В советское время пожарные дружины и команды были в каждом колхозе области. К сожалению, после развала Советского Союза практически все они канули в лету. Хозяйствам, борющимся за своё выживание, было не до пожарных. И так каждая копеечка на счету, а тут ещё и пожарку обеспечивай! Кому оно надо?
Как оказалось - много кому. И в первую очередь - местным жителям. Взять, к примеру, Волоконовский район. Село Тишанка находится от ближайшего подразделения МЧС аж за сорок километров! Не дай Бог пожар - пока приедут спасатели - один фундамент от дома останется. Вот и получилось, что в области десятки населённых пунктов без защиты остались.
Естественно, это не могло не волновать правительство области. И вот в 2005 году губернатор Евгений Савченко издал постановление № 105 «О добровольной пожарной охране в Белгородской области». Так началось возрождение добровольных команд и дружин. Сейчас, спустя несколько лет, на территории области создано 253 подразделения добровольной пожарной охраны. Задействовано более полутора тысяч людей и 281 единица техники.
Дружины и команды
Есть у нас в области ДПД и ДПК. То есть добровольные пожарные дружины и добровольные пожарные команды. Дружины созданы из инициативных жителей, которые по первому зову принимают все меры для тушения пожара. При этом из-за отсутствия специализированной техники пользуются в основном топорами, ломами, лопатами, вёдрами и огнетушителями. Дружинниками только в прошлом году было спасено четыре человеческих жизни, а сумма спасённых материальных ценностей составила более девяти с половиной миллионов
рублей.
У добровольных пожарных команд отличий от дружинников много. Во-первых, они дежурят постоянно и за свою работу по пожарной охране получают зарплату. Во-вторых, имеют на вооружении специальную пожарную технику. В-третьих, у них есть свои помещения и спецодежда. Естественно, и возможностей для тушения пожаров у них неизмеримо больше. При том, что команды, как и дружины, находятся непосредственно в сёлах, куда быстро добраться сотрудникам МЧС достаточно сложно.
В ответе за несколько сёл
Село Шидловка Волоконовского района.
- Как только меня назначили на эту должность, - рассказывает Александр Войтов, глава администрации сельского поселения, - я сразу же стал добиваться создания пожарной команды. Администрация района пошла навстречу и очень помогла в этом начинании, спасибо большое Алексею Михайловичу Шенцеву!
Александр Иванович показывает здание, оставшееся с советских времён. И такой же автомобиль аж восемьдесят какого-то года выпуска.
- Конечно, всё это попало к нам в состоянии ужасном, - делится глава. - Но ребята сами сделали ремонт в здании, сами отремонтировали автомобиль. Докупили нужное оборудование. Зато теперь в нашем селе есть свои пожарные! Тем более что кроме нашего села команда должна выезжать в посёлки Алексеевка, Новый, Отрадное, Новоалександровка, Новая Долина и на хутора Толмачёв и Абалмасов.
О зарплатах и хозяйстве
В здании пожарной охраны разговариваю с местными пожарными. Всего их в штате четверо - трое водителей и начальник ДПК. Все мужики серьёзные, солидные. Начальник Николай Ермоленко, например, двадцать шесть лет отработал на «КамАЗе». В селе репутация у него хорошая. Не пьяница, не дебошир. Крепкий хозяин и отзывчивый человек. Такому можно поручить ответственное дело.
И команда подобралась под стать. Все бывшие водители. В своё время в колхозе подрабатывали в пожарке. Знают, что делать и как действовать. Тем более что сотрудники МЧС с ними занятия провели.
Одно плохо - зарплаты у добровольных пожарных маленькие. Водители по пять тысяч всего зарабатывают. Начальник - шесть. На эти деньги и прожить трудно, не то что семью прокормить. Вот и держат пожарные большие хозяйства. Благо график дежурств - сутки через двое - позволяет. У Ермоленко корова, бычок, тёлка, три поросёнка, гуси и индоутки. У водителя Валентина Ковалёва две коровы и телята. Не отстают от коллег Владимир Гайдашов и Николай Лотышев.
- Без хозяйства на такую зарплату разве ж проживёшь? - делится Гайдашов. - Если бы не огород да не скотинка - зубы на полку давно бы положили.
- Что такое пять тысяч? - поддерживает его Лотышев. - Зимой за газ да свет заплатить, и всё!
Боевое крещение
Мы сидим в пожарной «каморке». Справа - топчан. Слева - лавка. Посередине - напротив двери - стол. В углу притаилась буржуйка. Пожарные всю зиму топили дровами. Трудностей ещё много. Во время создания пожарной команды в здании не было ни телефона, ни электричества. На работе огнеборцы находятся в спартанских условиях. Однако привыкли. Тем более что телефон им провели, к будущей зиме обещают и отопление сделать. Лишь бы работали пожарные на совесть. И они стараются. За полгода команда шидловских пожарных уже четыре раза тушила крупные пожары. Работу свою сделали на «отлично».
- Не страшно было? - спрашиваю у них.
- Да как сказать, - задумчиво говорит Николай Ермоленко, - нет, наверное.
- Волнение было, - признаётся Валентин Ковалёв, - но больше за свою работу. Справимся - не справимся? Машина не подведёт ли? А бояться некогда было…
- Мы же, тем более, не молодые уже, - говорит Гайдашов. - Всё уже повидали. Чего бояться?
- Ну, а ответственность ощущается?
- Конечно, - Николай Лотышев пожимает плечами, - так ответственность на любой работе есть, она всегда ощущаться должна. Хоть ты водитель, хоть скотник, а хоть пожарный. Какая разница?
Работу делать надо
Едем в село Тишанку всё того же Волоконовского района. Здесь тоже работает с сентября прошлого года добровольная пожарная команда. Рядом с пожарной частью встречает глава сельского поселения Алексей Винограденко.
- Расскажите о пожарной
команде, - прошу его.
- А что рассказывать? - глава задумался. - Работают ребята хорошо. Четыре человека в команде - три водителя и начальник. Водители дежурят посменно, а начальник ежедневно работает, кроме воскресенья. Условия мы им стараемся создать как можно лучше. Помещение есть - «Русагро» выделило. Да и машина пожарная, хоть и старенькая, но имеется.
Здесь же стоит начальник пожарной команды - Сергей Филатов. С ним двое пожарных - Василий Фролов и Алексей Федорченко. И опять разговоры о жизне и работе. Тот же график, те же хозяйства, те же зарплаты, те же пожары. За одним исключением - тишанским пожарным уже пришлось при тушении пожара в борисовском общежитии столкнуться с обгоревшим трупом. Однако страха никто из добровольных пожарных не выказал и опасную работу бросать никто не собирается. Алексей Федорченко так вообще заявил, что бояться живых нужно, а не мёртвых.
- А работу эту всё равно кому-то делать надо! - сказал, как отрезал Алексей Иванович. - Да опасная, но лучше уж мы рисковать будем, чем молодёжь. Мы и пожили, и жизнь увидели. Так что нас напугать чем-нибудь трудно.
Сухого рукава
Главный специалист отделения надзорной деятельности Волоконовского района ГУ МЧС Сергей Колесников о новой инициативе отзывается только положительно:
- Вы представляете, раньше, если в Волоконовку позвонили и сказали, что дым только из-под крыши показался, пока пожарные приехали - дом уже до фундамента выгорел. Ехать далеко, а огонь не дремлет. А сейчас у нас дальние сёла и посёлки охвачены. На месте есть пожарная машина, которая до приезда основных сил если и не потушит пожар, то и разгореться ему не даст.
Обычные сельские жители, волею судьбы ставшие пожарными, осваивают не только пожарную технику, но и терминологию.
- Раньше говорили шланг, а теперь - «рукав», - рассказывает с улыбкой начальник команды. - Не гидрант, а «ствол». И так далее…
Прочно входят в привычку и пожарные суеверия. Нельзя, например, прощаться после дежурства. Пожарную машину должен мыть только заступающий караул. Нельзя протирать проблесковые маячки…
Когда я прощался с сельскими пожарными, пожелал им, чтобы пожаров на вверенной территории не было.
- Неправильно, - улыбнулся Алексей Федорченко, - желать нужно «сухого рукава». Принято так у пожарных.
Ну что ж! Желаю добровольным пожарным «сухого рукава», а если, не дай Бог, случится пожар - чтобы миссию свою выполнили достойно.
- 1295 просмотров
Отправить комментарий