу фиксирует крупный масштаб картин. Выбор подобного формата - всегда проверка для художника, как он сможет его освоить. В случае с курским автором он полностью оправдан. Вглядываемся дальше. Минимализм формы, сложность и гармония сочетаний композиционных элементов, сложные цветовые решения - восхищение только возрастает.
Всё же интересно, что говорит о своей манере сам художник.
- Владимир Александрович, ваши эстетические принципы?
- Стремление простыми и ясными формами выразить главное. Это задача совсем не простая. И тем она интересна. Любое упрощение грозит тем, что работа может не состояться. Когда ты делаешь подобное, то обязан попасть в десятку. Для моего мироощущения, видимо, проще выражаться большими формами. Я так чувствую. Долго к этому шёл. Позади - продолжительный академический период (окончил Ленинградское художественное училище имени В.А. Серова, творческую мастерскую живописи народного художника России, действительного члена PAX профессора А.П. Левитина Сибирско-Дальневосточного отделения Российской академии художеств. - Е.Ш.). В какой-то момент мне перестало хватать академических принципов и форм, я исчерпал эту тему до конца. Тогда начал искать то, что мне ближе, то, что соответствует моему темпераменту, что позволило бы выразить себя.
- И, на мой взгляд, пришли к уникальному языку. О простых, лаконичных формах вы уже упомянули. Что скажете о таком своеобразном воплощении пространства?
- Воздушная перспектива для меня не очень приемлема. Мне ближе фреска, древнее искусство. Возможно, сказывается желание вернуться к истокам.
- С кем по каким-то параметрам находитесь в художественном контексте? На кого ориентируетесь?
- Я с удовольствием смотрю работы Джотто, Феофана Грека, Дионисия… Нахожусь под влиянием течений начала XX века, немецкого экспрессионизма. И вот этот сложный гибрид влияний пытаюсь осмыслить с позиций современности, что даёт посыл для творчества. При этом я не останавливаюсь - продолжаю свой поиск.
Джотто - итальянский художник и архитектор эпохи Проторенессанса. Его называют автором, с которого начинается современная европейская живопись (здесь в первую очередь ссылаюсь на выдающегося отечественного историка искусств Паолу Волкову). И когда Дайбов произнёс его имя, я этот факт вспомнила и подумала о том, а не началась ли с творчества курского живописца какая-то новая эпоха в нашем современном искусстве. И, возможно, «Прореализм» - не только тема и лейтмотив выставки, но название для определения некой тенденции, которая со временем может послужить для оформления некоего художественного манифеста, пока несознательного (автор этого не подтверждает) и неясного.
- О направлении речи не идёт, во всяком случае пока. Но у ряда курских художников есть некие схожие черты, которые позволяют говорить о тенденции - декоративность, обобщённость, крупный формат, неофовистские влияния… - комментирует эту мою мысль искусствовед Наталья Гончаренко.
Ещё один художник, к которому Дайбов обращён, - легендарный советский мастер Александр Дейнека (был родом из Курска). Курская государственная картинная галерея носит его имя. Кстати, произведения Владимира Александровича представлены и в её коллекциях. А на выставке «Родина» экспонируют «Посвящение Дейнеке. №1». Цветовой и композиционный минимализм натюрморта с алоэ (в народе этот цветок называют «доктор» (!)) отсылает к пластическим решениям, характерным именно для Дейнеки.
В смысле же раскрытия темы и идей, воплощённых Дайбовым, я бы выделила три времени повествования - историческое, современное нам и вневременная субстанция. Связь с советским прошлым проведена тонко, ненавязчиво, но она очевидна. Здесь нет едкой критики, какого-то порицания - скорее, глубокомысленно погружение, рефлексия. Мы видим заводы, фабрики, объекты промзоны - такие частые «персонажи» на картинах советских реалистов представали в атмосфере радужной, торжественной. Дайбов показывает, как всё это предано забвению. Как то, что раньше имело ценность, обесценилось. Как пример - его «Кочегарка» (в экспозицию вошли несколько по-разному решённых её версий). Столкновение времён можно наблюдать в произведении «Красная площадь» - застывший в веках Кремль и человек времени - парень на роликах с плеером - сопоставление олицетворений вечности и мига бытия. И что касается вневременного пласта - это философский разговор о константах нашего существования - скажем, одиночестве. Как передать его атмосферу? Железнодорожный вокзал. Опустевший перрон. Вагон, смотрящий своими чёрными глазницами пустых окон. Скамья, отбрасывающая жёсткую тень. «2006-я новогодняя ночь» - пространство неуютное, покинутое людьми и лишённое жизни. Что мы чувствуем - видимо, одиночество героя, который вынесен за рамки холста.
- Безусловно, всё это прочитывается, - соглашается Владимир Дайбов и поясняет: - Прореализм - лейтмотив выставки. И в эти рамках я рассуждаю. О времени прошедшем. Вспоминаю свои молодые переживания, сравниваю с сегодняшними, когда люди также отгородились от мира и также существуют в не совсем реальном пространстве. Есть здесь размышления о том времени. Я сам из него. И знаю многих художников - действительно реалистов. Но было много тех, которые просто так назывались. Их картины могли отличаться даже хорошей школой, но совершенно не были пропущены через душу. Совершенно не искренние, они имели только внешнюю предметную форму. Такой формализм. Мне захотелось поразмышлять про реализм, потому что многие путают это понятие с натурализмом, предметным искусством, которое может быть абсолютно бездуховным. Оно искажает представление не только об искусстве, но и о жизни. Но я не столько даю ответы, сколько ставлю вопросы. Сам задумываюсь и приглашаю зрителей, коллег поразмыслить на эту тему.
Экспозицию «Прореализм» завершат 24 ноября.
- Комментировать
- 2707 просмотров
Комментарии
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 14 недель назад